Изложение с творческим заданием
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока развития речи в 4 классе по учебнику Канакиной УМК " Школа России". Изложение с творческим заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_s_tvorcheskim_zadaniem.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Вялых Лидия Юрьевна учитель начальных классов
«МБОУ СОШ №38» г.Барнаула
Тема: Подробное изложение повествовательного текста с творческим заданием
Цели:
Предметные
1.Обобщение представлений о композиции повествовательного текста.
2.Формирование умения определять тему и главную мысль текста.
3.Формирование умения составлять заключительную часть текста.
4. Формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста.
5. Формирование умения записывать текст изложения по плану.
Метапредметные
Осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения.
Регулятивные
Умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного.
Коммуникативные
Умение вступать в речевое общение, строить высказывания, умение аргументировать.
Личностные
Развитие интереса к изучению родного языка.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Постановка учебной задачи. | - Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса. - Где ещё вы используете подробный пересказ? - Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения. -Что значит написать изложение? -Что необходимо для написания изложения? - Как мы обычно работаем над изложением? - Какие операции надо выполнить, готовясь к изложению? - Чему вы будете учиться, работая над изложением? Учитель фиксирует цель на доске. У известного писателя Н.И.Сладкова есть произведения, в которых он делится с читателями своими наблюдениями. Водном из рассказов говорится о маленькой птичке скалистом поползне и большой ядовитой змее гюрзе. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент фильма об этих животных, чтобы вы могли представить себе, как в жизни выглядят скалистый поползень и гюрза. Демонстрируется фрагмент фильма. По рассказу Н.И. Сладкова мы сегодня напишем изложение. | ( Рассказываем товарищам о поездке, своих приключениях). Сначала готовимся, потом пишем. Определить тему, главную мысль, составить план, выбрать слова опоры, пересказа ( Учиться создавать текст, учиться записывать текст). |
2.Знакомство с текстом изложения . | Откройте учебник на стр. 101 упр.180.Прочитайте текст изложения и ответьте на вопрос, о чём говорится в тексте? | |
3. Беседа по содержанию. | - О чём рассказывается в тексте? | О том, как птичка скалистый поползень защищала птенцов от гюрзы. |
4.Анализ структуры текста. | -К какому типу речи вы бы отнесли этот текст? Докажите это. Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько? - У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст? -Вспомним, из каких частей состоит любой текст повествования? С чего всё началось? Прочитайте. - Как называется такая часть? - Что происходит дальше? Прочитайте. -Как называется эта часть? - Найдите самый острый интересный момент. Прочитайте. - Как его называют? - Как называется последняя часть текста? - О чём в ней говорится? - Что мы составили? На доске.
- Так строится любой текст повествования. Схема не отражает конкретного содержания текста, чтобы понять и пересказать текст, что надо составить? | Повествование. В тексте рассказывается о том что произошло, что случилось. Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо. Вспоминают типы текстов, определяют тип данного текста. Это текст повествование. Вспоминают структуру повествовательного текста, называют части. -Текст повествования состоит из 4 частей. Кричит птичка скалистый поползень. Это начало действия или завязка. Развитие действия.
Кульминация. Конец действия или развязка. Чем всё закончилось. Схему текста повествования. Надо составить план. |
5.Составление плана текста | Поработаем над каждой частью в отдельности. В каком предложении отражено основное содержание первой части? - Что вызвало тревогу? -Как можно короче выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана. Назовите предложение, в котором выражена главная мысль второй части. - Где было гнездо поползня? Как птица пыталась защитить птенцов? Какой художественный приём использовал автор в этом предложении? С чем сравнил поползня? Почему у него родилось такое сравнение? В каком ещё предложении используется такой же приём? Почему сравнивает змею с вопросительным знаком? Какое предложение передаёт отчаяние поползня? Какое образное выражение использует здесь автор? - Как его поняли? Сократите предложение до пункта плана. Какими словами выражена главная мысль третьей части? Какое чудо произошло? Было ли страшно поползню? Сильный ли был удар маленькой птички? Почему автор называет такое поведение чудом? Как озаглавим третью часть? Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? С какого предложения можно начать четвёртую часть? - Как озаглавим эту часть? Определите главную мысль текста. Озаглавьте текст. Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа План 1.Тревога 2.Гюрза у гнезда. 3.Случилось чудо 4Птенцы в безопасности. - Что ещё кроме плана поможет вам пересказать текст? Что необходимо выписать из текста? - Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия? Выпишите слова - опоры к первой части. Что такое ущелье? Ущелье-расселина в горах. Узкая глубокая с обрывистыми склонами долина. - Какие слова возьмёте из 2 части? Какие слова возьмёте из третьей части? Какие слова использованы в тексте, когда говорится о змее? Посмотрите как автор избегает повторов , нам надо поучиться этому у автора. | В ущелье гор тревога. Кричит птичка. Зашёлся криком. 1.Тревога.
