Дидактический материал по работе с текстом
методическая разработка по русскому языку на тему

Алешина Юлия Михайловна

Дидактический материал по работе с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom.d.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

    Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития выступает работа с текстом. Используемые в процессе её осуществления тексты в обязательном порядке должны носить воспитательно - познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно – этические качества личности ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире. Как и в других направлениях, здесь важно реализовать принцип постепенности и последовательности.

    На первом году обучения учащиеся овладевают понятием  текст, его структурой, наиболее простыми типами: текст- описание, текст- повествование. У детей формируется умение различать известные им типы текста, подбирать к ним заглавия, определять их основную мысль, отличать текст от разрозненных  предложений, составлять текст по опорным словам.

     На втором году обучения учащиеся совершенствуют умение работать с текстом- описанием и текстом- повествованием. Знако-

мятся с новыми типами: текстом- рассуждением, сравнительным описанием. Кроме того, они учатся составлять тексты смешанного типа: в текст- повествование вводить элементы описания, рассуждения. Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность детей, формировать творческое воображение, образное мышление. От текста к тексту задания меняются, усложняясь каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ребёнка, выработку какого- либо суждения, обобщения.

     В третьем, четвёртом классах  важным направлением  остаётся работа с текстом. На данном этапе учащиеся совершенствуют свои знания и умения в использовании известных им типов текстов: текста- повествования, текста- описания, текста- рассуждения, текста- сравнительного описания, текста смешанного типа. Наряду с этим, школьники овладевают различными стилями речи, учатся обобщать и распространять проводимую в абзаце или в целом тексте основную мысль. Большая часть заданий, призванных стимулировать мыслительную деятельность детей, направлена на повышение их активности в доработке подготовленного учителем текста и увеличение степени интеллектуальной нагрузки при работе с ним.

      При этом развиваются логическое и аналитико- синтетическое мышление, творческое воображение учащихся, умение обобщать, делать выводы,  также совершенствуется опыт работы с понятиями. Все тексты связаны с изучаемыми темами русского языка.  

Задания № 1

Прочитайте предложения; составьте из них зарисовку; исключите предложения, которые не подходят по теме.

      Услужливый мороз затянул реки ледком.

      По листьям шуршит дождь.

     Резкий ветер теребит верхушки деревьев.

     Во все стороны двинулись мощные потоки воды.

     До самых бровей нахлобучили они белоснежные шапки. Надели пуховые варежки.

    Шустрые снегири порхают по шишкам елей.

 

Задания № 2

Прочитайте строки из стихотворения Ивана Бунина. Составьте и напишите свой рассказ - миниатюру, используя слова с безударными гласными, употреблённые поэтом.

       Сегодня так свело кругом,

       Такое мёртвое молчанье

       В лесу и в синей вышине,

      Что можно в этой тишине

       Расслышать листика шуршанье.

      Лес, точно терем расписной.

     Лиловый, золотой, багряный,

    Стоит над солнечной поляной,

    Заворожённой тишиной….

Задание № 3

Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности. Сформулируйте своё задание к составленному тексту и выполните его.

       Позже люди н…учились в…рить ( из) свеклы сах…р. Пр…д…вали его ( в) аптеках как лекарство. Он был очен… д…р…гой.

      ( В)давние вр…мена люди не знали, что такое сахар. Они ели мё…. Пили сла…кий сок клёна, липы, ч…ай ( с) дол…ками свеклы.

     (В)(И,и)ндии, (на ) (К,к)убе п…луч…ают эту сладост… ( из) сахарного тр…с…ника. У него сла…кий стебел…. Тр…стинки ср…зают, бр…сают ( в) к…тёл и вываривают ( на ) …гне. Получаются кристаллики сахара.

     

Задание № 4

Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение. Выполните  задание к тексту на выбор.

  • Напишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
  • Сгруппируйте слова по орфограммам. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
  • Сгруппируйте слова по орфограммам. К каждой группе добавьте по одному своему примеру. Напишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Кошки ч…сто (у)мываются. Но они не только большие ч…стюли. Утром (про)снулись,( по)т…нулись и уже (вы)лизывают себя ( от)мордоч…ки (до) (до)лап.(Со)бралис… гулят…- (у)мываются. (По)гуляли, (по)ели- опят… (вы)лизываются (с) г…л…вы (до)но…. Кошки (с)лизывают (с)себя гряз…, крошки (от)еды и собственный (за)пах.___________________________.

(На)охоте они ждут свою добычу (в)засаде. Если добыча (по)чует опас…ност…, (о) станется г…лодным.

Задание № 5

Прочитайте текст. Коротко сформулируйте обычай, о котором идёт речь. Введите составленную фразу в подходящее место в тексте. Текст напишите, подчеркивая известные орфограммы.

                                    Лесной обычай.

 Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимает крик и гам, устрашая врага. 

Задание № 6

Прочитайте текст. В предпоследнем предложении расположите словосочетания в последовательности, отражающей порядок действий. Закончите текст подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

   Самый долгий день на побережье Ледовитого океана. Он длится круглые сутки. Солнце три летних месяца не уходит с неба. Не по дням, а по часам вырастают из земли травы, распускаются листья и цветы. Даже голые камни покрываются разноцветными растениями.

   Тучи комаров гудят над тундрой, но зверей немного: полярные лисички, песцы, северные олени,зайцы. Иногда с моря заплывают белые медведи. Зато как много птиц: жаворонки, трясогузки, пуночки. Но больше всего чаек, гагар, уток, гусей.

   Птицы и звери почти не спят. Им некогда. Надо детёнышей кормить, яйца высиживать, гнёзда строить. Все спешат, у всех…

Задание № 7

Прочитайте текст. Найдите в нём недостатки. Исправьте их, используя слова для справок.

                                           Крапива.

      Часто слёзы вызывает крапива у детишек. А ведь это …и… растения. Из ... крапивы варят … борщ, готовят …салат. Она появляется раньше … щавеля и … зелени.

        В старину из … стеблей делали …нитки, а из ниток ткали …холст. В некоторых …странах из …вида этого растения делают …верёвки, … сети. А в Индии растёт крапива, укус которой опасен, как укус …змеи.

Справка: полезное и вкусное, горькие, ядовитой, молодой, аппетитный,      

                  нежный, особого, крапивных, крепкие, рыболовные, лугового,

                   огородный, прочные, отличный, южных.

Задание № 8

Прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберите подходящую к основной мысли текста пословицу и введите её в текст.

 

       Весной птицы прилетают с зимовок. В пути их ждут трудности и беды. В сыром мраке туманов они теряют дорогу, разбиваются об острые скалы. Морские бури ломают их перья, сбивают крылья. Птицы умирают от холода и стужи, гибнут от хищников, падают под выстрелами охотников. Ничто не останавливает крылатых странников. Через все преграды летят они на Родину, к своим гнёздам.

 

Пословицы:

Жить- Родине служить.

Родина любимая – мать родная.

Всякому мила своя сторона.

На чужой земле и весна не красна.

Задание № 9

Прочитайте начало текста и предложения к нему. Составьте текст, располагая четвёртое, пятое, шестое предложение в порядке изучения частей слова на примере сказуемых. Вставьте подходящее по смыслу подлежащее в третье предложение. Выделите их составные части.

 

Все ж( и,ы)вотные ран(ь,-)ше были дикими. Усилия людей сделали их д(а,о)машними. Рядом (с)человеком ж(и,ы)вут …,…,….

Предложения к тексту: 

  • Лошад... п(е,и) р(и,е)возит грузы.
  • (От)к(а,о)ровы п(а,о)лучают м(о,а)л(а,о)ко.
  • С(а,о)бака ст(о,а)рожит д(а,о)бро.

 

Напишите текст. Вставьте в слова нужные буквы, раскройте скобки.

Задание № 10

Прочитайте. Напишите текст, поместив в него предложение, объясняющее, что такое кедр. Вставьте пропущенные буквы.

