Письмо строчной у
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок дан в 1 классе по программе "Перспективная  начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок в 1 классе182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Письмо строчной буквы «у».

Цели урока:

Познавательные УУД: 

-Формирование умений навыков правильного письма,

-формирование в памяти учащихся четко-дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы «у»

-формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов

-формирование умения делить слово по слогам, выделять голосом ударный звук в слове

-формирование умения анализировать слово, высказывание, текст, воспринятые на слух, соотносить их со схемой, моделью

-овладение умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную

-усвоить технологию начертания строчной буквы «у» и  нижнего соединения «уа»

-формирование элементарных понятий об основных структурных единицах русского языка: слове, предложении, тексте

-развитие навыков каллиграфического письма

-формирование правильной посадки и  правил использования письменных принадлежностей        

Работа с информацией:

Умение выделять существенную информацию из сообщения.

Коммуникативные  УУД:

Формировать:

-умение выражать свои мысли;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные УУД ;

Формировать:

-способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-- упражнение  учащихся в выполнении основных мыслительных операций в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами

Личностные УУД ;

-ориентировка на понимание причин успеха в учёбе, положительной мотивации к процессу обучения

Оборудование урока: тетрадь «Азбука для письма»,  конверты с шаблонами элементов букв, таблица четырех форм буквы «у», презентация, рисунки для картинного диктанта, интерактивная доска.

I. Организационный момент.

Учитель говорит слова:

-Заходите, дети,  в класс!

Мы урок начнем сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

Посмотри на парту,

Всё ли там в порядке?

Ручку, книжку и дневник

Имеет каждый ученик.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

-Положите все на край парты , чтобы на вашем рабочем месте быть порядок.

-Чтобы красиво писать, как вы должны сидеть?

-Вы должны сидеть прямо, красиво. Ноги стоят прямо. Спины ваши растут, поэтому вы и сядьте прямо, чтобы она не выросла кривая.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. А на чем? Угадайте.

Я стучу, стучу, стучу,

Сто вагонов я тащу.  

                                 (паровоз)

-Почему это паровоз?

- Мы рассаживаемся по вагонам, но смотрите мы едем не одни. Кто же к нам присоединится? (Ученики, удав, улитка, утенок)  Слайд 1

- Наш поезд трогается с места медленно, затем быстрее.

-Чу – чу – чу!   ( Дети хором произносят  слова с ускорением, руками имитируют вращение колес)

                Загудел паровоз [у]

                И вагончики повез.

                Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

                Я далеко укачу

                Чух-чух, чух-чух!

                Мчится поезд во весь дух.

                Паровоз пыхтит: Тороплюсь! –

                Гудит,- тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-у-у-сь!

     - Какой звук услышали в песенке паровозика и в начале слов, называющих наших пассажиров? (Звук у)

- Какой это звук?( гласный) Докажите.

- Дети хором читают стихотворение:  

   Воздух свободно идет через рот,

    Нет препятствий разных.

    Голос участвует, голос зовет-

    Звук получается гласный.

- Какой буквой обозначим этот звук?

-А теперь кто из вас выйдет к доске и составит слова: ученики, удав, улитка, утенок ?

(Двое ребят пойдут к доске и соберут слова (Ученики, удав)   из разрезной азбуки, а остальные дети будут работать в парах. Они составят звуковые модели этих слов с помощью фишек(кругов и квадратов)  Быстро справившиеся с работой ученики выкладывают модели этих слов на доске).
– Давайте сравним модели слов и определим, что в них общего и чем они отличаются друг от друга.

УЧЕНИКИ

          ,            ,            ,

УДАВ


2. Постановка проблемы.

– А сейчас запишите  первые буквы этих слов письменными буквами.
– Мы не можем записать эти буквы.
– Какая возникла проблема?
– Мы ещё не умеем писать письменную букву «у».
– Так какая будет тема нашего урока?
– Строчная буква «у».
– А какой будет цель урока?
– Научиться писать строчную букву «у».

- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «у», которая обозначает звук [у]

 - На что похожа буква «у»?

(на рогатку)

Правильно, посмотрите на слайд. Слайд 2.

Послушайте стихи и запомните их.

У-сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

(В.Степанов)

У-улитка на дорожке-

Смело выпустила рожки.

Уходите-ка с пути!

Не мешайте дом везти.

(В.Степанов)

-Кто из вас расскажет понравившееся ему стихотворение?

-Молодцы.

3. Повторение звуков, изученных на уроках литературного чтения.

-Ребята, поднимите руки кто из вас любит играть?

а) игра «Услышь Звук».

- Встаньте, если услышите в слове звук [у]: паук, цветок, лужа, диван, стол, голуби, курица.

б) Игра «Любопытный учитель»

-Назовите самый любимый ваш день недели. (Суббота)

-Какое  время суток вы любите больше всего?

(Утро)

-Ваше любимое первое блюдо?

-(Уха, суп)

-Где ваш друг?

