Урок русского языка. "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тип урока

Урок новых знаний. Ознакомительный урок.

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая.

Тема

«Фразеологизмы»

Цель

наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся.

Основные термины, понятия

Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов, значение, словосочетание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopachan_a.a._frazeologizmy.docx41.68 КБ
Файл frazeologizmy_kopachan_a.a.pptx398.41 КБ
Файл kopachan_a.a._prilozhenie.docx147.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Авторы,  разработчики

Копачан Алена Андреевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9

Предмет

Русский язык.

Класс

2-а.

Тип урока

Урок новых знаний. Ознакомительный урок.

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая.

Тема

«Фразеологизмы»

Цель

наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся.

Основные термины, понятия

Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов, значение, словосочетание

Планируемый результат

Предметные умения: 

-    объяснять значения  устойчивых сочетаний - фразеологизмов;

- сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

- находить значение фразеологизмов в словаре;

 Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

определять общие для всех правила поведения;

проявлять позитивное отношение к процессу письма;

Регулятивные УУД:

 готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

Исследовать ситуацию: значение фразеологизмов не совпадает со смыслом отдельных составляющих его слов;

Использовать приобретённые знания при объяснении значения фразеологизмов.

  Коммуникативные УУД:

 Формулировать собственное высказывание, мнение.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы  

Фронтальная.

Работа в парах.

Работа в группах.

  Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. -  М.: Вентана-Граф, 2012.,  Презентация Microsoft RowerPoint; Раздаточный материал:  карточки с учебными заданиями.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации).

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений.

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы,

формулирование проблемы, планирование деятельности.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

 Закрепление   знаний.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Органи

зационный момент.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.1. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место.  

1. 2. Создание эмоционального настроя урока. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: 

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. 1.3. «Громко прозвенел звонок – начинается урок!

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!!!»

Объясните как вы понимаете – ушки на макушке…

1.1. Приветствие учителя. 

Проверка готовности к уроку,   правильности расположения учебников и школьных принадлежностей.

 Высказывание своих предположений о необходимости правильной организации своего «рабочего места».

Дети проговаривают законы урока.

Слайд 1.

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Объяснение детей.

Ушки на макушке – слушать внимательно.

2.Актуализация

Знаний.

 Предметные:

- уметь  находить в тексте ошибкоопасные места;

-  объяснять лексическое значение слов;

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- выполнять анализ; обобщение;

регулятивные:

- строить речевое высказывание

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1 Минутка чистописания.

 В тетрадях запишите число. Классная работа.

На первой строчке пропишите соединения букв, на второй строчке слова.

Объясните написание данных слов.

а)- Ребята, вспомните  из   чего состоит наша речь?

  -  Сколько значений может быть у слова?(одно и несколько)

- Сколько значений у слова язык?

   - А какое значение может быть у слова? (прямое и переносное)

Прочитайте предложение, где слово язык имеет прямое значение.

переносное значение.

Объясните, как вы понимаете смысл предложения Язык до Киева доведет.

  -  Где мы можем узнать, уточнить значение слова? (словари)

Оцените свою работу. (приложение1)

Дети пишут в тетрадь…

Слайд 2.              22 апреля.

Классная работа.

ег ге пр

сегодня праздник язык

- Эти слова из словаря, надо запомнить их написание.

У. Наша речь состоит из слов.

У. Есть слова однозначные и многозначные.

У.Слайд 3.

Язык - орган вкуса.

Язык –  система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию – речь русская…

Язык у колокольчика.

У.Слова имеют прямое и переносное значение.

Слайд 4.

Лиза обожгла язык горячим чаем.

Язык до Киева доведет.

Учащиеся вносят результаты в Карту, с учётом критериев оценивания.

3. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности.

 

Предметные:

- уметь писать каллиграфически правильно;

- объяснять значение слова и устойчивого сочетания слов

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

Работа по учебнику, стр.102. урок 129.

Рубрика «Давай подумаем»

б)Послушайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти»

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»

Ребята, ответьте на вопросы:

-Почему Светлана не увидела лета?

-Что имела ввиду мама Светы?

-Почему девочка не поняла маму?

-А вы слышали когда – нибудь такое выражение?

-Как вы думаете что оно обозначает?

-А можно ли заменить его одним словом? Каким? (время быстро пройдет)

Рубрика «Тайны языка»

-В основе этого случая, который описал Корней Чуковский, лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм.

-Слышали  ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать?

Значит,  какая тема нашего урока?

Правильно, фразеологизмы.

.Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать что такое фразеологизм и фразеологический оборот.

2.Объяснять значение фразеологизмов и фразеологических оборотов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами и фразеологическими оборотами.

4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Оглянуться, значит посмотреть назад…

Слайд 5.

 Оглянуться не успеешь – быстро

Оглянуться не успеете , как наступит перемена.

Обучающиеся формулируют тему и цель урока:

Слайд 6.

Слайд 7.

4. Закрепление знаний.

 

Предметные:

 - наблюдать за значением фразеологизмов;

- работать с фразеологическим словарем;

- находить в словах изученные орфограммы, объяснять правописание слов.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

- ориентироваться в учебнике;

- - овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

-  уметь сравнивать,  объяснять выбор критерия для сравнения;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- оценивать действия других учащихся.