Ещё немного гюрза заползёт в гнездо. На отвесной скале. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Сравнение С юлой. Крутятся одинаково на месте. Зашёлся криком. Долго крича, как бы онеметь, затихнуть, обессилить. 2.Гюрза у гнезда Змея сорвалась со скалы. 3. Случилось чудо. Поползень спас птенцов. Всё хорошо. Все спасены. Птенцы в безопасности. Читают план. Слова опоры. Глаголы. Ущелье кричит скалистый Ползёт юлой крутится кричит зашёлся криком изогнулось заползёт Юлой крутится Изогнулось вопросительным знаком Случилось, вспорхнул ударил сорвалась Гюрза, змея, ядовитая змея, зелёное тело |
6.Орфографическая подготовка | - Давайте поиграем в игру «Эхо». Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся. Учитель называет слова: Тривога атвеснай Палзёт идавитая Зилёнае Изагнулась Вапрасительным Нимного Запалзёт Вспархнул Сваим Сарвалась Поиграем в игру «зоркий глаз». Зоркий глаз будет у того кто найдёт в тексте предложение с однородными членами и назовёт однородные члены. В этом предложении перед однородными членами есть обобщающее слово чудо, после обобщающего слова всегда ставится двоеточие. Найдите предложение, которое отличается от всех остальных по цели высказывания. Найдите предложения, где автор поставил знак тире. Возьмите маленький листочек, я разрешаю вам выписать из текста 4 любых трудных слова и использовать их в дальнейшем в качестве опорных. | тревога отвесной Ползёт ядовитая Зелёное Изогнулось Вопросительным Немного Заползёт Вспорхнул Своим сорвалась Выбирают предложение, называют однородные члены, приводят доказательства. Выбирают предложение, обосновывают свой выбор. Что случилось? Предложение по цели высказывания вопросительное остальные повествовательные. Читают предложения. Кричит птичка - скалистый поползень .Ещё немного -и гюрза заползёт в гнездо. Анализируя текст, выбирают трудные слова и выписывают на листок. |
7.Повторное чтение текста | В последний раз перед записью прочитайте текст. Мысленно перескажите его. | Каждый самостоятельно читает текст. |
8.Самостоятельная запись текста | Закройте учебники, отложите их в сторону. Откройте тетрадь, спишите с доски число. Название вида работы. Ниже заголовок. Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение. - Когда напишите, чем закончите работу? - Что будете проверять? -Что поможет проверить получился ли текст? Что ещё нужно проверить? Что вам поможет? Возьмите её. Как поможете себе в случае затруднения? Что сделаете сначала? Если это не поможет, что сделаете? Какой будет следующий шаг, если и это не поможет? Какой последний шаг в случае затруднения? Приступайте к работе. Памятка 1.Читаю как написано. 2.Выделяю те места, где сомневаюсь. 3.Помогаю себе Вспомню правило Спрошу у взрослых Посмотрю в словаре Посмотрю слова - опоры | Открывают тетради, записывают число, заголовок, пишут изложение. Проверим. Получился ли текст? Проверим орфограммы. План Орфограммы. Памятка. Попытаюсь вспомнить правило. Посмотрю слова опоры. Посмотрю в словаре. Спрошу у взрослого. |
| Проверяют работу, пользуясь памяткой | |
10.Итог урока | -Чему учились на уроке? -Кто справился с работой? - Кто желает прочитать заключительную часть своего изложения? -Кому ещё нужно время? - Что было самым трудным на сегодняшнем уроке? - Что было сложнее пересказать текст или написать без ошибок? -Вы согласны, что изложение сложный вид работы, чтобы научиться писать изложения, нам ещё предстоит над этим поработать не один урок. | Составлять текст. Пересказывать текст. Записывать текст. Составлять план. Вибирать слова - опоры. Составлять заключительную часть. По желанию читают конец действия. Развязку.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: изложение с творческим заданием (Хатынь)
Урок развиття речи с целью создания своего текста на основе данного....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Изложение "Медвежонок"с творческим заданием.
Описан подробный ход урока по написанию изложения с творческим заданием.Имеется презентация....
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г. Скребицкого «Воришка». (3 класс)
Конспект урока развития речи в 3 классе, раздаточный материал....
Статья "Изложение с творческими заданиями как средство речевого развития младших школьников"
В статье предложена программа речевого развития учащихся третьего класса при обучении изложению с творческим заданием,с фрагментами уроков....
Разработка урока по русскому языку на тему: "Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Коноваловой «Штора»"
Цель урока: создать условия для организации деятельности обучающихся по формированию умений сжатия текста изложения....
Тема: Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Коноваловой «Штора».
Тема: Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Коноваловой «Штора».Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Развитие речи.Форма урока: урок - изложениеЦель:...