( На улице)

-Где ученики?

(На уроке)

 в) « Измени одну букву в слове и скажи новое слово»

-Прочитайте слова на доске, замените одну букву и скажите новое слово (Читающие дети составляют новые слова, дети которые еще не умеют читать ,запоминают новые слова и повторяют за учителем)

Ухо-уха, улитка- плитка, указка-сказка, ум-ус, уж, ух.

-Кто запомнил новые слова? 

                                                                                       

II. Изучение нового материала.

1.Формирование зрительного образа строчной буквы «у» в памяти учащихся.

а) демонстрация таблицы четырех форм буквы «у»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

-Посмотрите на доску, какие буквы вам знакомы?(малая и большая печатные)Покажите их.

-А кто из вас догадался где строчная буква « у»? Покажите ее.

- Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «у».

- Чем они похожи? Чем они отличаются?

б) Работа в прописи.

Повторение правил письма.

- Достаньте ручки из пеналов. Возьмите и покажите как вы будете ручку держать, а я посмотрю. Посмотрите как я это делаю. Ручка в правой руке, кто пишет левой, тогда в левой руке. Положите ручку на средний палец. Большим пальцем придерживайте ее, а указательный палец лежит сверху. Держите ручку поближе к стержню, чтобы удобнее было писать.

-Возьмите прописи. Положите их перед собой с наклоном.

-Снежинки когда выпадают?

-А как они падают?

-Правильно, плавно и ровно. Это мороз постарался.

- А какие снежинки из себя?(аккуратные)

-А кто знает кто такой паучок? Он такой маленький, в школу не ходил, а какую он делает паутинку! Так и у вас должны быть буквы в прописях красивые, ровные.

б) конструирование строчной буквы «у» на магнитной доске.

- Назовите элементы, их которых состоит строчная буква «у». ( Полоска  в форме прямой линии с закруглением с одной стороны. Полоска в форме прямой линии с петлей;.)

-Кто сконструирует букву «у» на доске?

- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «у».

        в) конструирование строчной буквы «у» на партах учащимися.

-Сконструируйте букву «у»  каждый у себя на парте.

        г) проверка правильности выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь №1, с. 32.)

- Проверьте правильность выполнения задания с помощью ключа.

-Покажите с помощью сигнальных карточек , верно ли  вы выполнили задание.

2.Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

        а) полное и краткое объяснения учителя образца начертания строчной буквы «у» на доске мелом.

-А сейчас  я объясню вам как правильно написать букву «у». Сядьте правильно и внимательно слушайте.

-Начинаем на  верхней линейке. Сверху вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Линию ведем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Вниз опускаем прямую. Не дойдя до дополнительной линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, и пересекаем прямую на нижней линейке.

-Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо, вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

-Кто сможет повторить за мной объяснение?

        б) иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «у» под счет.

-  Сейчас напишем букву под счет.

   -  Раз и, два и

        в) упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с.17).

-Возьмите в руки ручки, напишем букву под счет в воздухе.

-Раз и, два и

- Поставьте  ручку обратным концом на страницу прописи и вместе со мной  под мой счет обведите букву в тетради.

-Раз и, два и

        г) имитация учащимися начертания буквы «у» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

-Поставьте ручку на рабочую строку в синей рамке и обведите первый элемент буквы.

-Сядьте правильно.

-Поставьте ручку на рабочую строку в синей рамке и обведите второй элемент буквы.

-Обведите  два элемента буквы.

3.Физкультминутка. Подготовка руки к письму «Лошадки».

- Молодцы. Вы хорошо поработали . Давайте отдохнем.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.)

4.Письмо учащимися в прописи.

- Кто желает попробовать написать строчную букву «у» на доске?
(2 – 3 ребёнка пишут букву на доске, класс комментирует все попытки, указывая на достоинства и недостатки письма).
- А теперь примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (Индивидуальная помощь учащимся)

а) письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы «у» по алгоритму .

- Напишите буквы.

- Подчеркните самые красивые буквы.

б) упражнение в письме соединений:

- нижнего – уа

Полное и краткое объяснения учителя образца начертания  соединения на доске мелом.

-Кто прочитает соединение букв в прописи?

-Какое это соединение?(нижнее)

-Ребята сядьте правильно и послушайте мое объяснение.

-Начинаем на  верхней линейке. Сверху вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Линию ведем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Вниз опускаем прямую. Не дойдя до дополнительной линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, и пересекаем прямую на нижней линейке. Написали букву у. Линию от буквы у отводим вправо выше нижней линейки рабочей строки и слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки, опускаем вниз, «закрываем» овал и делаем повтор в нижней части овала . Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Опускаем вниз прямую, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо, вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо. Сверху вниз, слева направо, вверх, влево, вниз, вправо ,вверх, отклоняясь вправо, вниз, вправо.

 -Кто сможет повторить за мной объяснение?

IV. Физкультминутка –слайд 3-7

-Встаньте ,немного отдохнем.

