Имя прилагательное (урок-исследование)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-исследование русского языка в 3 классе на тему: «Имя прилагательное»
Структура урока:
- Обобщение знаний об имени существительном.
- Сравнение групп слов.
- Многозначность.
- Признаки имени существительного.
- Морфологический разбор имени существительного.
- Наблюдение над именами прилагательными.
- Вопросы, примеры, обобщение и вывод по первому признаку имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? Какие?
- Прилагательные нужны для красоты описания:
а) работа с двойным текстом;
б) проблема – «почему «последний»?
2.3. Прилагательные нужны для точности описания:
а) работа с карточками;
б) работа с картинками-загадками.
2.4. Что описывают и уточняют имена прилагательные: выявление признаков:
величина, форма, вкус, цвет, материал и т.д.
- Итог. Ответ на главный вопрос урока.
- Домашнее задание: описание внешности близкого человека.
Ход урока.
На доске (мониторе) записан главный вопрос урока: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
- Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: норка, гладкая, красные, галка, лисички, рыжие, бантик, пушистая.
Дети называют слова первой и второй группы, учитель меняет карточки местами, получается таблица:
норка | пушистая |
бантик | рыжие |
лисички | красные |
галка | гладкая |
- По какому признаку вы определили слова в 1-й столбик? (Это имена существительные).
Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы кто? и что? и обозначают предмет).
Какой еще признак объединяет эти слова? (Многозначность. Дети приводят по два значения каждого слова).
Какие признаки имен существительных вы знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода…)
Запись на доске:
- сущ. одуш., собств., ед.ч., м.р.
- сущ. одуш., нариц., ед.ч., ж.р.
- сущ. одуш., нариц., мн.ч., ?.
- Схема какого разбора подходит к существительному, записанному на доске? (Дети находят соответствующую запись).
Что обозначает вопросительный знак в квадрате? (Во множественном числе нельзя определить род. Надо поставить слово в ед.ч.)
Как же уточнить значение многозначных слов? (По смыслу предложения, в котором это слово встретилось.)
Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими примерами. (Дети приводят примеры)
Что общего у всех этих слов? (Они отвечают на одинаковые вопросы)
Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова?
Послушайте текст.
А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. | Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. |
- О чем был первый текст? (О весне).
О чем был второй текст) (Тоже о весне).
Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет)
Докажите.
Что же отличает первый текст от второго? (Наличие имен прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания).
Во втором тексте используется прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый или слово серебристый? (Нет, прилагательное последний наиболее точно описывает снег.)
Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
- Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. (Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки).
Снег
зимний весенний
последний
искристый
мокрый
колючий
грязный
пушистый
серебристый
мягкий
рыхлый
белый
свежий
серый
(Идет обсуждение).
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Учитель называет прилагательные, дети угадывают существительное, учитель показывает картинку.
Например:
бурый | зеленый | спелое |
мохнатый | сладкий | круглое |
косолапый | сахарный | сочное |
медведь арбуз яблоко
- А теперь, работая в парах, попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных. Начинайте со слова «Я». (Я – смелый, сильный и т.д.).
Итог.
- Для чего нам нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения).
Что уточняют имена прилагательные? (Имя существительное).
С помощью имен прилагательных можно описать у существительных величину, форму, вкус и т.д. Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет…
Все это называется одним словом – «признаки».
Ответим на главный вопрос урока. Сравним с определением, данным в учебнике (с.117).
Д.з: Опишите с помощи имен прилагательных свою маму или другого близкого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"
Этот урок поможет повторить, упорядочить и закрепить знания детей об имени прилагательном....
Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"
Урок в4 классе по программе "Начальная школа 21 века" позволяет повторить, систематезировать знания детей об имени прилагательном....
Урок-исследование "Имя прилагательное"
Урок-исследование "Имя прилагательное" в 3 классе. На уроке проводится наблюдение за именем прилагательным, как частью речи. Выявляются особенности изменения имён прилагательных. Распознав...
Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
Урок-исследование Имя прилагательное 2 класс
Урок для развития познавательной деятельности, логического мышления путём установления причинно-следственных связей, развития речи...