Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся. Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоты и русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Смирнова Наталья Васильевна

Наиболее часто встречающиеся на первых этапах обучения письму ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Наиболее часто встречающиеся на первых этапах обучения письма  ошибки:

  • Отсутствие границ предложения
  • Слитное написание слов в предложении
  • Пропуски гласных
  • Пропуски согласных в сочетаниях истечениях
  • Ошибки в обозначении мягкости согласных на письме

Примерные виды заданий и упражнений на уроках грамоты и русского языка.

  1. Слуховые диктанты и работы. Начинающему ученику сложно, а при не знании букв и просто невозможно написать настоящий диктант, поэтому найдем решение: запишем предложение цифрами. Его можно записать разноцветными фломастерами, а потом восстановить «зашифрованную» запись, тем самым активизировав память детей. Ещё необычнее будет задание сосчитать количество пропусков между словами. Такие диктанты могут проводиться в первом классе почти на каждом уроке. Составлять их могут и сами дети. Это способствует речевому развитию детей.  
  2. Списывание предложений со слитно написанными словами. Перед ребенком встанет вопрос «как переписывать». Правильно или так как есть. Появиться проблема  – возникнет необходимость её решить.
  3. Списывание с сокращениями, т.е. сократить каждое последующее предложение на одно слово.

Пример:         Вова ел вкусный суп.

Вова ел суп.

Вова ел.

Дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь предложение в итоге сокращается до грамматической основы, несущей в себе основную смысловую нагрузку. Здесь может быть постепенно включено и списывание предложений с добавлением слов.

Пример:         Ученики пишут.

Ученики пишут диктант.

Ученики пишут трудный диктант.

Выполняя эти и подобные задания, мы решаем пропедевтическую задачу распространения предложений, синтаксического разбора, а также расширяем объем кратковременной памяти детей.

  1. Списывание не законченных предложений с заданием закончить их.

Пример:        Заяц боится…

Птица летит по…

Подобные задания испод воль готовят первоклассников к усвоению правила раздельного написания слов, подводят к падежным изменениям имен существительных, формируют обобщающую и ситуативную функцию слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Данный материал является творческим отчётом учителя начальных классов по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы"....

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся....

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся.

Данная статья несёт практическую направленность. Упражнения и  задания, приведённые в статье, помогут учителю на уроках обучения грамоте и русского языка развивать речемыслительную деятельность у...

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.

У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:- отсутствие границ предложения;- слитное написание слов в предложении;- пропуски гласных;- ошиб...

Статья на тему: «Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоте и русского языка» (из опыта работы в 1 классе)

Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и...

Виды творческих заданий и упражнений на уроках обучения грамоте и русского языка

Виды творческих заданий и упражнений на уроках  обучения грамоте и русского языка...

Статья: «Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся с ОВЗ»

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с отклонениями в развитии....