Методика работы над синонимами.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов и оттенков. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче, выразительный язык. В русском языке множество синонимов. В «Словаре синонимов» З.Е.Александровой к слову « красивый» дано 14 синонимов, к слову «хороший» – 33. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены детьми, но знание синонимики – это резерв разнообразия употребляемой лексики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_sinonimami.docx | 12.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над синонимами.
Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов и оттенков. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче, выразительный язык. В русском языке множество синонимов. В «Словаре синонимов» З.Е.Александровой к слову « красивый» дано 14 синонимов, к слову «хороший» – 33. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены детьми, но знание синонимики – это резерв разнообразия употребляемой лексики.
Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Они могут различаться, во – первых, оттенками лексического значения, во – вторых, эмоционально – экспрессивной окраской, в – третьих, стилистической принадлежностью; наконец, степенью употребительности и сочетаемостью с другими словами.
В начальной школе понятие о синонимах отрабатывается на практических заданиях, на уроках русского языка и литературного чтения.
Уже в 1 классе мы проводим работу с синонимами. Например, в «Азбуке» дети читают предложение:
«Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят….»
«Белка там живет ручная,
Да затейница какая!»
Учитель, анализируя текс с детьми, просит заменить близкими по значению:
Сонный брег, гласят, ручная(белка), затейница.
Знакомство с синонимами лучше начать с прилагательных. В 1 классе в учебнике есть задания, в которых встречаются антонимы: Лето жаркое, а зима холодная. Пух легкий, а камень тяжелый.
Работая над признаковыми словами с помощью учителя, дети подбирают слова синонимы. Легкий пух, воздушный, невесомый;
тяжелый камень – грузный;
жаркое лето – знойное, горячее;
холодная зима – лютая, морозная.
Работа над синонимами обогащает словарный запас ребенка, помогоет сделать его речь яркой и выразительной. Важная роль здесь отводится чтению художественной литературы. При работе с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. С этой целью важно использовать упражнения с элементами занимательности.
Например: отгадать загадки, нарисовать отгадки к ним, подобрать к прилагательным близкие по смыслу слова. Важно научить детей при трудностях обращаться к словарю синонимов.
Малыши с удовольствием принимают участие в игре «Третий лишний». Например, какое слово лишнее
Большой, огромный, здоровый,
Красивый, прекрасный, милый.
Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов.
А) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений, оттенков, различий между словами – синонимами.
Б) подбор синонимов, которые могут служить заменой.
В) упражнения с синонимами.
Г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи.
Д) исправление речевых ошибок и подбор наиболее уместных синонимов в данном тексте.
Один из принципов словарной работы – связь синонимов и антонимов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по работе с синонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Использование различных методов и приемов в работе над синонимами при формировании связной устной речи учащихся"
Использовать различные методы и приемы...
Слова - одежда наших мыслей. работа над синонимами в начальной школе.
Презентация по работе над темой "Синонимы" в начальной школе...
РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Виды работы над синонимами
Для работы на уроке...