конспект урока русского языка "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Предмет: «Русский язык»
Класс: 3
Тема: «Фразеологизмы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (фразеологизмы-устойчивые сочетания слов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Бородулина Любовь Николаевна
Место работы: МОУ СОШ с. Калуга Фёдоровского района
Должность: учитель начальных классов
Предмет: «Русский язык»
Класс: 3
Тема: «Фразеологизмы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (фразеологизмы-устойчивые сочетания слов).
Задачи:
- формировать умение находить в устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно применять в речи фразеологические обороты;
-содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые выражения; развивать умение осознанно строить речевое высказывание и записывать его; работать с разными источниками информации, ориентироваться в них; совершенствовать навыки работы в группе, самостоятельности, самоконтроля, самооценивания.
- воспитывать любовь и интерес к познанию родного языка
Методы обучения: деятельностный, словесный, практический
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Средства обучения: для учителя: учебник «Русский язык» (3 класс), авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; рабочая тетрадь по русскому языку № 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки с фразеологизмами, карточки с животными, кроссворд, интнрактивная доска, интернет
для обучающихся: учебник «Русский язык» (3 класс), авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; рабочая тетрадь по русскому языку № 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; словарь фразеологизмов
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация учебной деятельности (3 мин) | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку На доске карточка со словами СИНОНИМЫ -Найдите слово, которое вам не знакомо. -Кто знает, что обозначает это слово? | Дети приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку Дети отвечают на вопрос и дают определение знакомым словам и называют неизвестное слово -ответ слово «фразеологизмы» | |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (6 мин) | Догадайтесь, о ком говорится в тексте. Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем. -Вы догадались, о ком идёт речь? -Все ли сочетания слов вам были понятны? -Что же это за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные? | Дети отвечают: -Речь идёт о нас (учениках) Выводы детей созвучны стр. 49 учебника. (В русском языке есть немало устойчивых сочетаний слов, их называют фразеологизмами. Смысл фразеологизмов не определяется значениями входящих в них слов) Вводится термин «фразеологизм» | -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П, К)
|
3.Выявление места и причины затруднений (постановка учебной цели) (4 мин) |
|
| -наблюдение над языковым материалом (П)
|
4.Построение проекта выхода из затруднения (11 мин) | Работа по учебнику, стр. 59 1.Упр. №86 -_объяснить значение выделенных словосочетаний; 2.На доске написаны части фразеологизмов и вывешены карточки с изображением животных. Надо подобрать правильное изображение животного, чтобы получилось устойчивое выражение. Голодный как…. (волк) Сказка про белого… (бычка) Убить двух…(зайцев) Как … на сене (собака) …носа не подточит (комар) -Объясните значение каждого выражения. Сформулируйте вывод по своим наблюдениям Физминутка (2мин)
| Учащиеся самостоятельно находят фразеологизмы, ищут из значение в словаре фразеологизмов на с.157-158 учебника Дети вставляют карточки в пустые места , читают выражение и объясняют его значение Дети приходят к выводу, что фразеологизмы требуют пристального внимания к содержанию текста |
|
5. Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи (5 мин) | Работа в парах в рабочей тетради У.-67 с.29 -Соединить линиями каждый фразеологизм с его значением -Устно составить предложение с любым фразеологизмом | Дети выполняют задание. Проговаривают фразеологизм и его значение |
|
6.Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону (5 мин) | Работа по учебнику, У-85, стр. 50. 1.Выбрать из правого столбика слова, которые объясняют фразеологизмы. Записать парами по образцу (падать духом - унывать) и т.д 2.Составить предложение, употребив в нём одно из данных устойчивых сочетаний слов. |
|
|
7.Включение в систему знаний и повторение (5 мин) | 1.Работа с ЭОР На интерактивной доске выведено задание. Надо подобрать к каждому выражению его объяснение. 2. Работа в группах. Разгадай кроссворд Игра соревнование. 1.Он неверующий (Фома) 2.Только и видали (пропал) 3.Чуть свет (рано) 4.Намотает на ус (запомнит) 5.В час по чайной ложке (медленно) 6.Шиворот-навыворот (наоборот) 7.Рукой подать (близко) 8.С гулькин нос (мало) 9.Тьма-тьмущая (много) 10.Показать где раки зимуют (проучить) 11.Откуда ни возьмись (внезапно) 12.Хоть глаз выколи (темно) | Дети перетаскивают мышкой к фразеологизмам их объяснения. 1.Попасть пальцем в небо - о том, кто ошибается, говорит невпопад. 2.Смотреть сквозь пальцы - о том, кто осознанно не замечает чего-то. 3.Калачом не заманишь - о том, кого никаким способом не зазовёшь. 4.Не ударил в грязь лицом - о том, кто успешно с чем-то справился. 5.Семь пятниц на неделе - о том, кто очень часто меняет свои решения. Дети делятся на группы. Игра-соревнование. Кто впёрёд разгадает кроссворд и название темы урока. Дети разгадываю. Складывают выделенные буквы и получают слово ФРАЗЕОЛОГИЗМ |
|
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (3-4 мин) |
-Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать -Каким устойчивым выражением можно оценить работу нашего класса? -А каким свою работу? _Что ещё бы вы хотели узнать о фразеологизмах? Домашнее задание даётся по выбору: 1.Найти происхождение 1-2 фразеологизмов. (исследование) 2.Составить задание для самостоятельной работы по новой теме. (творческое) 3.Упр 68,69 с.30 в рабочей тетради (тренировочное) . | Дети делятся своими впечатлениями (что получилось, в чём затруднялись) Дают оценку работе всего класса и себе. (в поте лица; не покладая рук; вертелся, как белка в колесе; сидел, как на иголках; навострил уши) Хотят узнать о происхождении фразеологизмов |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...