Урок - путешествие "Сложные слова"
материал по русскому языку (2 класс) на тему
разработка урока - путешествия по русскому языку во 2 классе по теме "Сложные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_slozhnye_slova.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе. Сложные слова. Путешествие по стране ЕОландии
Цели и задачи.
- Формирование представления о многообразии сложных слов.
- Отработать написание соединительных гласных о,е в сложных словах.
- Упражнения в разборе слов по составу.
- Повышение интереса к изучению русского языка.
- Развивать творческое мышление устной и письменной речи, внимание и память.
Оборудование.
- Мультимедийная установка, компьютер.
- Раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент
На доске:
“Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких”. Н.В. Гоголь |
Учитель:
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
– Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие.
Чтобы узнать тему нашего путешествия, давайте вспомним, что мы всегда делаем в начале урока (минутка чистописания). Что интересного в слове: Чистописание. (Слайд 3). См.Приложение
Чистый | писать |
Чистописание | |
Путь | шествовать |
Путешествие |
– Что объединяет эти слова?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Тема урока: “Сложные слова. Путешествие по стране_____________?” (Слайд 4)
Какие качества характера человека нам понадобятся, что бы преодолевать трудности в путешествии, мы узнаем, если соберем слова (Слайд 5–6):
Жизнь – Радость | Жизнерадостный |
Чистописание.
Ро | до | во | же | це | ше | ле | не | те |
Задание:
- Подчеркните синей ручкой – согласные твердые звуки
- Подчеркните зеленой ручкой – согласные мягкие звуки
- [ц] [ж] [ш] – что мы знаем об этих звуках? (Звуки всегда твердые.)
- Подчеркните красной ручкой – гласные о, е
Жизнерадостный, целеустремленный, доброжелательный, трудолюбивый (Слайд 7).
Вывод: в сложных словах могут быть только соединительные гласные О, Е
Физкультминутка (Слайд 8).
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл,
Научился применять.
Задание легко мне выполнять.
В добрый путь! По стране ЕОландии! (Слайд 9)
Нам нужно познакомится с жителями этой страны, и в этом на поможет гид или : подберите синоним к слову гид. (экскурсовод)
Турагенство предлагает нам выбрать экскурсовода: Иван – Царевич или Соловей – Разбойник (Слайд 10). В выборе нам помогут слова признаки, характеризующие этих героев. У кого больше будет слов – тот и победит (на столах карточки).
Карточки:
Трудолюбивый
Самолюбивый
Сердобольный
Слабовольный
Милосердный
Тугодум
Добродушный
Властолюбивый
Благородный
Великодушный
(Слайд 11)
Иван – Царевич | Соловей-Разбойник |
Жители ЕОландии – трудолюбивый гостеприимный народ. Сейчас мы познакомимся с их профессиями (Слайд 12). На столах карточки (работа в парах).
Задание
Составить слово, записать, выделить основу, корни и соединительные гласные (Слайд 13).
Пчела | разводить | пчеловод |
Среди жителей ЕОландии есть сказочный герой (какой?). Его знает Иван-Царевич. (Свинопас.)
Свинопас приглашает нас в свой музей волшебных вещей (Слайд 14-15).
Ковер – самолет
Скатерть – самобранка
Гусли – самогуды
Скатерть – самобранка приготовила нам угощение (какое?) (Слайд 16)
Чаепитие из самовара
Чай пить сам варить
Фонетический разбор слова чай.
Широка и раздольна страна ЕОландия! Много в ней лесов, полей, морей и рек.
А теперь заглянем на полянку в Волшебный лес (Слайд 17, Приложение 1). Послушаем пение птиц. Как вы думаете, какие названия будут у птиц? (сложные слова)
Загадки (Слайд 18-21).
1. Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух. (Мухоловка,Приложение 2)
2. Это очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперение на головке – черное. (Черноголовка, Приложение 3)
Засверкал, как самородок,
(По-над бродом зимородок.)
На него с горы глядишь –
Сверху зелен,
Снизу рыж;
Лоскутком зари рассветной,
Оставляя след ответный,
Над водой он промелькнул,
Круглый камень обогнул
И на бреющем полете
Завернул на повороте...
Там, где сук торчит подводный
Над рекой несудоходной
Длиннонос, короткохвост,
Он займет достойный пост.
Брать верховок
Очень ловок
(Зимородок – рыболов.)
У него нора в откосе,
Спят птенцы на чешуе.
Он верховок им приносит,
Чуть сверкнут в речной струе.
(Зимородок, Приложение 4)
(Павел Барто)
– Вот и подошло наше путешествие к концу. Очень хотелось бы, ребята, услышать рассказ о вас.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Выслушиваются ответы.
– Благодарю за работу!
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....
разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"
разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...
Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: « Корень слова. Однокоренные слова».
В данной папке помещён материал к уроку:- конспект урока- презентация...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова» (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...
Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»
Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...