Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение о частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Окорокова Елена Анатольевна

С рецензией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока конкретизации и применения способа по русскому языку во 2 классе

Тема: «Упражнения в распознавании разных частей речи и их использовании».

Цель: структурировать знания о частях речи.

Задачи: создать условия для:

  • мотивированного усвоения знаний  частей речи, их сравнения, развития умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова;
  • развития орфографической зоркости, умения решать задачи русского языка, совершенствуя культуру устной и письменной речи;
  • формирования навыка делового учебного общения, осмысленного проектирования работы на уроке;
  • воспитания социализированной личности, развития интереса к родному языку;
  • развития наблюдательности, мышления, познавательной активности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, толковые словари пословиц,  поговорок, фразеологизмов русского языка, таблички с названиями рабочих групп («Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации»), карточки для работы

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Направления действий ученика

Методический комментарий

Орг. момент

Психологический настрой.

Слайд 1.

Включается в урок, во взаимодействие с учителем, одноклассниками

Создание благоприятной рабочей обстановки в классе

Мотивационный

Слайд 2.

- Прочитайте слова и разделите их на группы по формуле 2:2:2.

- Ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 3.

Читает слова, формулирует своё представление, доказывает свою точку зрения

Целью данного этапа является «включение» в работу важнейших интеллектуальных качеств детей. При этом мобилизируется внимание,логическое мышление, развивается  монологическая речь в виде текста-рассуждения, появляется интерес к познанию.

Целеполагание

Слайд 4.

- Исходя из темы урока, поставьте перед собой цель работы. Для формулировки целей используйте опорные слова.

Слайд 5.

- Вернёмся к словам 2 слайда. Какая тема их объединяет? Где все эти слова можно услышать? Слайд 6.

- Наш урок будет деловой игрой «Заседание редакционного совета газеты «Спортивная жизнь». Слайд 7.

Формулирует свои варианты целей, исходя из своих знаний и умений и незнаний, неумений.

Устные ответы-предположения.

Учитель принимает любые версии, группируя их. Фиксируется внимание на тех, к которым можно вернуться позже. Важно учить детей слушать друг друга и не повторяться.

Продолжается активизация  мыслительных процессов, осуществляется связь предмета с общественной жизнью, создаётся установка на плодотворную деятельность

Чистописание

- Исходя из этой информации , придумайте задание для минутки чистописания и выполните его на первой строке.

- На второй строке запишем красиво в тетрадь название газеты.

Обсуждает задание  в паре, выполняет его

Списывает образец с доски «Газета «Спортивная жизнь»

Идёт процесс анализа элемента букв и одновременно включение его в создание нового образа. Работа требует сосредоточенности, наблюдательности, воображения.Для успешной работы, чувства удовлетворённости каждым ребёнком, предлагается работа в паре

Словарная работа

- Нам как и в каждой редакции предстоит разделиться на группы- отделы и выполнить свои задания.

- Какие задания  могут быть предложены вами для словарной работы?

 - У нас появилась первая статья в номер газеты.

1 группа «Отдел писем» записывают слова с 1 слайда по памяти и определяют части речи.

2 группа «Отдел новостей» вставляют пропущенные слова в текст. Слайд 8. Определяют части речи.

3 группа «Отдел информации» подбирают  по словарю пословицы и поговорки подходящей тематики.

При проверке 2 группа называет пропущенные слова с орфограммами. Слайд 9.

1 группа определяет части речи и называет какое слово лишнее в тексте.

3 группа зачитывает выбранные пословицы и поговорки, доказывая почему именно их выбрали.

Осуществляется дифференцированный подход в делении групп и распределении заданий.

Дети учатся работать с информацией, определять назначение упражнений, соотносить содержание упражнений с целью.

Актуализация знаний

 - В ней вы применили знания, которые должны усвоить о частях речи. Какие именно?

- Как это можно сделать? Слайд 10.

- Отличие одной части речи от другой. 

- Поставить вопрос и определить , что обозначает данное слово.

Задача на анализ практической ситуации и синтез содержащейся в ней проблемы. Предметом является граница компетентности

Физминутка

- Покажите спортивные движения тех видов спорта, которые упоминались в статье.

Этот этап урока гармонично вписывается в его структур, не разделяя урок на части. У детей при этом продолжается физический и эмоциональный подъём.

Повторение и закрепление

Физминутка

 - Что вам известно из средств массовой информации о спортивном движении?

 - Каким образом данные слова можно употребить в нашем разговоре?

Слайд 11.

- Запишите в тетрадь противоположные по смыслу слова. О чём идёт речь?

-Сравните свои антонимы с образцом. Почему есть расхождения в некоторых словах?

- С какой частью речи мы работали?

