конспект урока русского языка "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Бородулина Любовь Николаевна

Предмет: «Русский язык»

Класс: 3

Тема: «Фразеологизмы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (фразеологизмы-устойчивые сочетания слов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Бородулина Любовь Николаевна

Место работы: МОУ СОШ с. Калуга Фёдоровского района

Должность: учитель начальных классов

Предмет: «Русский язык»

Класс: 3

Тема: «Фразеологизмы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (фразеологизмы-устойчивые сочетания слов).

Задачи:

- формировать умение находить  в устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно применять в речи фразеологические обороты;

-содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые выражения; развивать умение осознанно строить речевое высказывание и записывать его; работать с разными источниками информации, ориентироваться в них; совершенствовать навыки работы в группе, самостоятельности, самоконтроля, самооценивания.

- воспитывать любовь и интерес к познанию родного языка

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения: для учителя: учебник «Русский язык» (3 класс), авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; рабочая тетрадь по русскому языку № 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки с фразеологизмами, карточки с животными, кроссворд, интнрактивная доска, интернет

для обучающихся: учебник «Русский язык» (3 класс), авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; рабочая тетрадь по русскому языку № 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; словарь фразеологизмов

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация учебной деятельности

(3 мин)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

На доске карточка со словами

СИНОНИМЫ
АНТОНИМЫ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
ОМОНИМЫ

-Найдите слово, которое вам не знакомо.

-Кто знает, что обозначает это слово?

Дети приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку

Дети отвечают на вопрос и дают определение знакомым словам и называют неизвестное слово

-ответ слово «фразеологизмы»

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 (6 мин)

Догадайтесь, о ком говорится в тексте.

  Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

-Вы догадались, о ком идёт речь?

-Все ли сочетания слов вам были понятны?

-Что же это за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные?

Дети отвечают:

-Речь идёт о нас (учениках)

Выводы детей созвучны стр. 49 учебника. (В русском языке есть немало устойчивых сочетаний слов, их называют фразеологизмами. Смысл фразеологизмов не определяется значениями входящих в них слов)

Вводится термин «фразеологизм»

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П, К)

  • понимание фактического и образного содержания текста (П)
  • умение формулировать вывод по итогам деятельности (П)
  • понимание алгоритма выполнения задания (Р)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
  • участие в обсуждении прочитанного содержания (К)
  • учет разных мнений (К)

3.Выявление

места и причины затруднений (постановка учебной цели)

 (4 мин)

  • Почему мы испытывали затруднение при выполнении предыдущего задания?
  • Нужно ли, хотите ли вы сегодня на уроке углубиться в эту тему?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • А как вы думаете, какие цели и задачи стоят перед нами на этом уроке?
  • Мало знакомы с такими выражениями
  • Да. Хотим
  • Дети формулируют тему урока
  • Дети ставят цели и задачи, которые должны быть достигнуты на уроке. Обсуждаются задачи и выбираются самые главные.

-наблюдение над языковым материалом (П)

  • умение формулировать вывод по итогам деятельности (П)
  •  участие в обсуждении (К)
  • целеполагание как постановка учебной цели (Р)

4.Построение проекта выхода из затруднения

(11 мин)

Работа по учебнику, стр. 59

1.Упр. №86

-_объяснить значение выделенных словосочетаний;

2.На доске написаны части фразеологизмов и вывешены карточки с изображением животных. Надо подобрать правильное изображение животного, чтобы получилось устойчивое выражение.

Голодный как…. (волк)

Сказка про белого… (бычка)

Убить двух…(зайцев)

Как … на сене (собака)

…носа не подточит (комар)

-Объясните значение каждого выражения.

Сформулируйте вывод по своим наблюдениям

(http://school-collection.edu54.ru/catalog/search/?text=%E8%E7%EE%E1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%FF++%E6%E8%E2%EE%F2%ED%FB%F5&tg=&interface=catal)-картинки животных

Физминутка (2мин)

 

Учащиеся самостоятельно находят фразеологизмы, ищут из значение в словаре фразеологизмов на с.157-158 учебника

Дети вставляют карточки в пустые места , читают выражение и объясняют его значение

Дети приходят к выводу, что фразеологизмы требуют пристального внимания к содержанию текста

  • наблюдение над языковым материалом (П)
  • способность выражать свои эмоции и чувства в вырази-тельном чтении (Л)
  • позитивная самооценка (Л)
  • умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, учебника (Р)
  • понимание алгоритма выполнения задания (Р)
  • целеполагание как постановка учебной задачи (Р)
  • понимание образного содержания текста (П)
  • поиск, выделение, систематизация необходимой информации (П)
  • выполнение логических действий (П)
  • умение формулировать вывод по итогам деятельности (П)

