Краеведение на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Уроки русского языка с применением регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(из опыта работы)
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, расширении их интеллектуального потенциала. Основной целью работы является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает учеников получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь к родной земле и формирует высокие нравственные качества.
Курс русского языка содержит широкие возможности не только для образования учащихся, но и для воспитания на основе общечеловеческих ценностей через применения краеведческого материала. На уроках эта работа проводится под девизом «Люблю тебя, мой край родной». Она преследует следующие цели:
- пополнение знаний о прошлом края;
- ознакомление с достопримечательностями родного края;
- ознакомление с литературным наследием края;
- расширение знаний о природных объектах, о животном и растительном мире Ростовской области;
- осуществление межпредметной связи с курсами окружающего мира, литературного чтения;
- воспитание любви и уважения к родному краю, к людям, населяющим этот край.
На областном семинаре был проведён урок по теме «Правописание глаголов. Легко ли быть патриотом?»
Цель урока: Воспитание учащихся на основе общечеловеческих ценностей через использование краеведческого материала на уроке русского языка в начальной школе.
Задачи:
- Формировать умения писать глаголы с изученными орфограммами
Задачи урока:
- Развивать умения писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов, -тся, -ться в глаголах, разбирать глаголы по составу
- Воспитывать патриотические чувства, высокие нравственные качества
- Развивать умения находить нужную информацию в словарях, справочниках
Ход урока
1.«Мира не узнаешь, не зная края своего». Минутка чистописания
На доске – символика России, Ростовской области, Белой Калитвы
- Мы живём в большой стране – России. На юге нашей страны расположилась Ростовская область. Она состоит из множества городов и селений. Есть среди них и город Белая Калитва. Здесь и находится посёлок Шолоховский – ваша малая родина – место, где вы родились и растёте. Край, который вы никогда не забудете. Мы живём на Донской земле и знакомимся с её историей, культурой, традициями. А минутку чистописания нам сегодня помогут провести города Ростовской области.
- Какой самый древний город Ростовской области? (Азов)
- Какой город стоит у слияния трёх рек? (Белая Калитва)
- Какой город носит имя реки, хотя находится на расстоянии почти сотни километров от неё? (Сальск)
- Какой город стоит на месте татарского становища? (Батайск)
- Какой город мог стать столицей Российского государства? В каком городе жил А.П.Чехов? (Таганрог)
- В какой станице жил и работал М.А.Шолохов? (Вёшенская)
Пропишем первые буквы названий городов, соединяя их росчерками. (Образец на доске)
- Для чего мы изучаем города? (чтобы лучше узнать родной край, чтобы вырасти патриотами)
2. «Земля донская – мать родная». Словарно – орфографическая работа
- А что значит слово «патриот»? Давайте проверим ваши предположения.
- Сейчас мы будем исследовать слово «патриот». Какие источники информации можем использовать?
(Толковый словарь объяснит значение слов, орфографический словарь покажет правильное написание, словообразовательный словарь покажет, какие слова можно образовать от этого слова, этимологический объяснит, из какого языка пришло в наш язык это слово)
Раздаются словари.
- Из Толкового словаря мы узнали, что слово патриот означает «человек, проникнутый патриотизмом»
- Из орфографического словаря я узнал, как пишется слово, в нём безударные гласные «а» и «и»
Записываем в тетрадях слово.
- Из словообразовательного словаря я узнала, что от слова образуются слова: патриотка, патриотический, патриотизм (Записываем на доске и в тетрадях)
- Из этимологического словаря я узнала, что это слово пришло к нам из греческого языка и первоначально обозначало «земляк», «соотечественник»
3. «Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится». Предупредительный диктант.
- Мы живём в казачьем краю, который славится своими песнями, сказками, былинами, пословицами, своей самобытной культурой. «Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится»,- гласит казачья пословица.Сейчас каждый вариант получит одну пословицу, запомнит её и передаст следующему ученику.
- От лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет.
- На Донской земле всё родится – надо только хорошо трудиться.
- Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.
- Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
- Казак сам не поест, а коня накормит.
- Казаки в бою не робеют и любого врага одолеют.
Проверка пословиц. Орфографический разбор. Запись пословиц.
- Прочитайте пословицу ещё раз. Подумайте, какую черту характера отражает каждая из них.
На доске – словарь «Черты характера»
Самоотверженность Неприхотливость
Трудолюбие Заботливость
Смелость Решительность
Бесстрашие Милосердие
Мужество Ответственность
- В каких исторических событиях проявились смелость, самоотверженность донских казаков?
(Взятие Азова в 17 веке под руководством Петра Великого, Отечественная война с французами 1812, Великая Отечественная война 1941-1945)
- Мы гордимся славным героическим прошлым нашей земли. 9 мая вспомним тех, кто в борьбе за мир и счастье отдал свою жизнь на полях сражений и поклонимся ветеранам, отстоявшим свободу нашей Родины. На фронты Великой Отечественной войны ушли около 600 тысяч жителей Ростовской области, вернулся домой только каждый третий. Указом Президента Российской Федерации городу Ростову-на-Дону присвоено высокое звание –«город воинской славы»
4. Патриотизм – не лозунг и не фраза,
А ежедневные полезные дела
По зову сердца, а не по приказу…
- Это наша славная история. А что значит для вас быть патриотом сегодня? Продолжите предложения, пользуясь глаголами на доске:
Быть патриотом – значит гордиться (историей, культурой, героическим прошлым края)
Быть патриотом – значит уважать (свой народ, свою землю, старших)
Быть патриотом – значит узнавать (историю, традиции, культуру)
Быть патриотом – значит интересоваться (событиями, которые происходят в нашей стране)
Быть патриотом – значит участвовать в (охране природы, благоустройстве родного края)
Дети встают в круг, берутся за руки.
- Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук друга. Чем теснее будет наш круг, тем крепче и могущественнее будет наша великая Россия.
Предложенные в ходе урока задания увлекли учеников, затронули струны их сердец, разожгли огонек любви к родному краю и его людям, помогли приобщиться к его истории, духовной культуре. Таким образом закладываются основы формирования гражданско-патриотической культуры личности будущего гражданина – патриота России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.
Интегрированный урок по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...
Интегрированный урок русского языка и краеведения "Имя существительное. Сумт юх (дерево берёза)"
На уроке идет обобщений знаний об имени существительном, а также раскрывается значение берёзы для народов ханты....
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Элементы краеведения на уроках русского языка и литературы
Умелое сочетание программного и краеведческого материала на уроках русского языка и литературы способствует воспитанию национального самосознания, любви и уважения к языку....