Программа кружка "Умники и умницы.Грамотей."
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Пашинина Алла Леонидовна

Материал может быть использован учителями при работе с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.gramotey.docx50.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

"Умники и умницы. Грамотей»

2-4 классы

разработана учителем начальных классов

Пашининой Аллой Леонидовной

Пояснительная записка

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

        Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся четвёртых классов к олимпиаде по русскому языку.

Это могут быть различные формы работы: классные часы; кружок; занятия по интересам в группе продлённого дня.

Предлагаемый курс «"Умники и умницы. Грамотей»

 рассчитан на 34 часа во 2, 3 и 4 классах. Он состоит из двух частей:

1) «Таинства лексики»; 2) «Слово о словах».

В первой части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.

Во второй части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

Цель и задачи программы

Основная цель данного курса – вызвать интерес к изучению русского языка,

Задачи курса:

  • Развитие интереса к изучению тайн русского языка. 
  • Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
  • Углубление уже имеющихся знаний о лексике. 
  • Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия. 
  • Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся. 
  • Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
  • Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. 

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

Методы и формы организации

          Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.

Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. Е. приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Ожидаемые результаты учащихся

- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

- Участие в городских и районных олимпиадах.

Календарно-тематическое планирование занятий объединения «Умники и умницы.Грамотей.» 2 класс

№ п/п

Тема занятия

1.

В мире безмолвия и неведомых звуков

2.

В страну слов. Первые встречи.

3.

К тайнам волшебных слов.

4.

К тайнам волшебных слов.

5.

Выбор друзей в Стране Слов

6.

Выбор друзей в Стране Слов

7.

К несметным сокровищам Станы Слов.

8.

К несметным сокровищам Станы Слов.

9.

К несметным сокровищам Станы Слов.

10.

К несметным сокровищам Станы Слов.

11.

Чудесные превращения слов.

12.

Чудесные превращения слов.

13.

В гости к Алфавиту.

14.

К тайнам звуков и букв.

15.

Встреча с Радугой.

16.

В Страну Говорящих Скал.

17.

В глубь веков на Машине времени

18.

В Королевстве ошибок.

19.

В Страну Слогов.

20.

Неожиданная остановка в пути.

21.

В удивительном городе Неслове.

22.

Чудеса в Стране Слов.

23.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

24.

На карнавале слов.

25.

В Театре близнецов.

26.

Конкурс знающих.

27.

Новое представление.

28.

Необычный урок.

29.

Следопыты развлекают гостей.

30.

В Клубе весёлых человечков.

31.

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

32.

Экскурсия в прошлое

33.

Полёт в будущее.

34.

Итоговое занятие.

Итого 34 часа

Содержание занятий.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А. Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

 Приглашаем Вас бесплатно открыть свой сайт, который будет размещен внутри портала. http://pandia.ru/pics/portal/sets/5/stickblog.png

Размещайте новости и пресс-релизы бесплатно, добавляйте фото целыми галереями! Открыть сайт!

http://pandia.ru/pics/portal/sets/5/stickblog.png Не то? - воспользуйтесь поиском по огромной базе статей

На сайте более 2 000 000 статей, которые иногда трудно выискать. Используйте поиск для нахождения именно того, что Вам нужно.Найти!

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Календарно-тематическое планирование курса

«Умники и умницы. Грамотей» (3-4 класс)

 

 

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Материалы, средства

1

3

4

5

Часть I. Таинства лексики

1.

Лексическое значение слова

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить с толковыми словарями русского языка.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка». М.С. Лапатухин. Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. «Школьный толковый словарь русского языка».

2.

 

Прямое и переносное значение слова

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении.

3.  Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся

 

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием для творческих групп

3-4

 

Ударение меняет значение

1.   Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.   Изучить особенность русского ударения, углубить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.

3.   Способствовать развитию творчества у учащихся

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Орфоэпичекий словарь, орфографический словарь, карточки с заданием, таблица «Произноси правильно!»

5-6

 

Пёстрое семейство синонимов

1.   Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.   Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учиться правильно употреблять слова-синонимы в речи.

3.   Способствовать развитию творчества у учащихся

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», З.Е. Александрова. «Словарь синонимов русского языка». Карточки для игры в лото, карточки с заданиями, чайнворд

7-8

 

Великое противостояние антонимов

1.   Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.   Изучить особенность антонимического ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей об антонимах,

 

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», М.Р. Львов. «Словарь антонимов русского языка». Карточки с заданием, карточки для лото

 

 

учить правильно употреблять слова-антонимы в речи.