Работа с учебником.

Упр.№1 (работа в парах).

- Известны ли вам эти устойчивые сочетания слов – фразеологизмы?

- Объясните значения каждого фразеологизма одним словом.

- Что поможет вам в работе? (подсказка).

.Проверка.

 

-А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)

г)Знакомство с фразеологическими словарями.

Физминутка.

Слайды 6 - 7.

а)Групповая работа по карточкам: подберите к картинке фразеологизм и объясните его значение (работа со словарем).

Карточка.

Вставить палки в колеса.

Ходить по струнке.

Водить за нос.

Щеки горят.

Сковать льдом.

Смотреть сквозь пальцы.

Слайд 8.Проверка.

-Оцените себя, как вы справились с работой.

-Ответьте мне на вопрос, зачем мы используем в своей речи фразеологизмы, если можно сказать одним словом?

-Да, русский язык очень богат фразеологизмами, они прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы их будем знать  и научитесь их использовать в своей речи, тем выразительней и ярче станет ваша речь.

б)Коллективная работа. Упр.2

-Составьте предложения с  данными фразеологическими оборотами.

а) Дети составляют предложения, учитель записывает на доске.

б) 2 предложения по выбору записываются в тетрадь.

в) устная работа со значением слова- рот (вывод – слово рот во всех случаях употреблено в  своем основном значении)

Правила работы в парах.

5.Итог урока.

Рефлексия.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд 9.Работа в группах упр.3

Проверка.

 5.1. Обучающиеся высказывают своё   мнение, заполняют  «Карту результативности», записывают домашнее задание.

Слайд 10.

  1. Что я узнал на уроке?
  2. Чему я научился?
  3. Что у меня вызывало трудности?
  4. Что мне нужно еще узнать?
  5. Над чем  мне нужно еще поработать?

Слайд 11.

по выбору. с. 105,у. 4 ; р.т. с.28. у.6. повторить словарь

Оценить себя по критериям с помощью специального значка «х» (крестика)

П       Я правильно отвечал на вопросы, не допускал ошибок при выполнении заданий

А      Я  активно  работал в группе, на уроке. Мне было интересно.  

                   П                                                                                                      А

Учитель: Копачан Алена Андреевна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

З аконы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Слайд 2

оглянуться не успеешь – быстро Оглянуться не успеете , как наступит перемена.

Слайд 3

Тема. « Ф разеологизмы ». Цели. 1.Узнать что такое фразеологизм. 2.Объяснять значение фразеологизмов. 3.Сравнивать значения фразеологизмов и свободных сочетаний слов. 4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.

Слайд 5

Работа с учебником. Упр.№1 (работа в парах). Зарубить на носу - запомнить раз и навсегда. Только пятки засверкали - кто-либо стремительно убегает, очень быстро бежит. Как снег на голову - совершенно неожиданно, внезапно.

Слайд 6

Групповая работа по карточкам: подберите к картинке фразеологизм и объясните его значение (работа со словарем). Карточка. Вставить палки в колеса. Ходить по струнке. Водить за нос. Щеки горят. Сковать льдом. Смотреть сквозь пальцы.

Слайд 8

Вставить палки в колеса. Ходить по струнке. Водить за нос. Щеки горят. Сковать льдом. Смотреть сквозь пальцы .

Слайд 9

Упр.3. Ни свет ни заря – очень рано. Язык без костей – болтун. Пускать пыль в глаза – отвлекать. Гонять лодыря – ничего не делать. Держать язык за зубами – молчать. Рукой подать – близко. Ломать голову – думать.

Слайд 10

Что я узнал на уроке? Чему я научился? Что у меня вызывало трудности? Что мне нужно еще узнать? Над чем мне нужно еще поработать?

Слайд 11

Домашнее задание по выбору. с. 105,у. 4 ; р.т. с.28. у.6. повторить словарь



Предварительный просмотр:

Приложение.

http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/3.jpg                                         11.gif

http://im6-tub.yandex.net/i?id=5061914&tov=6                              http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/6.jpg

http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/4.jpg               http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/174.jpg

Карточка.

Выберите подходящий к рисунку фразеологизм и объясните его значение.

Вставить палки в колеса.

Ходить по струнке.

Водить за нос.

Щеки горят.

Сковать льдом.

Смотреть сквозь пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи"

Урок русского языка во 2-м классе на тему "Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи"...

конспект урока русского языка "Фразеологизмы"

Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема: «Фразеологизмы»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (фразе...

Урок русского языка "Фразеологизмы", 3 класс

Ознакомление учащихся с основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами....

Урок русского языка "Фразеологизмы"

Урок 129 -  "Фразеологизмы", 2 класс. Школа 21 века....

Технологическая карта урока русского языка "Фразеологизмы"

Цель урока: сформировать первоначальное представление о фразеологизмах как устойчивых сочетаниях слов. Планируемые результаты: Определить понятие «фразеологизм». Научиться о...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Урок русского языка "Фразеологизмы"

В материале содержится технологическая карта и сценарий урока...