Правописание парных согласных в корне слова
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_linnikova_v.i.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание парных гласных в корне слова

Учитель: Линникова В.И.

Количество учеников в классе: 17 человек

Место урока в учебном курсе: третий урок в разделе «Правописание парных согласных»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений

Цель: уточнение представления учащихся о проверяемых и проверочных словах.

Задачи:

Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.

Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к природе, художественный вкус, желание учиться и делать открытия.  

УУД, формируемые на данном уроке:

Предметные: расширение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Правописание парных согласных в корне слова», самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем; формировать умения проводить простые логические действия, удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Личностные: формировать мотивацию к обучению, воображение и чувство прекрасного.

Предполагаемый результат урока: правильное применение правил при решении учебных задач, правильность написания словарных слов, умение высказывать свое мнение к прочитанному.

Оборудование: учебник «Русский язык « Конакина В.П., Гореций В.Г., проектор, компьютер, презентация, карточки, солнышки.

Ход урока

I Организационный момент

Дети: Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

Учитель: - Проверьте все ли готово к уроку. Хорошо. Тогда начинаем.

Речевая разминка

Учитель: - Я предлагаю вам сегодня поработать над девизом:

«Хочешь альпинистом стать – иди в горы,

Хочешь грамотным быть – учись думать и мыслить»,

-Сегодня  я желаю вам покорить маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.

 -Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока:

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую-

Эту букву иль другую-

Предстоит сегодня вам

Все расставить по местам.

-Догадались? Сформулируйте тему нашего урока.

Дети: Тема нашего урока «Правописание парных гласных в корне слова»

II Проверка домашнего задания

Учитель: Домашнее задание связано с этой темой? Были трудности?

III Актуализация знаний

Учитель: - Запишите число, классная работа.

- Самостоятельная работа по вариантам:

А) ро..кий, сколь…кий, ло…кий, у…кий, бли…кий.

Б) гла…кий, мя…кий, кре…кий, ре…кий, сла…кий.

Учащиеся выполняют задание по вариантам и объясняют их написание (взаимопроверка, проверка по образцу на слайде).

Что общего у этих слов?

Дети: В каждом слове есть парные звонкие и глухие согласные, которые нужно проверять.

Учитель: -Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в корне? Расскажите правило.

Дети: Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

IV Работа по теме урока

Учитель: Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка. Легкая, пушистая, красивая. Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка зимы. Как вы это понимаете?

Дети: Снежинка – снег – сугробы - зима

Учитель: Подберите однокоренные слова к слову «снежинка».

Дети: Снежинка – снег, снежная, снеговик.

Учитель: Прочитайте стихотворение:

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

На дворе лопатой.

Выйдет мама на порог.

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку к нашему порожку?»

                                              (М. Познанская)

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Чему удивилась мама? А как вы помогаете своим мамам, любите их? А какие пословицы знаете про маму?

Дети: «Сердце матери лучше солнца греет», «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Учитель: Я думаю, что свою любовь к маме вы выразили в своих проектах.

Дети: Снег – снега – изменяю форму слова

Лед – ледок – подбираю однокоренное слово

Порог – порожек – однокоренное или нет порога

Дорожку – дорога, дороженька или дорожный

Учитель: Поднимите руку, кто правильно выполнил задание? У кого были трудности? Какие знания помогли выполнить задания.

Дети: Знание правил и умение правильно подобрать проверочные слова.

V  Физкультминутка

VI Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (упр. 215 стр. 114)

Учитель: - Прочитайте текст. О каких кружевах идет речь? Объясните значение фразеологизма «Нельзя выразить словами»

Дети: - Так говорят о чем-либо сказочно красивом, чудесном, необычном.

Учитель: - А как вы понимаете слово «невзначай»?

Дети: - Неожиданно, случайно, ненамеренно.

Учитель: - Выполните письменно задания к упражнению. Назовите слова с орфограммами. Какие это орфограммы?

Двое ребят работают у доски. Один – звукобуквенный анализ слова «мороз», второй – разбор слова по составу «алмазная».

Учитель: - Какие знания и умения помогли выполнить задания?

Дети: Знания правил и умения правильно подобрать способ проверки.

Учитель: Я довольна вами. Какое у вас настроение?

Показ слайдов о зиме.

Учитель: - Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времен года. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкой, гостьей, матушкой. Зима – это обилие снега, мягкого, пушистого, сказочная красота инея на ветвях деревьев, забавы детей и взрослых. Свою любовь к зимней природе люди выражают через стихи, рассказы, музыку, рисунки, картины, фотографии.

Дети: Снова в заботах Зима-рукодельница

            Пусть потеплее природа оденется.

            Много Зима заготовила пряжи,

            Белые вещи без устали вяжет.

            Сонным деревьям – пушистые шапки,

            Елочкам варежки вяжет на лапки.

            Утром плетет кружева на окошки

            И устилает коврами дорожки…

Учитель: Кто больше запомнил слов с парным согласным?

VII Обобщение по теме

Учитель: - Чтобы правильно записать парную согласную в конце слова, что нужно сделать? Чтобы правильно записать парную согласную в  середине слова, что нужно сделать? Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово, если парная согласная стоит в конце слова? В середине слова?

                                                 

    Парные согласные

                                                         ППППППП

                В конце слова        В середине слова        

Проверочное слово                                                           Проверочное слово

Изменить                                     Однокоренное

форму слова                                       слово

Дети делают выводы по схеме.

Дети: Парные согласные – самые опасные!    

            В корне ты их проверяй –

            Рядом гласный подставляй!

            Если слышишь парный звук –

            Будь внимательней, мой друг,

            Гласный тут же подставляй,

            Слово смело изменяй.

            Зуб на зубы, лед на льды

            Будешь грамотным и ты!

VIII Рефлексия

Учитель: - Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушать друг друга. А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

Дети: - Будем грамотно писать, красиво говорить, видеть прекрасное вокруг себя, любить и беречь природу, а, значит, и свою родину.

IX Подведение итогов урока

Учитель: - Откройте тетради.  Какое упражнение было трудным?

Оценка знаний учащихся.

-Что было трудным?

-Что было интересным?

Домашнее задание: стр.115 упр. 218

Аутотренинг (релаксация)

Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем.

Я раздаю каждому из вас маленькое солнышко. Напишите на нем свое пожелание. Давайте подарим это солнышко нашим гостям.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""

Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....

разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....

Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Тема: "Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова"

Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова. Русский язык. 3 класс...