    В тайге растёт кедр. К…дровник – любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…н…ю в нём созр…вают к…дровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и к…баны, бурундуки и белки. Прил…тает и к…дровка. Запасливая птич…ка  собирает орехи и кл…дет их под …зык. Под ним пом…щ…ется до 160  орешков. Затем к…дровоч…ка прячет св…е богатство в мох, дупла, в л…сную подстилку. В…сной в тайге по…вляются м…лодые кедры.

Справка:

Кедр –  хвойное  вечнозелёное дерево. 

Задание № 11

Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение, объясняющее, что такое гнездо. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения.

                                                Гнезда.

Гнезда лепят, пл...тут, складывают. (У) гр(о,а)чей и в(а,о)рон гнезда сложены (из) суч(ь,—)ков. (У) ремеза гнездо слеплено (из) мха и паутины. С(е,и)ницы, дятлы прячут св(а,о)и гнезда (в) дупле. Ч(а,я)ще всего птич(ь,—)е гнездо похоже (на) ч(а,я)йную ч(а,я)шечку. Оно сплетено (из) веточек, внутри выстлано пухом, пер(ь,—)ями и шерст(ъ,~)ю. Каждую в(е,и)сну большинство птиц в(ь,—)ют гнездо заново.

Справка:

Гнездо это место житья, кладки яиц и выведения детенышей у насекомых, птиц и других животных.

Задание № 12

Прочитайте текст. Составьте предложения-определения к подчеркнутым понятиям. Введите их в текст. Дополненный текст напишите. Укажите существительные в именительном и винительном падежах.

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне использовали для этого папирус.  |_____ .  Затем папирус был заменен пергаментом. |_____. Китайцы нашли способ делать бумагу из волокнистой части коры тутового дерева. |_____. Они толкли кору в воде, чтобы отделить волокна. Потом выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука.|____         . Волокна оставались на бамбуке. Вода с кусочками коры стекала. Мягкие волокна листами укладывали на ровную поверхность и подсушивали. Получался материал, пригодный для письма. Со временем были открыты другие способы и созданы разные машины для выпуска бумаги.

Подчеркните орфограммы в именах существительных одной чертой, а в остальных частях речи — двумя.

Справка:        

Папирус тропическое травянистое растение. Пергамент материал для письма из телячьей, овечьей, козьей кожи.

Тутовое дерево ~ южное дерево с сочными съедобными плодами, листья которого служат кормом для шелкопряда.

Бамбук — высокое растение с крепким и твердым внутри пустым стеблем.

Примечание: определения указанных понятий учащиеся либо самостоятельно находят в толковом словаре, либо учитель пишет их на доске без указания видового понятия.

Задание № 13

Прочитайте. Составьте подходящее по смыслу вопросительное предложение, с которого мог бы начинаться данный текст. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы. Укажите склонение существительных.

Книга берет н(а,о)чало (в) л(е,и)су. (От) дер(и,е)ва до книги длинный пут(ь,—). Люди рубят дерев(ъ,—)я, пилят их, варят бумажное тесто. Затем эту массу р(о,а)скатывают (в) тонкие пол(о,а)сы и сворачивают (в) рулоны. Г(а,о)товую бумагу (а,о)тпр(а,о)вляют (на) книжную фабрику. Там ест(ь,—) наборный, печатный, переплетный цеха. Отсюда книга идет (в) б(и,е)блиотеку, м(а,о)газин, а потом к читателю.

Справка:

Где берет начало книга?

Задание № 14

Прочитайте текст. Второй абзац начните с вопросительного предложения, ответом на который послужит остальной текст. Дополненный текст напишите. Выделите окончания существительных во множественном числе и укажите их падеж.

Глаза человека прикрываются веками. Веки представляют собой складки кожи и могут подниматься и опускаться специальными мышцами, когда мы моргаем. Мы моргаем каждые шесть секунд. Это значит, что в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 миллионов раз.

При моргании ресницы задерживают пылинки, капельки дождя и пота, которые могут попасть в глаза.

Но главная польза моргания в том, что происходит смазывание и увлажнение глаз. Вдоль края каждого века проходит ряд маленьких желез. Они имеют выходы между ресницами. Их выделения смазывают поверхность глаза, и веки легко двигаются.

