Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Елена Николаевна Коваленко

Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы,...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных  УУД на уроках  русского языка.

Русский язык является средством  приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, приобщения личности к культурно-историческому опыту человечества. Умение общаться, добиваться  успеха в процессе коммуникации, высокая активность определяют достижения человека практически во всех областях жизни. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.  Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях.

Можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных УУД : это развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.

Ко второму направлению формирования коммуникативных  УУД относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников  в паре или группе. На уроках часто организовываем  групповую  работу

Хочу выделить следующие преимущества совместной (групповой) работы:

  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • возрастает сплоченность класса;
  • возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
  • на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • ученик более точно оценивает свои возможности;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт …;
  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • знание правил и норм, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
  • умение работать в группе.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие дети преодолевают страх.

На уроках  русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных УД :

  1. -Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю  о числительном ». -Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно  доказать примером.
  2. -Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои.
  3. -Найди и выпиши слова, которые….  В первом предложении автор играет словами.  Ты заметил? Прочитай их.                         

На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся  понаблюдать,  сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.  

На уроки  материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и  другие.

Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебниках  и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи.

Рекомендации по развитию  коммуникативных  УУД:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие  вопросы.

2.Составьте для учеников алгоритм пересказа текста.

3.Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

4.Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

Коммуникативные УУД  :

  1. Коммуникативные УУД,  отражающие умения работать с текстом:  восприятие текста, сравнивать разные виды текста, анализировать и исправлять  деформированный текст, делить его на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану.
  2. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге: оформлять  диалогическое высказывание, различать особенности диалогической и монологической речи,  описывать объект, характеризовать качества, разбиение объектов на группы.

Показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:

  • умение и убеждать, и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора,
  • умение договариваться, находить общее решение практической задачи  даже в спорных обстоятельствах;
  • умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
  • умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
  • осуществлять взаимный контроль и   взаимную  помощь  по ходу выполнения задания.

Формирование  коммуникативных  УУД обеспечиваем через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка.

Разработка урока русского языка в 1 классе по системе Занковапо теме: Корень слова....

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...

Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах

Данный материал содержит методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах...

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальных классах

Важная задача обучения в начальных классах – обучение школьников выражению собственных мыслей....

Личный опыт работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.

Представляю обобщение личного опыта по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...