"Предупреждение нарушений в письменной речи учащихся."
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Пантеева Елена Владимировна

Статья содержит ряд упражнений, которые помогут учителю  на уроках русского языка  активнее развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся, память,речевую и мыслительную деятельность, костно-мышечные ощущения. Успешно формировать письменную речь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pismo.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение нарушений в письменной речи учащихся.

      Практически все учителя начальных классов сталкиваются с трудностями в формировании письменной речи у учащихся, которые выражаются на письме и при чтении в специфических ошибках разного уровня.

  Однако при умело организованном учебном процессе, создании у первоклассников стойкой мотивации при освоении письма, осознанном овладении навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, организации чётких графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.

    Наиболее часто встречающиеся ошибки на первых этапах обучения письму, свидетельствующие о трудностях в письменной речи следующие:

            http://kartinki-dlya-detej.ru/content/gallery_photo/1789/2232236801_middle.jpg                                           

  -слитное написание слов в предложении;                              

-пропуски гласных букв;

-обозначение мягкости согласных на письме;

-замена (смешение) букв, имеющих сходство;

-пропуски согласных;

-смешение буквы и звука.

  Хочу привести ряд упражнений, которые помогут учителю активнее развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся, внимание, память, речевую и мыслительную деятельность, костно-мышечные ощущения.

   Каждый ребёнок, приходящий в школу, хочет и любит  работать в тетради.  Хвалите своих учеников, пусть даже за их маленькие победы, это позволит им лучше овладевать навыками письменной речи.

Слуховой диктант слов.

Очень часто учащиеся пропускают целые слова. Диктант слов разной слоговой структуры станет продуктивным, если учащиеся будут делать цифровую запись мак(1), работа(3), осень(2).

 Пропуски гласных- одна из наиболее встречающихся проблем. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в русском языке несут согласные. Предложите ребятам слуховой диктант-игру: вместо целых слов записать только гласные (утка-у, игры-и, осень-о, юбка-ю, аист-а, ель-е, якорь-я, эхо-э…). Диктанты односложных (дом, кот, лес, лось, сыр,мак…), двусложных (грибы, вода, лиса…), трёхсложных (работа, корова, сорока…) слов.

Слуховой диктант предложений.

Написать диктант первокласснику очень сложно. Предложу ряд заданий, которые помогут ребёнку.

- запишите предложения цифрами (количество слов)

Наступила зима. (2) Выпал пушистый снег.(3) Ударили сильные морозы.(3)

-сосчитайте количество пробелов;

На реке лёд.(2) Дети играют.(1)

Списывание предложений.

Многие ребята с трудом списывают предложения с образца (учебник, доска). Это объясняется тем, что ученику приходится постоянно сравнивать образец и собственное написание. Можно использовать упражнения, сочетающиеся с творческими заданиями, перед ребёнком встаёт проблема: как переписать, правильно  или так как есть?

http://kartinki-dlya-detej.ru/content/gallery_photo/1789/2236095263_middle.jpg

-списывание предложений без пробелов;

Мамаготовит. Котспит.  Бабушкапечётпироги. Папачитает.          

-списывание неверных по смыслу предложений;

Волк боится зайца. Мама младше дочери.

-списывание с заменой одного слова;

Ребята любят читать. Мальчики любят читать. Ребята любят футбол.

-списывание с сокращениями, где каждое следующее предложение сокращается на одно слово;

Мама испекла яблочный пирог. Мама испекла пирог. Мама испекла.

Выполняя это задание ребята понимают значение различных членов предложения, ведь в итоге предложение сокращается до грамматической основы.

- списывание предложений с добавлениями.

Медведь спит. Зимой медведь спит. Зимой медведь спит в берлоге.

Упражнения для усвоения графических навыков.

 Одной из наиболее стойких  ошибок письма является смешение букв. Эта ошибка влечёт за собой не только снижение качества письма, но и чтения печатных текстов. Предлагаемые упражнения могут быть включены на уроке  в «минутки чистописания»

- списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв;

Де*ушка лю*ит со*ирать гри*ы. На *у*е растут жёлу*и.  *аша  рисуе*  *анк. (Дедушка любит собирать грибы. На дубе растут жёлуди. Паша рисует танк.)

- списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок;

Дадушка людит готовить одед. (Бабушка любит готовить обед. б/д)

Таша тришёл в тальпо. (Паша пришёл в пальто. п/т)

 Как показала практика, данная работа на уроках русского языка эффективна и результативна. У ребёнка появляется интерес к письму, улучшается внимание, зрительная память, мышление, пополняется словарный запас.

                                                                                  Пантеева Е.В. учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Данный материал является творческим отчётом учителя начальных классов по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы"....

Характеристика нарушений устной и письменной речи учащихся.

Характеристика нарушений устнойи письменной речи учащихся....

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся.

Данная статья несёт практическую направленность. Упражнения и  задания, приведённые в статье, помогут учителю на уроках обучения грамоте и русского языка развивать речемыслительную деятельность у...

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.

У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:- отсутствие границ предложения;- слитное написание слов в предложении;- пропуски гласных;- ошиб...

Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....

Статья: «Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся с ОВЗ»

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с отклонениями в развитии....