Урок русского языка, 3 класс. ОС "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по теме "Определение имени существительного" - урок открытия нового знания. В данном уроке даны материалы, предназначенные для фронтальной работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Определение имени существительного
Цель: развитие умений определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в тексте.
Этапы урока | Ход урока |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Чистописание, «языковая разминка» Сс / Сс / /Сс/// – Дайте характеристику звукам, которые обозначаются этой буквой. Слово – серебро, молчанье – золото. – Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. – Заметили ли что-то интересное в этой пословице? Д. Все слова отвечают на вопрос что? Это существительные. Проверка домашнего задания. 1. Блиц-опрос. – Закончите предложения: – Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи). – Чтобы определить часть речи, надо … (задать вопрос). – Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (знаменательными). – Служебные части речи – это части речи, к которым … (нельзя задать вопрос). – Особое место среди частей речи занимают … (междометия). 2. Проверка выполнения упр. 210. – Назовите группы слов, которые вы выписали из домашнего упр. 210. – Были ли среди них предлоги? А какие служебные части речи встретились? – В каком предложении выражена главная мысль текста? (Во втором.) – Как называются слова соединить и разъединить? Ответьте на последний вопрос в упражнении. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. |
– Мы начинаем изучать часть речи, которая называет предметы и лица. Эти слова чаще других употребляются нами в речи. Без них немыслимо общение. – Что это за часть речи? Правильно, имя существительное. Запишите тему в тетрадях. Сформулируйте цель урока. (Научиться находить имена существительные в предложении и тексте). А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) |
ΙII. Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение за именами существительными. 1) – Что такое имя существительное? а) – Как вы думаете, почему слова-предметы называются именами существительными? Прочитайте, как это объясняет учёный-лингвист Лев Успенский (упр. 211). – На основе информации, полученной из текста, попробуйте ответить на вопрос: почему существительные получили своё название? Используйте при ответе слова, фразы из текста. (Существительные – это слова, которые обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, т.е. всё существующее). – Рассмотрите рисунок после упр. 211. Что вы на нём видите? – Какое представление о существительном у Афанасия? - Совпадают ли ваши предположения с объяснениями ученого? - Как вы думаете, почему в этом тексте только один абзац? (В нем заключена одна мысль, одна тема). - Выделим предложение, в котором заключается основная мысль.(Ученики выделяют одно предложение) Давайте повторим , что мы знаем об имени существительном? (работа с кластером) б) Упр. 212 – развивается умение вычленять главную информацию из учебно-научного текста о признаках существительного как части речи. – Сколько в тексте частей? Как определили? (Два абзаца. Две части.) – Какая главная мысль передана в 1-м абзаце? – О чём говорится во 2-м? в) Обобщающая беседа. На основе вопросов после упр. 212 ученики рассказывают, что они узнали об имени существительном. 2) Роль имён существительных в речи. Упр. 213 – развитие умения находить существительные в тексте и определять их роль в нём. – Что такое пролог? (Вступление к сказке.) – Назовите имена существительные. Как вы их нашли в тексте? – Перечислите, что они называют. (Предметы, вещи, людей.) – Как вы думаете, почему имён существительных так много в прологе? (Автор сказки знакомит нас с героями, рассказывает, где они жили, чем занимались.) 2. Работа с определением (с. 10). – Прочитайте текст определения в цветной рамке. Сколько в нём частей? – Почему здесь две части? (Сначала общее, а потом особенность этой части речи: что обозначает, на какие вопросы отвечает.) – Что выделено жирным шрифтом? (Это примеры.) – Что в языке относят к предметам? Ответ на этот вопрос можно найти в серой рамке после определения существительного как части речи. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. | Работа в учебнике. Упр. 214 – развивается умение распределять имена существительные по тематическим группам. Выполняется под руководством учителя в следующей последовательности: 1) Постановка вопроса к слову, определение части речи с проговариванием: «Совесть. Слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет – значит, это имя существительное». 2) Определение общего значения слова. Запись слов по тематическим группам. 3) Обозначение орфограмм в словах, особое внимание – словам с непроверяемыми написаниями. Обратить внимание на словарные слова внизу на строчках (с. 9, 10, 11). 4) Устное составление предложений со словами, написание которых надо запомнить: совесть, рюкзак, пшеница, предмет, природа. Орфографическое проговаривание предложений. 5) Повторение изученного: разбор слов по составу: по–друж–к–а, добр–от–а, гроз–а. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |
V. Итог урока. | – Что нового вы узнали об именах существительных? – Проверьте себя, выполнив задание № 1, тема 7 в рабочей тетради. – Какой вариант вы выбрали? (4.) Свой выбор объясните. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
VI. Домашнее задание. | 1) Упр. 1, с. 19. 2) Выучить определение имени существительного, уметь приводить примеры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка ОС"ШКОЛА 2100", 2 класс.
Урок русского языка во 2 классе."Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих". ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс...
презентация к уроку русский язык ОС"ШКОЛА 2100" 2 класс
приложение к уроку русского языка 2 класс ОС "ШКОЛА 2100" по теме «Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих »...
Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация
Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...
Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация
Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...
Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
Вашему вниманию представлен урок по теме « Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный...
План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.
Представлена разработка урока русского языка....
План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.
Разработка урока русского языка во втором классе по программе "Школа 2100"....