Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. Перспективная начальная школа.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа" составлена с учетом ФГОС ( с учетом изменений ФГОС 2015)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №__________

от «___» ______ 20__  г.

Руководитель ШМО

Большешапова В.В.

_____________________

(подпись)

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № ________

от «___» _____20 __ г.

Зам. директора по УМР

 Князькова Н.А.

 ___________________

(подпись)

СОГЛАСОВАНО:

 

Зам. директора

 по УВР МБОУ «СОШ № 46»

Лола В.А.

_________________

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от «___» ___ 20 __  г.

Директор МБОУ «СОШ № 46»

Побойко А.В.

_________________

(подпись)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

для обучающихся 4 классов

Образовательная область «Обществознание и естествознание»

                                      Составитель:

Костинец Г.А.

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                      высшей квалификационной

                                                                                                      категории

2017 г.

Курс окружающего мира  изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 4 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели)

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

4 класс

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1,2 – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1,2. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В области личностных результатов у обучающихся будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять контроль по результату и по способу действия, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • использовать знаково­символические средства, модели и схемы для решения задач;
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить небольшие сообщения в устной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

     

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

• читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

• характеризовать основные функции систем органов человека;

• измерять температуру тела, вес и рост человека;

• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

• обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;

• готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

• определять последовательность исторических событий на ленте времени;

• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Выпускник получит возможность:

• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

• научиться определять часовой пояс своего края;

• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива;

соприкосновение с животными и т.д.);

• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

Содержание учебного предмета

4 класс (68 ч)

Основные содержательные линии четвертого класса (Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы,  человек -  член общества; история Отечества) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:

Человек и природа (42 ч)

        Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

        Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

        Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

        Родной край – часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

        Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (26 ч)

        Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального значения –

Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

        Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Родной край – часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

        Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США ) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

        Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

        Терроризм – международная опасность (США , г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.).

        История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение Руси (988 г.). Первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание г. Ярославля (988–1010 гг.). Объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович – Красное Солнышко (960–1015 гг.), Ярослав Владимирович – Ярослав Мудрый (около 980–1054 гг.), Владимир Мономах (1053–1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221–1263 гг.). Московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е –1157 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325– 1340 гг.), Дмитрий Донской (1359–1389 гг.).

        Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена – времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог – Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах – духовная власть и сила), иудеи (Бог – Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда – духовная связь всех проявлений жизни).

        Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа.

        Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября – День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая – День Победы – память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину – первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля – День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения

        Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

        Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

        Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.

        Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

История Отечества (7 часов)

1

Древние славяне

1

2

Древняя Русь

1

3

Крещение Руси

1

4

Борьба Руси с западными завоевателями

1

5

Возникновение Москвы. Первые московские князья

1

6

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба

1

7

Обобщение по теме «Древние славяне»

1

Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

8

Солнечная система

1

9

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

1

10

Природные зоны нашей страны

1

11

Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде

1

Путешествие по природным зонам России (13 часов)

12

Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны.

1

13

Растения и животные ледяной зоны. Арктика и человек

1

14-15

Тундра. Тундра и человек

2

16

Зона лесов. Растения  и животные зоны лесов.

1

17

Зона лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

1

18-19

Зона степей. Степь и человек

2

20-21

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

2

22

Субтропическая зона.

1

23

Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа.

1

24

Обобщение по теме «Путешествие по природным  зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде

1

Родной край – часть великой России (10 часов)

25

Твой родной край

1

26

Московское время

1

27

Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края

1

28

А что можешь сделать ты?

1

29

Полезные ископаемые твоего края

1

30

Растения твоего края

1

31

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

1

32

Народные промыслы твоего края

1

33

Заповедные места твоего края

1

34

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».

Готовимся к олимпиаде

1

Человеческий организм (11 часов)

35

Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм человека

1

36

Путешествие в мир клеток

1

37

Самый большой орган чувств

1

38

Как человек двигается

1

39

Пищеварительная система

1

40

Система кровообращения

1

41

Познакомимся с дыхательной системой

1

42

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие

1

43

Как почки удаляют из организма вредные вещества

1

44

Нервная система человека

1

45

Обобщение по теме «Человеческий организм».

Готовимся к школьной олимпиаде

1

Изучаем органы чувств (7 часов)

46

Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах

1

47

Высуни язык и скажи: «А»

1

48

«Взгляд» на глаз

1

49

Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия

1

50

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

1

51

Советы врача

1

52

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».

Готовимся к школьной олимпиаде

1

Путешествие по странам мира (6 часов)

53

Границы России

1

54

Границы России

1

55

Соединенные штаты Америки (США)

1

56

Великобритания

1

57

Франция

1

58

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира».

1

Москва как летопись истории России (5 часов)

59

День народного единства

1

60

Москва: память о войне 1812 года

1

61

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

1

62

Памятники Москвы покорителям космоса

1

63

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России».

1

Мы – граждане России (5 часов)

64

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация

1

65

Основной закон страны – Конституция России. Президент России

1

66

Обобщение по теме «Мы – граждане России»

1

67-68

Резервные уроки (итоговая комплексная работа)

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, ...