№ п/п | Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Первый лучик, нежный лучик, Он заглянет к нам в оконце. Принесет в своих ладошках Теплоту, частицу солнца. - Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.
|
Обучающиеся настраиваются на работу. |
2. | Актуализация опорных знаний | Предметные: - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов. Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
- Начинаем урок русского языка.
- Посмотрите на экран, какое задание вы бы предложили выполнить с данными словами: Март , солнце, травка, голубая, весна, проталинка. -Почему именно это слово лишнее?
-Сформулируйте тему урока. -Тема нашего урока: Имя прилагательное.
|
Можно найти лишнее слово. -голубая.
-Так как все другие слова-имена существительные.
- Имя прилагательное.
|
3. | Постановка учебной проблемы | Предметные: - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - задавать вопросы к именам прилагательным. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. |
- Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные?
-Что вы уже знаете об имени прилагательном?
- Что-то еще необходимо узнать?
- Изучая эту часть речи в 3 классе ты узнаешь: ( чтение в учебнике) Какие признаки предметов называет имя прилагательное Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные, Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен, Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают. |
-Так как мы немного познакомились с этой частью речи во 2 классе. - Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? - Возможно.
-Чтение детьми рубрики.
|
4. | Формулирование проблемы, планирование | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
|
- Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Давайте определим задачи нашего урока: - определить особенности имени прилагательного как части речи;
- установить, как оно изменяется.
- Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип «Весна» и «увидеть» в этом фильме имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь. - Если вам это задание кажется трудным, то возьмите текст «Весна» и попробуйте в нём найти прилагательные, выпишите их в тетрадь с вопросами. (работа в парах)
Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками листиками деревьев. Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель. Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы – сережки на деревьях. (Проверка) физминутка
|
- То, что еще мы не знаем о имени прилагательном.
-Высказывание детей.
-Выполнение задания детьми устно и письменно. Выделение прилагательных из текста с опорой на известные ученикам вопросы.
|
5. | Открытие нового знания | Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться находить связь между существительным и прилагательным. | - Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?
Прилагательное по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных. Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300.
Наблюдение над значением прилагательных.
- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах или в мини-группах). Прилагательные, которые помогают увидеть цвет. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют Долины сохнут и пестреют. А.С.Пушкин Прилагательное , указывающее на описание. Сегодня вышел я из дома, Пушистый снег лежит кругом. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком. Прилагательные, помогающие услышать звуки. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая… В.А.Жуковский. Прилагательные, которые указывают на размер. Тихо падает с куста Тонкая иголка. Кружевная красота Держится не долго. А. Пшеничный
| - Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой. - Прилагательное передает красоту, помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание…
Предположения, высказанные обучающимися.
Выводы детей: - Прилагательное– живая часть речи
- Прилагательное помогают увидеть цвет;
- Прилагательное помогают услышать звуки;
- Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и не выразительна.
|
|
| Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| И другие группы прилагательных. В учебнике у. 2 (запишите слова по группам).
Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных – зависимостью от имен существительных. - Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется?
- В переводе с лат. nomen adiectivum – имя прилегающее, примыкающее. (к чему?) - Посмотрите на словосочетания. нежный подснежник ранняя весна солнечный день - Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? - Подумаем вместе. - Сравните два предложения. Раскрылся нежный подснежник. Раскрылся нежный. - В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет? - Какой вывод можно сделать? - Согласимся мы теперь с Дашей? 4. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.90.
- От чего зависит имя прилагательное?
- Как изменяется форма имени прилагательного?
физминутка
|
- От слова прилагается…
- (Выслушиваются предположения учащихся.)
- Главное слово - существительное. Имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному.
- Имя прилагательное зависит от существительного.
- В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
|
6. | Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.
Карточка для учащихся высокого уровня: 1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Ёлка. … ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
|
Проверка: учитель. Карточка для учащихся среднего уровня: 1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу. Ёлка. … ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.
|
Проверка: самоконтроль.
| падеже. |
|
|
|
Карточка для учащихся низкого уровня: 1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания. Ёлка. Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками.
|
|
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти ответ? - Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. -Отметки за работу в журнал.
|
7. | Домашнее задание |
| Творческая работа - На доске (на листах) записаны предложения. Прочитайте их. - Запишите текст, дополняя его именами прилагательными. Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица. Или Учебник упр.5 с.91
|
|