5. Первичное

закрепление с проговарива-нием во внешней речи

(5 мин)

Работа в парах

в рабочей тетради У.-67 с.29

-Соединить линиями каждый фразеологизм с его значением

-Устно составить предложение с любым фразеологизмом

Дети выполняют задание. Проговаривают фразеологизм и его значение

  • умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учебника (Р)
  • поиск, выделение, систематизация необходимой информации (П)
  • интерес к слову, внутренняя мотивация обращения к тексту (Л)
  • чувство любви к языку (Л)
  • проявление познавательной инициативы (Л)
  • использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления (К)
  • участие в обсуждении (К)

6.Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону (5 мин)

Работа по учебнику, У-85, стр. 50.

1.Выбрать из правого столбика слова, которые объясняют фразеологизмы. Записать парами по образцу

(падать духом - унывать) и т.д

2.Составить предложение, употребив в нём одно из данных устойчивых сочетаний слов.

  • Дети выполняют работу самостоятельно.
  • Самопроверка по эталону. На интерактивной доске тоже выполняется это задание.
  • позитивная самооценка (Л)
  • интерес к слову, внутренняя мотивация обращения к слову (Л)
  • использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления (К)
  • участие в обсуждении ситуации (К)
  • словарного запаса детей (П)

7.Включение в систему знаний и повторение (5 мин)

1.Работа с ЭОР

На интерактивной доске выведено задание. Надо подобрать к каждому выражению его объяснение.

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b32d11-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl3_10.swf)-

2. Работа в группах. Разгадай кроссворд Игра соревнование.

1.Он неверующий (Фома)

2.Только и видали (пропал)

3.Чуть свет (рано)

4.Намотает на ус (запомнит)

5.В час по чайной ложке (медленно)

6.Шиворот-навыворот (наоборот)

7.Рукой подать (близко)

8.С гулькин нос (мало)

9.Тьма-тьмущая (много)

10.Показать где раки зимуют (проучить)

11.Откуда ни возьмись (внезапно)

12.Хоть глаз выколи (темно)

Дети перетаскивают мышкой к фразеологизмам их объяснения.

1.Попасть пальцем в небо - о том, кто ошибается, говорит невпопад.

2.Смотреть сквозь пальцы - о том, кто осознанно не замечает чего-то.

3.Калачом не заманишь - о том, кого никаким способом не зазовёшь.

4.Не ударил в грязь лицом - о том, кто успешно с чем-то справился.

5.Семь пятниц на неделе - о том, кто очень часто меняет свои решения.

Дети делятся на группы. Игра-соревнование. Кто впёрёд разгадает кроссворд и название темы урока.

 Дети разгадываю. Складывают выделенные буквы и получают слово ФРАЗЕОЛОГИЗМ

  • основы для развития творческого воображения (Л)
  • самооценка деятельности, результатов (Л)
  • самопроверка по эталону, корректировка при необходимости (Л)
  • умение выделять и формулировать познавательную цель (П)
  • установление аналогии с предыдущими заданиями (П)
  • умение принимать позицию, исполнителя в соответствии с учебной задачей (Р)
  • внесение необходимых коррективов в выполненное, учет характера сделанных ошибок (Р)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (3-4 мин)

  •  Что нового для себя вы открыли на уроке? Достигли поставленной цели?

-Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать

-Каким устойчивым выражением можно оценить работу нашего класса?

-А каким свою работу?

_Что ещё бы вы хотели узнать о фразеологизмах?

Домашнее задание даётся по выбору:

1.Найти происхождение 1-2 фразеологизмов. (исследование)

2.Составить задание для самостоятельной работы по новой теме. (творческое)

3.Упр 68,69 с.30 в рабочей тетради (тренировочное)

.

Дети делятся своими впечатлениями

(что получилось, в чём затруднялись)

Дают оценку работе всего класса и себе. (в поте лица; не покладая рук; вертелся, как белка в колесе;

 сидел, как на иголках; навострил уши)

Хотят узнать о происхождении фразеологизмов

  • стремление к успешности в учебной деятельности (Л)
  • понимание и приятие культуры других народов (Л)
  • осмысленное оценивание результатов деятельности (Л, Р)
  • положительная мотивация (Л)
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности (Л)
  • участие в обсуждении (К)
  •  способность воспринимать мнение сверстников о своей работе (К)
  • участие в обсуждении ситуации (К)
  • рефлексия способов деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (К, Л)
  • использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления (К)
  • умение формулировать вывод по итогам деятельности (П)
  • умение выделять и формулировать познавательную цель (П)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...