Увлажнение глаз обеспечивает железа, в которой хранится жидкость слезы. При моргании веко открывает слезную железу, и из нее выделяется немного жидкости. Это защищает глаз от высыхания.

Справка:

Какая польза от моргания?

Задание № 15

Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Добавьте первое или последнее предложение, чтобы получился текст. Напишите. Выделите окончания существительных.

Кислую клюкв... вы найдете на болот....

За брусникой надо идти к ельник....

Каждая ягодка лежит яркой бусинк....

Малину можно чаще увидеть на вырубк... или в овраг....

На низком кустик... висит эта поздняя ягода.

Душистая земляника созревает на лесной опушк... или на солнечном        

пригорк…

|____

Падеж имени существительного

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

П. п.

1

1

2

2

1

2

3

1

1

4

1

1

5

1

1

6

1

1

Справка:

У каждой ягоды есть свой адрес.

Задание № 16

Прочитайте текст. Выделенные слова замените общим для них понятием. Измененный текст напишите. Вставьте нужные буквы. Укажите падежи прилагательных мужского и среднего рода.

Арахис одно из п(а,о)лезных для ч(е,и)ловека р(а,о)стений. Он относится к тому же с(е,и)мейству, что горох и бобы.

Р(а,о)стение арахиса — это куст, цв(е,и)тущий, как г(а,о)рох. 3(а,о)в(я,и)завшийся после цв(е,и)тения стручок р(а,о)зрастается и з(а,о)рывается в землю. Поэтому зрелый арахис с(а,о)бирают из з(е,и)мли.

Этот (а,о)рех используется при недостатке (о,а)в(о,а)щей, при изг(а,о)т(о,а)влении мыла, для производства маргарина и масла. После извлечения масла из(а,о)реховой массы она скармливается свиньям, коровам, лошадям. Ск(а,о)рлупа его используется в качестве н(а,о)п(о,а)лнителя в л(и,е)нол(и,е)уме, д(и,е)н(а,о)мите, бумаге. Косметическая пудра, з(а,о)м(е,и)нительр(е,и)зины, кр(а,о)сители и ч(е,и)рнила сделаны не безучастия арахиса.

Справка:

семейство бобовых;

жиры;

домашние животные.

Задание № 17

Прочитайте текст. К выделенным словосочетаниям подберите соответствующие им видовые понятия. Введите их в предложения. Дополненный текст напишите. Укажите падежи прилагательных во множественном числе. Подчеркните орфограммы.

Еще первобытный человек создавал ту или иную музыку. Она составляла значимую часть его жизни. Первые музыкальные инструменты были ударные. Затем были изобретены духовые инструменты, сделанные из рогов различных животных. Из них, в свою очередь, появились современные медные духовые инструменты. По мере развития своих музыкальных способностей человек стал использовать тростник и таким образом производил более естественные и нежные звуки. Позже он изобрел лиру и арфу, от которых пошли смычковые инструменты.

Справка:

Ударные музыкальные инструменты: барабан, литавры, бубны, гонг, тарелки.

Современные медные духовые инструменты: труба, валторна, тромбон, туба.

Смычковые инструменты: скрипка, виолончель.

Примечание:

Слова для справок предлагаются учащимся без указания родовых понятий.

Задание № 18

Прочитайте текст. Используя материал для справок, добавьте в указанные абзацы последние предложения. По смыслу они должны быть следствием того, о чем говорится в предыдущих предложениях. Напишите. Вставьте нужные буквы. Укажите лицо и чисто местоимений. На какие группы вы можете разделить пропущенные орфограммы?

Сотни тысяч лет назад, з(а, о)долго до п(о, а)явления ч(е, и)л(а, о)века на Земле, в (а, о)кеанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми с(а, о)зданиями.

Обычно у рыбы удл(е, и)ненная и суживающаяся к хвосту форма. |______._Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при пом(о, а)щи жабр. Рыба з(а, о)глатывает ртом воду,которая пр(а, о)ходит через жабры и выл(е, и)вается через специальное (а, о)тверстие. |______. Кровь у рыб х(а, о)лодная, но их нервная с(и, е)стема такая же, как и у других животных. |_____._Рыбы имеют темную (а, о)краску сверху и светлуюснизу. |_____.