- Что такое имя существительное? Слайд 13.

- Образуйте от существительных-антонимов однокоренные имена прилагательные.

- Зачем они нужны в речи?

- Запишите предложение из статьи спортивного психолога поступившего в отдел писем. Подчеркните имена прилагательные.

- Как вы их находили? Зачем они нужны в этом предложении?

- Послушайте информацию другого отдела, постарайтесь запомнить как можно больше имён прилагательных.

Найдите предложение, соответствующее схеме:

Какие? кто? что сделали? какой? что?

- Запишите его под диктовку

- Назовите роль прилагательных в этом предложении.

- У нас появились заметки ещё к одной статье.  

- Что такое заметка?

-Как бы вы её назвали?

- Какие цели урока выполнены?

- А в каком услышанном вами предложении не было прилагательных?

-  Какую информацию донесло до нас это предложение?

- Прочитайте эти слова и покажите их движениями.

- Какие слова помогали вам в физминутке?

- Что вам известно об этой части речи? Слайд 16.

- Заседание наше подходит к концу, но мы не можем его завершить без ещё одной заметки в номер. Слайд 17.

 - Как вы думаете , о чём речь?

- Что такое предлог? - Почему о нём нужно знать? Слайд 18.

- На заданную тему придумайте 2-3 предложения. Обсудите их в группах, выберите лучшие для озвучивании

Делится своими познаниями.

Устный ответ-рассуждение

Записывает в тетрадь антонимы. Проверка по слайду 12.

- Об одном и том же можно говорить по-разному. Это синонимы.

Устный ответ

- Запись с комментированием предложения: Спортивный дух и постоянные тренировки помогли человеку добыть огонь, полететь в космос.

Устный ответ

Дети из отдела информации читают предложения.

Приложение 1.

Пишет под диктовку предложение по системе «письмо с дырками». Мохнатые медвежата устроили борцовский турнир.

 Работа со словарём.

- «Из истории спорта»

- Обобщение знаний об имени прилагательном. Слайд 14.

- Сообщить действия предмета.

Слайд 15.

Слайд15.

- Отдел писем списывает 2  предложение, оставляя в нём только глаголы и существительные.  

- Отдел новостей списывает 2  предложение, и добавляет имена прилагательные.

- Отдел информации заменяют фразеологизмы глаголом неопределённой формы.

Быть начеку, заткнуть за пояс, повесить нос, принять эстафету, со щитом или на щите.

 Проверка работы в группах.

Устные ответы по вопросам и информации слайда 17.

Работает в группах

Учитель группирует всю информацию, с целью заострить внимание детей на прошедших недавно событиях – Олимпиаде.

Дети выполняют практические задания на мотивацию развития способов своего учения.

Характер противоречий между имеющимся жизненным опытом и учебной проблемной ситуацией является мотивационным фактором.

Организовано наблюдение за особенностью предметной ситуации, выявлены условия, не позволяющие действовать одинаково

Такая форма работы позволяет выполнить задание за определённое время в едином режиме

Устные задания помогают переработать учебную информацию

Мобилизация интеллектуальных свойств детей, таких как память, внимание, мышление.

Данная запись способствует развитию  у детей орфографической зоркости, умению формулировать вопросы в поисках

ответов своего незнания.

Учитель заставляет детей обращаться к цели урока, тем самым поддерживается проявление детьми смыслов и способов работы.

Минутка  интеллектуального отдыха, опять же гармонично вписывается в очередной рабочий этап урока

Задания для каждой группы детей помогут ощутить себя комфортно, так как они посильны для них и познавательны.

Групповая форма проверки направлена на развитие мотивов сотрудничества и порождение и оформление разных, множественных смыслов учебной работы

Совместная деятельность позволяет осуществить субъект-субъектные отношения, развивая положительное отношение и готовность к сотрудничеству. Дети любого уровня развития минимально тревожны в отношении невыполнения задания (особенно слабоуспевающие), так как они ощущают эмоциональную поддержку в группе. «Ситуация успеха» для всех!

Рефлексия

- Каким фразеологическим оборотом, предложенным ранее, логично было бы завершить наш урок?

 - О чём нас так можно спросить?

- Что мы планировали с вами?

- Как проверить себя?

-Сравните свою модель с данной.  Слайд 19.

- Понятна схема? Что можно улучшить? Как это сделать?

- Оцените меру своего продвижения к цели. Подумай те как помочь себе.

Устный ответ –рассуждение. Вариант: «Со щитом или на щите»

- Достигнута ли цель урока.

Составляет схему «Части речи»

Даёт доказательный ответ.

Задания , требующие понимания способа решения учебной задачи, переработки учебной информации. Целесообразно включено задание на противоречие (слайд 19). « В споре рождается истина».

