«Обозначение мягкости согласных звуков Ь»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Андреева Ольга Леонидовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели: обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

Слайд 2

Чистописание.

Слайд 3

Город букв.

Слайд 4

Пальто Учитель Морковь Коньки Тетрадь Загадки.

Слайд 5

Учитель начальных классов СОШ №574 Андреева Ольга Леонидовна



Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №574 Невского района

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков Ь»

УМК «Школа России» 1 класс

Учитель: Андреева Ольга Леонидовна

Санкт-Петербург

2014

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

Предметные планируемые  результаты: учащиеся научатся находить и объяснять местонахождение мягкого знака  в словах; решать учебные задачи, определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения;

Познавательные УУД: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель;

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе группами, задавать вопросы;

Личностные УУД: соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений, позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, документ камера, головные уборы с буквами для сценки, карточки для рефлексии (грустная пчелка, веселая пчелка), презентация к уроку (выполнена в Power Point 2010 с использованием триггеров), электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной,                     В.Г. Горецкого

Время реализации:    45 минут.


Этап урока

Вопросы и задания учителя

Предполагаемые ответы

Методические комментарии

1

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

- Из чего состоит наша речь?

- А предложения?

- Слова?

- Слоги?

- Чем обозначаются звуки?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Какая работа у гласных?

- А у согласных?

- Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?

- А как мы определяем твёрдый или мягкий обозначает эта буква?

-Из предложений.

-Из слов.

-Из слогов.

-Из звуков.

-Буквами.

-Гласные и согласные.

-Создают слоги.

-Да, твёрдые и мягкие.

 - Показатели мягкости гласные е, ё, ю, я, и.

-Постоянно мягкие ч, щ, й.

-Показатель мягкости Ь.

2

Самоопределение к деятельности.

Введение темы урока. Постановка целей урока.

Это тридцатая буква русского алфавита.  Она не означает никакого звука. В русском языке нет слов, начинающихся с неё.  Безголосый  добряк.  Всё смягчает.

Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков Ь».

- Какие цели мы можем поставить к уроку?

-Мягкий знак.

Цели:

  • обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком,
  • различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

3

Работа по теме урока.

1.Чистописание

1.2. Подготовка руки к письму.

1.3.  Сообщение темы.

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит. Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

– Над нами нависла большая синяя туча, пошёл дождь, вот с такими каплями:

C:\Users\nomah\Pictures\1 сен\ur55kl2_russ1.jpg

- Чем будем заниматься на уроке?

Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д. Потом упражнение выполняют в обратном порядке, начиная с большого пальца.

-Повторением написаний буквы Ь.

1.4. Работа над формой буквы ь.

 Чтоб составить мягкий знак,

 Нужно правый сжать кулак.

 Ну а левый – распрямить

 И друг к другу приложить.

  • Анализ формы и пропорций буквы (высота овала составляет половину высоты буквы).
  • Работа в тетради.

– Прописывание полстроки буквы ь, анализ недочётов, строка дописывается буквой ь с выведением штриха для нижнего соединения.

2. Сочиним сказку  про мягкий знак.

3. Словарная работа.

(Учащиеся разыгрывают сценку.)

Буквы предлагают вам ребята отгадать другие загадки и самостоятельно написать отгадки.

Учащиеся отгадывают загадки, ответы записывают в тетрадь

Проверяем (в парах)

Жили-были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные.  Ходили, друг к другу в гости.

Вот как-то раз Г пошла в гости к Я. В и Д к И. О к З.

Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что ты за буква? – возмущались они.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить,  молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.

Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога.

                                        (Гвоздь)

Стали буквы составлять слово гвоздь.

ГВОЗД – получается.

Что-то у нас не получается! – говорили буквы. – звук (д) в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твёрдый. – И говорит: - Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце.

 - Что получилось? (Гвозди.)

 - Лучше я встану, - сказала Я (Гвоздя.)

 - У нас опять ничего не получается, ведь ты обозначаешь звук (а), - сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите!  (Надо поставить Ь!)

Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец.

Что получилось? (Гвоздь.)

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

 - О чем рассказала нам эта история? Что мы узнали про мягкий знак?

(Обозначает мягкость согласных звуков)

Верхней одежде, чуть ниже колена,
Рады зимой и Серёжка, и Лена,
Тесно слегка, может быть, но зато,
Очень тепло всем ребятам в ….

                                           (Пальто.)

Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать?

                                          (Учитель.)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
                                     (Морковь.)

Обувка на стальном ходу,
Зимой катает нас по льду.

                                 (Коньки.)

То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?...

                                                 (Тетрадь.)

4.Физкультминутка.

5. Работа по учебнику.

Стр. 87 упр. 2

Прочитайте. Сравните слова по значению и по написанию.  

Как обозначена мягкость согласных звуков?

Прочитай последнее задание. Выполни его самостоятельно.

Проверка.  ( Тетрадь одного из учащихся кладётся под документ камеру.)

Стр. 88

Прочитай сведения о языке.

-Слова имеют разное значение и разное написание.

Читают сведения о языке.

Документкамера

3

Закрепление изученного материала.

Упражнение с лицензионного диска по русскому языку «Мягкий знак».

Учащиеся выполняют упражнение с лицензионного диска по русскому языку «Мягкий знак» на интерактивной доске.

4

Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что может обозначать мягкий знак на письме?

-Оцените свою работу на уроке.

-Мягкость предшествующего согласного.

Учащиеся прикрепляют на цветок пчелок грустных и веселых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100

Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов....

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью ь. 1 класс Школа 2100

В данной презентации используется минутка чистописания, которая направлена не только на развитие навыков каллиграфии, но и на развитие логического мышления, воображения учащихся. Яркая, красочная през...

«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»

урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки...

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.

Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью  буквы Ь....