"Правописание безударных гласных в корне слова", 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
2 класс
Цели:
1) Развивать умение находить в слове безударный гласный.
2) Тренировать способность к быстрому обнаружению слов с безударным гласным в тексте и умению быстро подбирать проверочные слова.
3) Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnykh_glasnykh_v_korne_slova.odt | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цели:
1) Развивать умение находить в слове безударный гласный.
2) Тренировать способность к быстрому обнаружению слов с безударным гласным в тексте и умению быстро подбирать проверочные слова.
3) Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Ход урока
- Организационный момент.
Психологический настрой (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность через создание доброжелательной атмосферы в классе;
3) определить содержательные (тематические) рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
I шаг - надо понять «Чего я не знаю?».
II шаг – «Сам найду способ».
Прочитайте девиз нашего урока: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться»
- Как вы понимаете эти слова?
- Смайлик предлагает нам игру «Правильно или нет?», а мы постараемся догадаться, какие знания нам сегодня нужны для изучения темы урока.
- Внимательно прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Можно ли считать результат сложения правильным?»
- Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Ответ: всё зависит от ударения!
- 140+140 не будет 240. (Так можно поставить ударение в первом предложении.)
- 100 сорок +100 сорок будет 200 сорок.
- Смайлик просит «кликнуть» около слова «ответ», появляется запись: «Всё зависит от ударения! Ударение изменяет смысл слова!»
- Умницы! Сегодня нас будет интересовать ударение в слове.
Чтение с доски темы и формулирование целей урока.
2. Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала.
Цель:
1) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
2) организовать выполнение учащимися задания для пробного действия.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Смайлик предлагает нам проверить свои знания и выяснить: «Что мы ещё не знаем?»
- Надо в слова вставить пропущенные буквы.
- Прочитайте слова, чем они интересны? Что общего?
(Пропущены безударные гласные. Написание этих слов надо запомнить, они из словаря.)
Медведь, баран, заяц, билет, собака.
Проверка: справа в словах появляется нужная буква. Дети проверяют своё написание.
Написание каких безударных гласных вызывает затруднение?
Вывод: в словах опасно писать на слух безударные гласные: а, о, и, е, я.
Значит, сегодня нам нужны знания букв, которые надо проверять в безударном положении.
-Какое слово лишнее?
Подберите однокоренные слова к слову билет.
- Какие слова называются однокоренными? Что знаем о правописании корня в однокоренных словах?
Смайлик предлагает нам выполнить следующее задание: найти слова, в которых пропущенные буквы надо проверять.
Самостоятельная работа.
На доске слова: к_кушка, кр_чок, м_сной (суп), тр_ва, гр_бок, р_бак, п_ляна, р_ка.
- Если затрудняетесь, пропускайте слово и работайте со следующим, а потом вернётесь к пропущенному слову.
(У детей не возникает затруднений со словами: кукушка, крючок, рыбак, остальные слова требуют проверочных слов, у части детей возникает проблема: м_сной (суп), тр_ва, гр_бок, п_ляна, р_чной).
- Какие слова у вас вызвали затруднение?
- В какой части слова пропущена гласная?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
Организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Не все смогли выполнить задание. Какая у нас проблема?
- Нам трудно было догадаться, какую букву надо вписать на месте безударного гласного в корне слова.
4. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) сформулировать цель учебной деятельности;
2) выбрать способ и средства для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Первый обязательный шаг мы сделали. Поняли, где затруднение?
- Теперь какая у нас будет цель? Найти способ проверки безударного гласного в корне слова.
- Каким будет второй шаг? (Постараемся самостоятельно найти решение.)
- Что для этого надо сделать?
(Надо внимательно перечитать слова, найти безударный гласный постараться найти проверочное слово…)
Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цель: 1) Развивать умение находить в слове безударный гласный.
2) и быстро подбирать проверочные слова.