3.   Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся

 

9

 

Слова-двойники. Омонимы

1.   Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.   Изучить особенность омонимов, углубить и расширить знания и представления детей об омонимах, учиться правильно употреблять слова-омонимы в речи.

3.   Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Кроссворд, карточки для работы в группах

10

 

Омоформы, омографы – виды омонимов

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Изучить разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы, углубить и расширить знания и представления детей о разновидности омонимах.

3.  Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся

 

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»

11

 

Похожи, но не одинаковы. Паронимы

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лексике русского языка.

3.  Способствовать развитию творчества у учащихся, обогащению словарного запаса детей

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»

12

 

Из глубины веков. Архаизмы

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка

2.  Изучить особенность устаревших слов – архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учиться правильно употреблять и понимать архаизмы в речи.

3.  Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»

Рисунок изображающий человека, карточки со словами, картина В.Васнецова «Богатыри»

13-14

 

Красна речь пословицей

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка

2.  Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях,

В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, рисунки к пословицам

 

 

учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.

3.   Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками

 

15

 

Устойчивые сравнения

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Изучить особенность устойчивых сравнений русского языка, углубить и расширить знания и представления детей об устойчивых сравнениях, учиться правильно употреблять сравнения в речи.

3.  Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, кроссворд

16-18

 

Фразеологические сочетания

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учиться правильно употреблять

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». В.П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка». Карточки с заданием, кроссворд

 

 

фразеологизмы в речи.

3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению

 

 

19

 

Шарада

1.  Развивать познавательный интерес к изучения русского языка.

2.  Познакомить с особой загадкой – шарадой.

3.  Способствовать развитию творчества у учащихся

Шарады, карточки с заданием. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

20

 

Поиграем в слова

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Познакомить с особыми филологическими загадками – метаграммами, логогрифами, перевёртышами.

3.  Способствовать развитию творчества у обучающихся

Метаграммы, логогрифы, перевёртыши, карточки с заданием

Часть II. Слово о словах

21

 

Откуда ты, имя?

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, откуда пришли названия имён, дать представление о том, какие имена носили люди в Древней Руси.

Загадки, пословицы

 

 

3.     Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся

 

22

 

Отчество и фамилия

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся

С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

23-26

 

Времена года. Зима. Весна. Осень. Лето.

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся

О.Д. Ушакова. «Этимологический словарик школьника». Загадки, пословицы, поговорки

27

 

 

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, что означают названия материков, частей света.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся

Карта полушарий, кроссворд.

С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

28

 

В гостях у сказки

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся

С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

29

 

Что нужно школьнику

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся

Загадки

30

Скатерть-самобранка

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка

2.  Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми

пользуется человек.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся 

О.Д. Ушакова. «Этимологический словарик школьника»

31

 

Растения – почему их так называют?

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

Загадки, кроссворд, картинки с изображением растений или гербарий

32

 

Птицы и звери – почему их так называют?

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, откуда пришли названия животных.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

Загадки, кроссворды, О.Д. Ушакова. «Этимологический словарик школьника» (6 – по числу групп)

33

 

О том что мы носим

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.  Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.

3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

34

 

Итоговое занятие. Игра «счастливый случай».

1.  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.2.  Обобщить знания, полученные во время занятий.3.  Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

Бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями

ТРЕБОВАНИЯ

к уровню подготовки учащихся обучающихся по программе "Умники и умницы. Грамотей»

 

К концу  обучения обучающиеся должны иметь представления:

  • об основных терминах, связанных с лексикой. 

знать:

  • откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения; 
  • некоторые термины и понятия; 
  • некоторые пословицы, поговорки, загадки; 

уметь:

  • правильно употреблять изученные слова в речи; 
  • подбирать синонимы и антонимы; 
  • различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы

ПЕРЕЧЕНЬ

учебно-методического обеспечения

к программе  «Умники и умницы. Грамотей»

Для учителя:1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.

5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.

6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.

10. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

11. Шкатова Л.А.  Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.

12. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.

13. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.

14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

15. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982.

16. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.

17. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.

18. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.

19. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.

20. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.

21. Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.

22. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

23. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.

24. Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...


 

Комментарии

Орлова Наталья Александровна

Спасибо за помощь. Материал действительно полезен при составлении программы внеурочной деятельности по русскому языку.