Урок русского языка, 3 класс. ОС "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Игнатьева Татьяна Валерьевна

Урок по теме "Определение имени существительного" - урок открытия нового знания. В данном   уроке  даны материалы, предназначенные для фронтальной работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, делать выводы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Определение имени существительного

Цель: развитие умений определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в тексте.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Чистописание, «языковая разминка»

Сс / Сс / /Сс///

– Дайте характеристику звукам, которые обозначаются этой буквой.

Слово – серебро, молчанье – золото.

– Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

– Заметили ли что-то интересное в этой пословице?

Д. Все слова отвечают на вопрос что? Это существительные.

Проверка домашнего задания.

1. Блиц-опрос.

– Закончите предложения:

– Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи).

– Чтобы определить часть речи, надо … (задать вопрос).

– Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (знаменательными).

– Служебные части речи – это части речи, к которым … (нельзя задать вопрос).

– Особое место среди частей речи занимают … (междометия).

2. Проверка выполнения  упр. 210.

– Назовите группы слов, которые вы выписали из домашнего упр. 210.

– Были ли среди них предлоги? А какие служебные части речи встретились?

– В каком предложении выражена главная мысль текста? (Во втором.)

– Как называются слова соединить и разъединить?

Ответьте на последний вопрос в упражнении.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 

– Мы начинаем изучать часть речи, которая называет предметы и лица. Эти слова чаще других употребляются нами в речи. Без них немыслимо общение.

– Что это за часть речи? Правильно, имя существительное. Запишите тему в тетрадях. Сформулируйте цель урока. (Научиться находить имена существительные в предложении и тексте). А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

ΙII. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение за именами существительными.

1) – Что такое имя существительное?

а) – Как вы думаете, почему слова-предметы называются именами существительными? Прочитайте, как это объясняет учёный-лингвист Лев Успенский (упр. 211).

– На основе информации, полученной из текста, попробуйте ответить на вопрос: почему существительные получили своё название?

Используйте при ответе слова, фразы из текста. (Существительные – это слова, которые обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, т.е. всё существующее).

– Рассмотрите рисунок после упр. 211. Что вы на нём видите?

– Какое представление о существительном у Афанасия?

- Совпадают ли ваши предположения с объяснениями ученого?

- Как вы думаете, почему в этом тексте только один абзац? (В нем заключена одна мысль, одна тема).

- Выделим предложение, в котором заключается основная мысль.(Ученики выделяют одно предложение)

Давайте повторим , что мы знаем об имени существительном? (работа с кластером)

б) Упр. 212 – развивается умение вычленять главную информацию из учебно-научного текста о признаках существительного как части речи.

– Сколько в тексте частей? Как определили? (Два абзаца. Две части.)

– Какая главная мысль передана в 1-м абзаце?

– О чём говорится во 2-м?

в) Обобщающая беседа.

На основе вопросов после упр. 212 ученики рассказывают, что они узнали об имени существительном.

2) Роль имён существительных в речи.

Упр. 213 – развитие умения находить существительные в тексте и определять их роль в нём.

– Что такое пролог? (Вступление к сказке.)

– Назовите имена существительные. Как вы их нашли в тексте?

– Перечислите, что они называют. (Предметы, вещи, людей.)

– Как вы думаете, почему имён существительных так много в прологе? (Автор сказки знакомит нас с героями, рассказывает, где они жили, чем занимались.)

2. Работа с определением (с. 10).

– Прочитайте текст определения в цветной рамке. Сколько в нём частей?

– Почему здесь две части? (Сначала общее, а потом особенность этой части речи: что обозначает, на какие вопросы отвечает.)

– Что выделено жирным шрифтом? (Это примеры.)

– Что в языке относят к предметам? Ответ на этот вопрос можно найти в серой рамке после определения существительного как части речи.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Работа в учебнике.

Упр. 214 – развивается умение распределять имена существительные по тематическим группам. Выполняется под руководством учителя в следующей последовательности:

1) Постановка вопроса к слову, определение части речи с проговариванием: «Совесть. Слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет – значит, это имя существительное».

2) Определение общего значения слова. Запись слов по тематическим группам.

3) Обозначение орфограмм в словах, особое внимание – словам с

непроверяемыми написаниями.

Обратить внимание на словарные слова внизу на строчках (с. 9, 10, 11).

4) Устное составление предложений со словами, написание которых надо запомнить: совесть, рюкзак, пшеница, предмет, природа.

Орфографическое проговаривание предложений.

5) Повторение изученного: разбор слов по составу: по–друж–к–а, добр–от–а, гроз–а.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали об именах существительных?

– Проверьте себя, выполнив задание № 1, тема 7 в рабочей тетради.

– Какой вариант вы выбрали? (4.) Свой выбор объясните.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1) Упр. 1, с. 19.

2) Выучить определение имени существительного, уметь приводить примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка ОС"ШКОЛА 2100", 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе."Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих". ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс...

презентация к уроку русский язык ОС"ШКОЛА 2100" 2 класс

приложение к уроку русского языка 2 класс ОС "ШКОЛА 2100" по  теме «Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих »...

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Вашему вниманию   представлен урок по теме « Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный...

План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.

Разработка урока русского языка во втором классе по программе "Школа 2100"....