Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Антонимы.
Программа: «Школа России».
Автор учебника: В. П. Канакина
Тип урока: Комбинированный.
Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.
Цели образования:
ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.
8. Материально-дидактическое обеспечение урока:
УМК:
- Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
- Учебник « Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
- Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.
- Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г.
Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева
Оборудование и материалы:
Мультимедиа система, презентация.
Учебник «Русский язык» 2 класс, часть I, В. П. Канакина.
Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.
Словарное слово на плакате, картинка на слайде:
ОСИНА |
Индивидуальные карточки для проверки словаря:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура занятия | Методическая подструктура урока | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | |
Организация класса | беседа | фронтальная | наблюдение | стихотворение | Коллективная |
Проверка домашнего задания | беседа | фронт | наблюдение | Проектор, ПК, экран | коллективная |
Подготовка к изучению нового материала | беседа | фронт | Наблюдение, раб. с текстом | Проектор, ПК, экран | коллективная |
Мин.каллиграфии | беседа | фронт | наблюдение | - | коллективная |
Словарная работа | беседа | фронт | Наблюдение, проблемная ситуация | Проектор, ПК, экран, индив.карточки, карточка со слов.словом, рисунок | Коллективная индивидуальная |
Закрепление нового | беседа | фронт | Практическая работа | ПК, проектор, экран | Коллективная |
Работа с учебником | - | фронт | Сам. раб. | учебник | индивидуальная |
Самостоятельная работа | объяснение | Сам. раб | Практическая работа | Карточки, учебник, презентация | индивидуальная |
Д/ з | беседа | фронт | Сам .раб. | дневник | индивидуальная |
Ход урока:
- Организация класса. (1мин.)
Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.
- Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)
Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?
Ксения: - В домашнем задании из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.
Учитель: - Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:
(читаю пары слов, дети сверяют записи)
1 слайд:
Ребята - дети, бежать – мчаться, красный - алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель. |
Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!
Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? Учитель: - что значит определить лексическое значение слова?
Учитель: - Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах?
1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)
Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
2 слайд:
Добрый – злой, Маша Лукашкина |
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?
Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?
Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?
Учитель: - Эти слова называются антонимами.
2)Сообщение темы. (1мин.)
Учитель: - какая тема урока будет сегодня?
- Антонимы.
Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?
( учитель пишет тему на доске)
Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова?
Учитель: - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?
- Они не похожи по смыслу.
Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?
Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?
Учитель: - Молодец! Значит, какие это слова?
3 слайд
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. |
- Минутка каллиграфии (2мин.)
Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:
(Самомассаж рук.)
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)
Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 5 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.
( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).
(Дети прописывают буквы).
Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Продолжаем работу.
- Словарная работа. Итог.(8 мин)
Учитель: Распределите слова в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение.
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Вы по очереди называете лексическое значение словарного слова, Таня пишет это слово на доске за ширмой , а вы - в тетрадях.
( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).
Проверка. Итог.(1мин.)
Встали.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.
1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)
Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:
«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».
Учитель:- Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?
Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?
Дети (хором): [асина]
Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?
Дети (хором):[А]
Учитель: - А правильно пишется это слово так:
ОСИНА |
(Вывешиваю слово на доску:)
Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги. Можно ли её проверить?
(дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)
Учитель: - Какой вывод можно сделать?
Учитель: - Хорошо! 2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)
Учитель: - Какое лексическое значение имеет слово «осина»?
Учитель: - Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»? Учитель: - Умница! Правильно!
3) Этимология.(1мин.)
Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:
4 слайд:
Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых. |
4) Составление и запись предложения с этим словом. (2мин.)
Учитель: - Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.
Учитель: - Хорошо, молодцы! А мы давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ.
( Осина дрожит на ветру. Что?- осина- это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)
Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку в предложении? Что надо сделать, чтобы при письме не допускать ошибок?
Учитель:- Как проверить это слово?
Вика Смолина: - Поставить эту букву под ударение.
Учитель: - Хорошо.
Физкультминутка. (1 мин.)
А сейчас все дружно встали,
Отдохнём, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!
- Закрепление нового материала.( 3 мин.)
Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.
Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова - антонимы к картинкам:
( грустный – весёлый)
Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.
10 слайд:
чистый – грязный, плачет – смеётся, толстый – тонкий, маленький - большой, грустный – весёлый. |
Учитель: - Какие это слова? Таня?
Таня: - Это антонимы.
Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
- Работа с учебником.(1мин.)
Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы, Лиза?
Лиза: - В словаре антонимов.
Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.
( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1
11 слайд :
Я- антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня……(прохлада) |
- Молодцы!
12 слайд:
Я -антоним к слову «лето», В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, Потому что я …..(зима) |
- Молодцы!
13 слайд:
Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь ……..(тишина) |
Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.
14 слайд:
Ученье – свет, А неученье -……(тьма) |
(Хором – тьма)
Учитель: - Как вы понимаете значение этой пословицы?
Учитель: - Умница! Хорошо.
15 слайд:
Знай больше, А говори ……..(меньше) |
( Хором – меньше)
Учитель: - Федя, как понимаешь значение этой пословицы?
Федя: - Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.
Учитель: - Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!
- Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)
Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. (читаю четверостишия)
16 слайд:
Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок, С тонким он теперь соседом О скворцах ведёт беседу. |
17 слайд:
Сегодня пасмурный день был, Глеб зонт взял, а лев забыл. Дождь пролился неплохой Лев весь мокрый, Глеб сухой. |
18 слайд:
Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только Сладкий торт и перец горький. |
19 слайд:
Полный чемодан гордится, Что поедет за границу, Ну, а старый и пустой В шкаф отправят на постой. |
Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.
20 слайд:
Толстый – тонкий Взял – забыл Мокрый – сухой Сладкий – горький Полный – пустой Длинный - короткий |
Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так? Ксения и Федя не успели дописать слова. Поставьте точку там, где вы закончили.
Учитель: - Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?
Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы!
Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?
- Итог урока.(1мин.)
Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? Ксения?
( Какие слова называются антонимами.)
Учитель: - Какие это слова?
Лиза: - Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
Дима: - Отгадывали загадки.
Учитель: - Хорошо! Ещё?
Ксения: - Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.
Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
- Оценивание. (1мин.)
Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы.
Домашнее задание.(2мин.)
21 слайд:
- Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, у. 74 - подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов. |
- Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века
Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Система упражнений по работе с антонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...