Применение игровых технологий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Груздева Елена Георгиевна

задания, упражнения и игры для развития памяти ,речи и мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igr.tekh-gii_na_urokakh_russk._yaz.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий на уроках русского языка

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы: 
1)        игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; 
2)        правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 
3)        игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 
4)        игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников; 
5)        в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. 
Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе. 
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий: 
1)        соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 
2)        доступность для учащихся данного возраста; 
3)        умеренность в использовании игр на уроках. 
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков: 
1)        ролевые игры на уроке (инсценирование); 
2)        игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН); 
3)        игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 
4)        использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 
5)        различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться  между учащимися разных классов одной параллели. 

Задания, упражнения и игры для развития речи

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем. 
Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. 
Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. 
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка»[22]. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому — связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь. 
Разучивание стихотворений 
Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память. 
Пересказ и рассказ 
Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти. 
Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память. 
Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием — предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного. 
На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова. 
Скороговорки 
Скороговорки — эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей. 
У пеньков опять пять опят. 
Водовоз вез воду из-под водопровода. 
Мокрая погода размокропогодилась.  

 Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть. 
 Нисколько не скользко, не скользко нисколько. 
 Около кола колокола колоколят. 
 Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят. 
 Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала. Пойдет к Лавру — Лавру на   Фрола наврет.
От топота копыт пыль по полю летит. 
Всех скороговорок 
Не перескороговоришь 
Да не перевыскороговоришь! 
Сшит колпак не по-колпаковски. Слит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать. 
Ехал грека через реку, Видит грека: в реке — рак. Сунул грека руку в реку, Рак за руку грека — цап! 
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. 
Купи кипу пик (и так 3 раза). Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 
По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил. 
По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры. 
Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой, за речною косой 
Травы косит косой. 
У Кондрата куртка коротковата. 
Кукушка кукушонку  Купила капюшон. 
Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон. 
Свинья тупорыла весь двор перерыла. Все бобры добры для своих бобрят. 
По траве тропа протоптана. 
Пароль «Орел». 
Папа покупал покупки. 
Макара укусил комар, Прихлопнул комара Макар. 
Шел Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку. 
А когда сбежал под горку, Позабыл скороговорку. 
И теперь в скороговорке 
Нет ни горки, ни Егорки. 
Игры «в слова». Игры «со словами» 
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт. 
«Дополни слово» 
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га). 
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно. 
Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ 
Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа —    и т.п. 
«Кто больше сочинит» 
Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок. 
Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т.д. 
Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи. 
«Перевернутые слова» 
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. 
Пример: МАИЗ - ЗИМА. 
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. 
Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ. 
«Из слогов — слова» 
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу. 
Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван). 
Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре. 
Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га. 

Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова. 

Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова. 
а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям: 
б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д. 
За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв 
Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. 
Например: ФОТОГРАФИЯ — риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д. 
Добавлять другие буквы воспрещается! 
Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ— домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. 
К числу более сложных игр относится составление палиндромов. 
Палиндромы — это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.     

Задания, упражнения, игры для развития памяти 
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей»[23].

. Составление плана 
Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания. 
Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ, а план текста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляются требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся: а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа; б) они должны быть связаны между собой по смыслу; в) пункты плана должны быть четко выражены. 
Четкость пунктов плана в рамках данной обучающей методики означает, что они должны быть сформулированы в виде предложений, в которых есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. Икроме того, план это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели: запомнить. 
После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, заглядывая в план (но не в учебник). Далее прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух. 
         Довольно часто бывает, что после работы с текстом по предложенной схеме запоминаются не только главные мысли, но и другой материал. 

Задания, упражнения, игры для развития мышления

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. 
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словеснологическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. 
В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. 
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. 
С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия. 
         Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. Информированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала:  выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т.п. 
Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. 
Загадки 
Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. 
         Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.). 
Гуляю по свету, 
Жду ответа, 
Найдешь ответ — 
Меня и нет. (Загадка) 
Заворчал живой замок, 
Лег у двери поперек. (Собака) 
На ночь два оконца 
Сами закрываются, 
А с восходом солнца 
Сами открываются. (Глаза) 
Не море, не земля, 
Корабли не плавают, 
А ходить нельзя.   (Болото) 
Сидит на окошке кошка. 
Хвост как у кошки, 
Лапы как у кошки, 
Усы как у кошки, 
А не кошка.   (Кот) 
Два гуся — впереди одного гуся, 
Два гуся — позади одного гуся, 
И один гусь — посередине. 
Сколько всего гусей?     (Три) 
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех?   (Восемь) 
Два отца и два сына нашли 
Три апельсина и разделили поровну, 
Каждому досталось по целому. Как? 
(Дед, отец, сын) 
Кто носит шляпу на ноге? (Гриб) 
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей?  (Спит) 
Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней? 
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 
Составление предложений 
Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. 
Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). 
Исключение лишнего 
Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному. Лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше. 
         Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество. 
Поиск аналогов 
Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. 
         Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...

Применение игровых технологий на уроках английского языка

Данный материал предоставлен в помощь учителям для работы с детьми на уроках английского языка....

Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип акт...

презентация "Применение игровых технологий на уроках английского языка"

Использование игровых приемов, классификация и типы игр....

Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

В данной статье автор рассматривает успешное применение игровых технологий на уроках английского языка  на начальном этапе обучения....

Применение социо-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе МАСТЕР КЛАСС

Актуальность          Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую актив...