Конспект урока "Сложные слова " 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Мостовская средняя общеобразовательная школа»
 
 
 
 
 
 
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе
                                                             «Сложные слова .
                                                                       
 
 
 
 
 
 
                                                   
 
 
                                                                                                               Учитель: Мосина Ольга Владимировна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2013
 
  Тема урока:  Сложные слова .
               *Разделительный Ь
Цель  урока: закрепление понятия «сложные слова» .
 
Задачи:
Образовательная: закреплять знания о способе  их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных), о роли сложных слов в речи , алгоритм выбора   соединительной гласной в этих словах
 Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы  обучения: Проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный, репродуктивный.
Техническое обеспечение: компьютер 
Оборудование:  электронный тренажер «Отличник», учебник  «Русский язык. 3 класс» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой  Издательство «Просвещение», Москва 2003г., карточки с заданиями картинки для рефлексии, карточки для индивидуальной работы,  у учащихся  – «Табель накопительной оценки» .
                                                                                               Ход урока.
 
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок -Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
 А хотите ли  вы  учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
-Начинаем урок русского языка.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова. 
Но на уроке будь готов 
Сам раскрыть секреты слов.
 
- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
_Открываем тетради ,записываем число, классная работа, тему урока
II. Чистописание.
1) Разминка для рук.
-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
(Дети массируют кисти рук)
Пальцы делают зарядку, 
         Чтобы меньше уставать.
         А потом они в тетрадке 
        Будут буковки писать.
        (Дети сжимают и разжимают кулачки)
2) Написание букв и соединений
Кк Нн на, но ка ко ен, ки  кл  нм ня ку кья нью
-дайте характеристику звуков
-в каких слогах согласные звуки мягкие,твердые
III. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня мы продолжаем работать над  темой «Сложные слова. 
-     Какие качества нам нужны для успешной работы  ? (активность , внимательность, помогать друг  другу)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать сложные слова)
- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться  самостоятельно мыслить.
- Результаты работы  будем вносить в «Табель накопительной оценки». Объектом наших наблюдений будут сложные слова. 
-Помогите решить спор трёх мальчиков. На вопрос  «Что такое сложные слова?» Один ответил: «Все непонятные слова называются сложными». Другой ответил ,что все длинные слова называются сложными. А третий сказал: « Слова ,в которых два корня называются сложными».
- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)
«Табель накопительной оценки « у каждого ученика
IV.Работа по теме урока
1) Правило сам знай и другим помогай.
Работа в паре(самостоятельно)
-повторение правила.
-Привести примеры: 2 слова из орфографического словаря,2 слова придумать самим
-занесите оценку однокласснику в его табель
Работа с учителем
2) Тренировочные упражнения
 -словарный диктант
Лесовоз, пылесос, пароход, землемер, пешеход, листопад, светлорусый, водопад,мясорубка,спортзал.
Какое слово лишнее?(светлорусый,спортзал)
Образование сложных слов.
 -Попробуйте  сложить основы слов: сам и варит. (самовар)  
Как образовались слова самолёт, самокат, кашевар, пылесос?
-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ)  
- Что соединяет корни?    Как её можно назвать?  
  Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-А что означает слово маслозавод?  
-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или  предложение  Завод, на котором делают масло?  
-Почему?   
-Итак,  какую роль играют сложные слова в русском языке?  
-Давайте зафиксируем результаты  в «Табеле накопительной оценки»  
 
 
  Орфографические словари у каждого ученика
 
 
Карточки со словами  
Гимнастика для глаз - А теперь давайте немного отдохнём.      
Работа по теме урока (продолжение) - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.
Какое задание вы можете предложить выполнить?  (Образовать сложные слова)                  
                     Сам      ловит
                     Рыба      летает
                     Вода      молоть
                     Кофе      сосёт
                     Пыль      падает
 - Запишем  эти слова и выделим в них корни.
- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)
- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная  е? (после мягкой основы)
- После какой основы пишется соединительная гласная  о? (после твёрдой основы)
Физминутка
(учащиеся встают и под руководством учителя выполняют упражнения для коррекции осанки)
III. Закрепление изученного.
“Исследователи – лингвисты”. 
- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)
- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы.  
-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют  значение.
Самостоятельно
Вод…воз,  пеш…ход,  земл…трясение,  книг…люб,  рыб…лов,  зме…лов,  везд…ход,  каш…вар,  звезд…пад,  овощ…вод,  пчел…вод,  скал…лаз.
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
На «Листах исследований» вы видите две карточки: жёлтую и розовую. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче.  Кто желает, тот может выполнить оба задания.
 
  Карточки с заданиями для индивидуальной работы
IV. Обобщение 
А теперь, подводя итог нашего урока,  просмотрите результаты нашей работы и поставьте себе итоговую оценку, вспомните  всё, что мы узнали о сложных словах.
V.Домашнее задание. -А домашнее задание вы выберите себе сами.1) с 45 Упр.104
2) записать 10 сложных слов, разобрать по составу 
 
VI. Итог урока.
-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?
VІІ. Рефлексия.
- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.
- Поместите на панно  своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).
- Молодцы! Спасибо  всем  за  урок
 
Приложение:
 
 
Сам                ловит
Рыба              летает
Вода             молоть
Кофе              сосёт
Пыль             падает
 
 
 
«4» Образуйте сложные слова по образцу:
Красная грудка – (какая?) красногрудая
Яркая голова - _________________________
Длинные ноги -  ________________________
Короткий хвост -   _____________________
Пёстрые крылья -   _____________________
По воде плавает -_________________________
 
«5» В ряду слов подчеркните   сложные слова:
Ледокол,  снеговик,  пешеход,  островок,  паровоз,  землекоп,  земляника,  самолёт,  утконос,  стенгазета,  вездеход.
 