Это задача на конкретизацию, синтез и обобщение способа действия.

Личностная рефлексия

Домашнее задание

Придумать и записать рекламу частей речи, спорта, газеты (по выбору)

Приложение 1.

1.Спорт существовал всегда, и не только в мире человека, но и в мире животных.
2.Добрые дельфины с огромной скоростью несутся наперегонки.

3.Команда неугомонных обезьян прыгает по верхушкам деревьев, отбирая друг у друга единственный банан.
4.Красавцы олени скрестили свои ветвистые рога чтобы получить сердце и копытце возлюбленной оленихи.
5.Мохнатые медвежата устроили борцовский турнир на приз «лесной поляны».
6.Труд первобытного человека требовал большой выносливости и физической силы, умения охотиться, ловить рыбу, выкапывать коренья.

 7.Взрослые учили своих детей бегать, плавать, бросать камни, дротики, копья, прыгать, лазить по деревьям.

Рецензия

на урок, представленный на конкурс профессионального мастерства среди учителей начальных классов «Мой лучший урок», учителем МБОУ СОШ №177 г.Новосибирска Окороковой Е. А.

Урок по курсу русского языка во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока «Упражнения в распознавании разных частей речи и их использовании». В ходе урока учителем предполагалось разрешение следующих целей и задач.

Цель: структурировать знания о частях речи.

Задачи: создать условия для:

  • мотивированного усвоения знаний  частей речи, их сравнения, развития умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова;
  • развития орфографической зоркости, умения решать задачи русского языка, совершенствуя культуру устной и письменной речи;
  • формирования навыка делового учебного общения, осмысленного проектирования работы на уроке;
  • воспитания социализированной личности, развития интереса к родному языку;
  • развития наблюдательности, мышления, познавательной активности детей.

В системе уроков по этой теме данный урок – заключительный. Он спроектирован с учётом требований обязательного минимума содержания образования. Тип и структура урока соответствуют уроку конкретизации и применения способа действия. Он построен на основе игровой технологии, интегрированной и технологии личностно-ориентированного обучения с использованием ИКТ. Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией. Прослеживается чёткая логика построения урока, отражается взаимосвязь теории и практики.

При подготовке к уроку учителем были учтены особенности и уровень подготовки учащихся данного класса.

В ходе урока Окорокова Е. А. опирается на субъектный опыт учеников. Учителем используются разные источники сообщения информации. Предполагаются дифференцированные задания различного типа, вида и формы. Задания носят частично-поисковый, исследовательский характер. Инициируется выполнение заданий, внутренне неоднородных с учётом индивидуальных возможностей детей.

Учитель стимулирует учеников к применению разнообразных способов учебной работы, анализирует все предлагаемые детьми способы, обсуждает наиболее рациональные. Им оценивается не только результат, но и процесс выполнения заданий, организуется рефлексия. Окорокова Е. А. организует атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные.

Учитель проявляет гибкость при ведении урока, создаёт условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным.

На уроке у учащихся формируются навыки самоанализа, самоконтроля, взаимоконтроля; развиваются мышление, память, внимание.

Домашнее задание предлагается ученикам по выбору, предполагает творческий подход к его выполнению,  обсуждается его выполнение, даются рекомендации.

Учителем создана доброжелательная атмосфера на уроке, чувствуется уважение и внимание учителя к ученикам и наоборот, а так же между самими детьми.

В ходе урока проведены 2 физкультминутки, органично включённые в его этапы. Продумано чередование видов работы, типов задания для снижения утомляемости учеников в процессе работы.

Применение на уроке интеграции, игры, ИКТ возбуждало и поддерживало у детей интерес к уроку. Методы их использования активизировали познавательную деятельность детей, способствовали решению задач и цели урока детьми, а именно, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний и повышению качества обучения.

Следует отметить высокий уровень учителя Окороковой Е. А. в умении организовывать собственную деятельность и деятельность детей, прогнозировать усвоение материала школьниками, сотрудничать с классом, организовывать сотрудничество детей, учитывать эмоциональное состояние класса и своё. Профессионализм учителя способствует формированию у учащихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 4 класс. Имя прилагательное как часть речи.

Урок по русскому языку 4 класс. Имя прилагательное как часть речи....

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Школа России "Части речи"

Русский язык в 3 классеУМК «Школа России» Тема: Части речиТип урока: урок общеметодологической направленностиТехнологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, личностно-ориентиров...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Имя прилагательное как часть речи".

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделе...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. "Имя прилагательное как часть речи". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с именем прилагательным как частью речи, углубление представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; развитие коммуникативных ...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о правописании предлогов;Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое предлог;- знать какую роль играет предлог в речи;- уметь правильно употребл...