V. Закрепление изученного материала.                                                                                                          

1. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу

-Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Что здесь нарисовано?

( Заяц спрятался за пень, уши зайца) –

- Где живет заяц?

  – Что вы знаете про это животное?

-Рассказ про зайца говорит заранее подготовленный ученик.

  Заяц - лесное или степное животное с длинными ушами. Лесное-беляк. Степное-русак. Оба зайца летом буро-серого цвета. Питается летом беляк хвощами, а зимой корой осин, ив, берез . А врагов у зайца тьма: охотники, волки, лисицы ,собаки, орлы, совы. Логово зайца-беляка представляет собой продолговатую  ямку. В ней заяц прячется и от врагов и от ветра. Иногда в сильную вьюгу зайца заносит совсем. Над ним образуется снежный свод, из-под которого ему приходится выкапываться, чтобы выйти на свет .                                                            

 - Какой звук обозначает буква «у» в слове уши? (гласный, ударный)

- Проанализируйте звукобуквенную схему этого слова.                                                                              - ---Перекодируйте звук в письменную букву.                                                                                             -                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

[у]

у

(Быстро справившиеся с работой ученики составляют модели  других слов).

[у]

у

[у]

у


Прочитайте слово «уши» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- Кто составит предложение со словами заяц и уши?

Дифференцированное задание при составлении предложения.

- Проанализируйте схему моего предложения.

   

 А сколько слов в следущем предложении?

                                                                             

-Так какое предложение вы составили?

А какие слова можно подобрать к этому предложению?

                                                                             

-Сейчас мы будем раскрашивать схему третьего предложения. Для этого нужны карандаши .

-Какие карандаши понадобятся?

- Достаньте нужные цвета ,а остальные положите на край парты. Я буду раскрашивать на доске, а вы у себя в тетради.

-Покажите как вы держите карандаш.  Кто сделает раньше выполнит задание «Найдите и подчеркните «лишнюю» букву.»

 - Составьте рассказ о зайце, используя данную схему текста.

-Сколько в нем предложений?

 2. Найдите и подчеркните «лишнюю» букву.

 А, о, у.                                                                                                                                                                  

а, о, У.

а, у, о, э.                                                                                                                                                                                            3. Выполнение логических заданий с буквами.

-Какие буквы написал Почемучка? Посмотрите в прописи.                                                                                                            - Сравните буквы а– у. Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                    - Сравните буквы а –О. Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                             - - Переконструируйте строчную букву «у» в строчную букву «а»;  строчную букву «а» в  прописную букву «О»;

(Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске).

-Молодцы, буквы запомнили.

-А теперь я хочу узнать, умеете ли вы разгадывать головоломки.

4.Головоломка

Учитель читает:

Путаница.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так:

Что же напутал поэт наш, чудак?

-Кто исправит?

5. Картинный диктант.

А сейчас я хочу узнать как вы запомнили буквы не только сегодня, но и на прошлых уроках.

  – Запишите букву, которая обозначает первый звук. (Учитель показывает картинки: ананас, утюг, облако, уж, осы)

VI. Итог урока.                                                                                                                                                                                             - Какую букву учились писать на уроке?                                                                                                  

  - Из скольких элементов состоит эта буква?                                                                                            

 - Как называются эти элементы?                                                                                                                                                

VII. Самоанализ работы на уроке.                                                                                                            

 - Что вам больше всего удалось?                                                                                                                  

 - За что вы себя можете похвалить?                                                                                                            

 - Что вам не удалось?                                                                                                                                     - Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показываю смайлик). А какое настроение у вас? Покажите свои смайлики.

Использованный материал к уроку:

 Журнал «Детская энциклопедия» №8 2003 год ЗАО «Аргументы и факты»

Детская энциклопедия «Я познаю мир» Животные. 2002 год

В.В. Волина «Праздник букваря» Москва 1996 год

Методическое пособие Н.Г.Агаркова   Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс. Москва. Академкнига 2010 г. 

Паровоз

allday.ru

Физкультминутка

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=18630&tmpl=lib

Смайлик  

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/644/2959644/f_16607477.jpg

Заяц

images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока письма."Письмо строчной буквы а" УМК "Перспектива 1 класс"

УМК "Перспектива" .Урок письма в 1 классе по теме: "Письмо строчной буквы а"...

Технологическая карта урока письма.Тема: "Письмо строчной буквы [а]".УМК "Перспектива" 1 класс.

УМК Перспектива 1класс. Обучение грамоте (письмо). Тема: "Письмо строчной буквы а". Технологическая карта урока и презентация урока....

Урок письма по теме "Письмо строчной буквы з" 1 класс, система Л.В.Занкова

Данный урок содержит разные формы деятельности на уроке. использованы приёмы критического мышления, загадки. ассоциации....

конспект урока письма "Письмо строчной буквы и" по системе Л.Занкова

разработка урока письма в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы и" по системе Л.Занкова...

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...