Справка:

Они тоже чувствительны к боли.

В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы.

Это помогает им защищаться от своих врагов, которые, глядя сверху, видят темный свет, сливающийся с водой; а снизу кажется, что это светлая поверхность воды.

Она способствует передвижению рыб в воде.

Задание № 19

Прочитайте текст. Представьте себя на месте действующего в нем лица и задайте от его имени два-три вопроса, соответствующих содержанию текста. Дополненный текст напишите. Вставьте пропущенные буквы. При проверке сгруппируйте пропущенные орфограммы по самостоятельно выделенным признакам.

Человек всегда з..думывался, почему окружающий мир такой, какой он есть на самом деле. Почему пр...исходят те или иные явления? В древности человек не мог ...объяснить многое из пр...исходящего вокруг ...его.

|____  ?  |_____?   |_____?

Люди придумывали разные ...тветы на эти в...проси. Некоторые слиняли красочные р...ссказы, мифы. В ... их все предметы были мыслящими существами. Многие из ... их обладали волшебной силой, считались богами: Солнце, Луна, звезды, животные. Человек ...бращался к ...им с различными просьбами: чтобы Солнце н...правило свои лучи на р...стения или чтобы п...шел дождь. Ср...звитием различных наук человек п...р...шел к научному объяснению пр...исходящих с...бытии.

Задание № 20

Прочитайте текст, состоящий из двух частей. В одной части описывается интересное явление, в другой объясняется, почему так происходит. Определите обе части текста и расположите их в смысловом порядке: сначала — описание явления, затем — его причина. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Укажите грамматические признаки глаголов.

Ч..л...век (не) может х...дить по пр..мой (без) помощи зрения. (У) ...его несимметричное тело. При з...крытых гл...зах одна (из) ст...рон тела з...ставит ч..л...века п...в...рнут... в определенном н...пр...влении. Он п...идет по кругу. Это касается не только но..., но и рук. Ч..л...век  упр...вляющий ...вт..м...билем с закрытыми гл...зами, примерно через 20 с.кунд с.езжает (с) дороги.

Если ты з...вяжет... себе гл...за и п...идет... (по) полю, то вскоре н...чнеш... х...дит... по кругу. З...блудившись (в) тумане или во время пурги и пр...х...див много ч...сов, ты в...рнеш...ся туда, откуда вышел.

Задание № 21

Прочитайте. Напишите текст, дополнив его предложением, которое служило бы обобщением всего сказанного о планете. Вставьте нужные буквы. Укажите спряжение глаголов.

Венера вторая пл(а, о)нета нашей Солнечной системы. Она н(а, о)поминает серебристый блестящий шар. За блеск и кр(а, о)соту ее ч(а, я)сто н(а, о)зывают утренней зв(е, и)здой.

Круглый го(д, т) на этой пл(а, о)нете cm (а, о)ит жаркое лето, поэтому на (н,—)ей полностью (а, о)тсутствует в(а, о)да. На Венере не плещутся моря, не шумят в(а, о)допады, не журч(а, я)труч(ь—)и. (А, о)тм(а, о)сфера Венеры плохо пр(а, о)пускает свет, поэтому на пл(а, о)нете всегда пасмурно.

Справка:

На Венере нет жизни

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для работы с деформированным текстом

Ресурс представляет собой готовые деформированные тексты, которые можно использовать как на уроках русского языка так и чтения....

Дидактический материал для работы над словарными словами.

Работа над словарными словами в 1-4 классах. Карточки....

Дидактический материал для работы в графическом редакторе Paint

Тренажер для изучения графического редактора...

Дидактический материал для работы с деформированным текстом.

Карточки по русскому языку для деления текста на предложения 4 класс. Подходит к любому УМК....

Дидактический материал для работы со сказкой "The little Red Hen" во 2 классе.

Данный материал я использовала для проверки понимания общего смысла и существенных деталей при чтении сказки "The little Red Hen"....

03. Дидактический материал по литературному чтению (тексты для проверки техники чтения).

Тексты для проверки техники чтения  по программе "Школа России"....