"Спряжение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чеснокова Виктория Александровна

Конспект урока по русскому языку, 4 класс. По системе Занкова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Как вы знаете, меня зовут Виктория Александровна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Сегодня нам понадобится учебник русского языка, работая тетрадь, линейка, ручка, карандаш, дневник. Все остальное, пожалуйста, уберите, чтобы вам ничего не мешало.

 Закончились каникулы и мы с вами продолжаем трудное, но увлекательное путешествие по стране Грамматики.

Откройте свои тетради, запишите, число и классная работа.
Минутка чистописания.

Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?

Какие части речи начинаются на эти буквы?

Дайте определение глаголу, местоимению.

Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал. 

Местоимение- это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Продолжите закономерность.

Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.

Догадайтесь, о какой части речи идет речь:

Что без меня предметы?

Лишь названья.
А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады

И хлеб в полях растет

Кто догадался, о какой части речи идет речь?  ( о глаголе)

Докажите.

Может вы уже догадались, о какой части речи пойдет разговор на уроке?

Что вы знаете о глаголе? Что такое глагол? Что он обозначает?

Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал. 

Слова на слайде:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…  .

Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? («Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?»)

Откройте, пожалуйста, учебники на стр 93.

№128.

Прочитайте.

1.Остров на море лежит, град на острове стоит. 2.Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом. 3.Белка там живет ручная, да затейница какая! 4. Белка песенки поет да орешки все грызет. Видит, белочка при всех, золотой грызет орех, изумрудец вынимает, а скорлупку собирает.

2. Напишите выделенные глаголы в 2 столбика с местоимениями 2-го и 3-го лица в ед. и мн. числе.

Давайте с вами вспомним, что такое лицо?

Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.

Различаются три лица глаголов: первое, второе и третье. Я, МЫ - 1лицо, ТЫ, ВЫ - 2 лицо, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - 3 лицо

2-е лицо

3-е лицо

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Лежишь

лежите

лежит

лежат

Стоит

стоите

стоит

стоят

Живешь

живете

живет

живут

Поешь

поете

поет

поют

Видишь 

видите

видит

видят

Грызешь 

грызете

грызет

грызут

Вынимаешь 

вынимаете

вынимает

вынимают

Собираешь

собираете

собирает

собирают

3. Сравните окончания глаголов в каждом лице. В чем сходство а в чем различие? Буквы каких гласных есть в окончаниях глаголов первого столбика? А в окончаниях глагола 2-го столбика?

Ты растешь…                                                                         Ты лежишь

Он (она)….                                                                                Он (она)….                                  

Вы…                                                                                          Вы…

Они…                                                                                       Они…

№129.

Прочитайте, укажите время и лицо глаголов: придут- буд. Пр. вр., 3-е лицо., мн.ч.

1.Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! 2. Задние на передних напирают: надо прыгать! 3. Пингвины кричат за камнями, хлопают крыльями. 4. И прыгают с кручи один за другим, по очереди. 5. Вынырнут из воды, наберут воздуха – опять в воду. 6. Поймают рачка, опять вверх – глотнут воздуха. 7. В воде они тоже цепочкой плавают, играют.

2. Спишите. Выделите окончания глаголов.

Придут (буд.вр. 3 л, мн.ч), посмотрят (буд.вр. 3 л, мн.ч  ),  прыгать (буд.вр. 3 л, мн.ч ), кричат ( н.вр, 3л мн.ч ), хлопают (н.вр, 3л мн.ч ), вынырнут (буд.вр. 3 л, мн.ч), поймают (буд.вр. 3 л, мн.ч), глотнут (буд.вр. 3 л, мн.ч), плавают (н.вр, 3л мн.ч), играют (н.вр, 3л мн.ч).

Изменение глагола по лица и числам называется спряжением.

№ 130

1.Проспрягайте глаголы идти и сидеть

2.Какой из этих глаголов спрягается по 1спряжению, какой по 2 спряжению?

Идти, I спряжение

Сидеть, II спряжение

Иду, идешь, идут

Сижу, сидишь, сидим

№131

1.Поставьте глаголы в форму 2 лица и напишите.

Кричу, рву, стерегу, жду, тру, лью, сплю, кладу, пою, скреплю, расту, шалю.

2.Выделите окончания.

2-е лицо

ты

вы

Кричишь

Кричите

Рвешь

Рвете

Стережешь

Стережете

Ждешь 

Ждете

Трешь

Трете 

Льешь

Льете  

Спишь

Спите

Кладешь 

Кладете

Поешь

Поете

Скрепишь 

Скрепляете

Растешь

Растете

Шалишь

Шалите

№132.

1.Напишите, что делает кузнец, портной, пастух, пловец, бегун; что делают иголкой, вилкой, бороной, жаткой; как подает голос корова, лошадь, медведь, соловей.

Куёт, шьёт, пасёт, плывёт, бежит, вышивают/шьют, накалывают, боронят, жнут, мычит, ржёт, ревёт, поёт.

Ответьте на вопрос.

 -На сколько групп можно разделить глаголы?  (Две).

-  Какое окончание имеют глаголы 1 спряжения? (- ешь).

- Какое окончании имеют окончания 2 спряжения? ( - ишь)

- Как называется изменение окончаний? ( спряжением)

Домашнее задание № 133.

Итак, ребята, закончите предложение:

Я сегодня узнал…

Я сегодня научился…

Меня заинтересовало…

Особо интересным было…

Я открыл для себя…

Меня удивило…

Оказывается…

Большего всего мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...