 
 
 
 
«
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Мостовская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе

                                                             «Сложные слова .

                                                                      *Разделительный Ь »

                                                   

                                                                                                               Учитель: Мосина Ольга Владимировна

2013

  Тема урока:  Сложные слова .

               *Разделительный Ь

Цель  урока: закрепление понятия «сложные слова» .

Закрепление правописания разделительного Ь

Задачи:

Образовательная: закреплять знания о способе  их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных), о роли сложных слов в речи , алгоритм выбора   соединительной гласной в этих словах

Закреплять образование и написание слов с разделительным Ь после согласных и перед гласных е,ё, ю,и,я, умение сравнивать с  ь- показателем мягкости,

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Методы  обучения: Проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный, репродуктивный.

Техническое обеспечение: компьютер

Оборудование:  электронный тренажер «Отличник», учебник  «Русский язык. 3 класс» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой  Издательство «Просвещение», Москва 2003г., карточки с заданиями картинки для рефлексии, карточки для индивидуальной работы,  у учащихся  – «Табель накопительной оценки» .

                                                                                               Ход урока.

Этапы урока

Деятельность обучающихся  «Школа России»

Деятельность обучающихся КРО 8 вида

Оборудование

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

 А хотите ли  вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

_Открываем тетради ,записываем число, классная работа, тему урока

II. Чистописание.

1) Разминка для рук.

-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

Пальцы делают зарядку,

         Чтобы меньше уставать.

         А потом они в тетрадке

        Будут буковки писать.

        (Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Написание букв и соединений

Кк Нн на, но ка ко ен, ки  кл  нм ня ку кья нью

-дайте характеристику звуков

-в каких слогах согласные звуки мягкие,твердые

III. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы продолжаем работать над  темой «Сложные слова.

-     Какие качества нам нужны для успешной работы  ? (активность , внимательность, помогать друг  другу)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать сложные слова)

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться  самостоятельно мыслить.

- Результаты работы  будем вносить в «Табель накопительной оценки». Объектом наших наблюдений будут сложные слова.

-Помогите решить спор трёх мальчиков. На вопрос  «Что такое сложные слова?» Один ответил: «Все непонятные слова называются сложными». Другой ответил ,что все длинные слова называются сложными. А третий сказал: « Слова ,в которых два корня называются сложными».

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

Разделительный ь перед буквами е,ё,ю,я,и

самостоятельно

У с 133 Упр 8

«Табель накопительной оценки « у каждого ученика

IV.Работа по теме урока

1) Правило сам знай и другим помогай.

Работа в паре(самостоятельно)

-повторение правила.

-Привести примеры: 2 слова из орфографического словаря,2 слова придумать самим

-занесите оценку однокласснику в его табель

Работа с учителем

2) Тренировочные упражнения

 -словарный диктант

Лесовоз, пылесос, пароход, землемер, пешеход, листопад, светлорусый, водопад,мясорубка,спортзал.

Какое слово лишнее?(светлорусый,спортзал)

Образование сложных слов.

 -Попробуйте  сложить основы слов: сам и варит. (самовар)  

Как образовались слова самолёт, самокат, кашевар, пылесос?

-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ)  

- Что соединяет корни?    Как её можно назвать?  

  Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-А что означает слово маслозавод?  

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или  предложение  Завод, на котором делают масло?  

-Почему?  

-Итак,  какую роль играют сложные слова в русском языке?  

-Давайте зафиксируем результаты  в «Табеле накопительной оценки»  

Работа с учителем

-проверка выполненного

-Задания на карточках

1) прочитайте слова после каких букв  и  перед какими гласными пишется ь

2) образуйте слова с разделительным ь

3)добавьте ь показатель мягкости или разделительный ь

Самостоятельно

-с 133 Упр 9

Орфографические словари у каждого ученика

Карточки со словами  

Гимнастика для глаз

- А теперь давайте немного отдохнём.      

Работа по теме урока (продолжение)

 - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.

Какое задание вы можете предложить выполнить?  (Образовать сложные слова)                  

                     Сам      ловит

                     Рыба      летает

                     Вода      молоть

                     Кофе      сосёт

                     Пыль      падает

 - Запишем  эти слова и выделим в них корни.

- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)

- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная  е? (после мягкой основы)

- После какой основы пишется соединительная гласная  о? (после твёрдой основы)

Физминутка

(учащиеся встают и под руководством учителя выполняют упражнения для коррекции осанки)

III. Закрепление изученного.

“Исследователи – лингвисты”.

- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)

- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы.  

-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют  значение.

Самостоятельно

Вод…воз,  пеш…ход,  земл…трясение,  книг…люб,  рыб…лов,  зме…лов,  везд…ход,  каш…вар,  звезд…пад,  овощ…вод,  пчел…вод,  скал…лаз.

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

На «Листах исследований» вы видите две карточки: жёлтую и розовую. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче.  Кто желает, тот может выполнить оба задания.

Работа с учителем

У с 134 Упр 11

Карточки с заданиями для индивидуальной работы

IV. Обобщение

А теперь, подводя итог нашего урока,  просмотрите результаты нашей работы и поставьте себе итоговую оценку, вспомните  всё, что мы узнали о сложных словах.

V.Домашнее задание.

-А домашнее задание вы выберите себе сами.1) с 45 Упр.104

2) записать 10 сложных слов, разобрать по составу

У с 134 Упр 12

VI. Итог урока.

-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?

VІІ. Рефлексия.

- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

- Поместите на панно  своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

- Молодцы! Спасибо  всем  за  урок

Сам                ловит

Рыба              летает

Вода             молоть

Кофе              сосёт

Пыль             падает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...