Физминутка.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) зафиксировать новое знание в речи;
2) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
(Дети называют сначала те слова, в которых не было затруднения, на доске вписывают букву. Обсуждение, объяснение правильного написания безударной гласной, например: слово м_сной (суп), 2 слога, 2-й слог ударный, первый безударный, можно проверить – мясо.
- Мы выполнили второй шаг? Справились с проблемой? Узнали, какую букву надо вписать и почему?
Вывод: проверять нужно гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах, а гласные буквы у, ы, ю проверять ударением не нужно.
Выключение ИД
- Сможем ли мы помочь Айсулу проверить безударные гласные? Упр.331, стр. 137
- Как проверить правописание безударной гласной в корне слова?
Проверьте своё предположение. Прочитайте правило на стр. 137
Расскажите правило. Как понимаете его?
- Гласные звуки бывают в сильной и в слабой позиции. Когда гласный звук стоит под ударением - он находится в сильной позиции. Если же ударение на него не падает - это слабая позиция, возникает вопрос: какую букву написать? Тогда надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал сильным, ударным, и посмотреть, какой буквой он обозначается в этом случае. В слабой позиции пишется та же буква, что и в сильной позиции при изменении слова.
Работа с пословицами.
Чтение пословиц.
-Как понимаете смысл пословиц?
Самостоятельная работа. (по рядам в парах) 2 ученика у доски
Проверка. Объяснение. Сверка с доской.
6. Включение в систему знаний. Закрепление.
Цель:
Тренировать способность к быстрому обнаружению слов с безударным гласным в тексте и умению быстро подбирать проверочные слова.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Смайлик приготовил для вас задание.
- Выпиши из предложений слова, в которых нужно проверить безударный гласный. (У ребят на партах есть листочек с текстом.) Запишите проверочные слова.
Самостоятельная работа.
В степях Казахстана много цветов. Весной из травы глядят красные маки.
На ИД ученик «берёт» слова из текста и составляет в столбик. Для проверки «открывает» проверочные слова кликом на кнопку.
Включение ИД
Что надо сделать, чтобы найти, в каком слове есть безударная гласная в корне?
Один из учеников «кликает» под Смайликом и на доске в словах тоже появляется ударение.
Проверка. На ИД - «самораскрывающаяся кнопка». Если всё успели сделать красиво и аккуратно – поставьте восклицательный знак. Если успели не всё или работа получилась грязная – поставьте вопрос.
7. Составление алгоритма проверки безударной гласной в корне слова.
Учитель «кликает» раскрывающуюся кнопку, объясняет задание.
У детей на партах карточка с «шагами» алгоритма проверки безударных гласных, необходимо в группах обсудить и составить алгоритм.
Дети обсуждают в группах, и на доске выставляют шаги алгоритма в нужном порядке.
Дети сами сформулируют правило и способ проверки: «Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для проверки нужно так изменить слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным. Например: трава` - тра`вы…
Алгоритм сравнивают с эталоном.
–Теперь потренируемся в применении наших знаний.
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
Создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование нового знания с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Догадайтесь, какое здесь задание?
Дети видят, что в слова нужно вставить безударный гласный.
(Сверху – бегущая строка с заданием.)
-Пользуясь алгоритмом проверки безударного гласного, дети выбирают проверочное слово, обосновывают свой выбор и ставят его в центре. Если слово выбрано правильно, то появляется улыьающийся смайлик, если ошибка, то унылый смайлик.
В тетрадях появляется запись: Пя`ть – пятёрка, …
хлопушка, дворняжка, солёный, зимовье.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться находить в тексте слова с безударным гласным и подбирать к ним проверочные слова).
– Мы достигли цели? (…)
– (кнопка 3-я) Смайлик нам предлагает повторить алгоритм проверки безударных гласных.
– Что интересное было на уроке? Над чем интересно было работать?
- Оцените свою работу на уроке.
10. Домашнее задание. Выучить правило на стр. 137, упр. 336
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...