"Спряжение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку, 4 класс. По системе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo.docx | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Как вы знаете, меня зовут Виктория Александровна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Сегодня нам понадобится учебник русского языка, работая тетрадь, линейка, ручка, карандаш, дневник. Все остальное, пожалуйста, уберите, чтобы вам ничего не мешало.
Закончились каникулы и мы с вами продолжаем трудное, но увлекательное путешествие по стране Грамматики.
Откройте свои тетради, запишите, число и классная работа.
Минутка чистописания.
Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?
Какие части речи начинаются на эти буквы?
Дайте определение глаголу, местоимению.
Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал.
Местоимение- это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Продолжите закономерность.
Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.
Догадайтесь, о какой части речи идет речь:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады
И хлеб в полях растет
Кто догадался, о какой части речи идет речь? ( о глаголе)
Докажите.
Может вы уже догадались, о какой части речи пойдет разговор на уроке?
Что вы знаете о глаголе? Что такое глагол? Что он обозначает?
Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал.
Слова на слайде:
С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .
Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).
Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).
Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? («Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?»)
Откройте, пожалуйста, учебники на стр 93.
№128.
Прочитайте.
1.Остров на море лежит, град на острове стоит. 2.Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом. 3.Белка там живет ручная, да затейница какая! 4. Белка песенки поет да орешки все грызет. Видит, белочка при всех, золотой грызет орех, изумрудец вынимает, а скорлупку собирает.
2. Напишите выделенные глаголы в 2 столбика с местоимениями 2-го и 3-го лица в ед. и мн. числе.
Давайте с вами вспомним, что такое лицо?
Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.
Различаются три лица глаголов: первое, второе и третье. Я, МЫ - 1лицо, ТЫ, ВЫ - 2 лицо, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - 3 лицо
2-е лицо | 3-е лицо | ||
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч |
Лежишь | лежите | лежит | лежат |
Стоит | стоите | стоит | стоят |
Живешь | живете | живет | живут |
Поешь | поете | поет | поют |
Видишь | видите | видит | видят |
Грызешь | грызете | грызет | грызут |
Вынимаешь | вынимаете | вынимает | вынимают |
Собираешь | собираете | собирает | собирают |
3. Сравните окончания глаголов в каждом лице. В чем сходство а в чем различие? Буквы каких гласных есть в окончаниях глаголов первого столбика? А в окончаниях глагола 2-го столбика?
Ты растешь… Ты лежишь
Он (она)…. Он (она)….
Вы… Вы…
Они… Они…
№129.
Прочитайте, укажите время и лицо глаголов: придут- буд. Пр. вр., 3-е лицо., мн.ч.
1.Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! 2. Задние на передних напирают: надо прыгать! 3. Пингвины кричат за камнями, хлопают крыльями. 4. И прыгают с кручи один за другим, по очереди. 5. Вынырнут из воды, наберут воздуха – опять в воду. 6. Поймают рачка, опять вверх – глотнут воздуха. 7. В воде они тоже цепочкой плавают, играют.
2. Спишите. Выделите окончания глаголов.
Придут (буд.вр. 3 л, мн.ч), посмотрят (буд.вр. 3 л, мн.ч ), прыгать (буд.вр. 3 л, мн.ч ), кричат ( н.вр, 3л мн.ч ), хлопают (н.вр, 3л мн.ч ), вынырнут (буд.вр. 3 л, мн.ч), поймают (буд.вр. 3 л, мн.ч), глотнут (буд.вр. 3 л, мн.ч), плавают (н.вр, 3л мн.ч), играют (н.вр, 3л мн.ч).
Изменение глагола по лица и числам называется спряжением.
№ 130
1.Проспрягайте глаголы идти и сидеть
2.Какой из этих глаголов спрягается по 1спряжению, какой по 2 спряжению?
Идти, I спряжение | Сидеть, II спряжение |
Иду, идешь, идут | Сижу, сидишь, сидим |
№131
1.Поставьте глаголы в форму 2 лица и напишите.
Кричу, рву, стерегу, жду, тру, лью, сплю, кладу, пою, скреплю, расту, шалю.
2.Выделите окончания.
2-е лицо | |
ты | вы |
Кричишь | Кричите |
Рвешь | Рвете |
Стережешь | Стережете |
Ждешь | Ждете |
Трешь | Трете |
Льешь | Льете |
Спишь | Спите |
Кладешь | Кладете |
Поешь | Поете |
Скрепишь | Скрепляете |
Растешь | Растете |
Шалишь | Шалите |
№132.
1.Напишите, что делает кузнец, портной, пастух, пловец, бегун; что делают иголкой, вилкой, бороной, жаткой; как подает голос корова, лошадь, медведь, соловей.
Куёт, шьёт, пасёт, плывёт, бежит, вышивают/шьют, накалывают, боронят, жнут, мычит, ржёт, ревёт, поёт.
Ответьте на вопрос.
-На сколько групп можно разделить глаголы? (Две).
- Какое окончание имеют глаголы 1 спряжения? (- ешь).
- Какое окончании имеют окончания 2 спряжения? ( - ишь)
- Как называется изменение окончаний? ( спряжением)
Домашнее задание № 133.
Итак, ребята, закончите предложение:
Я сегодня узнал…
Я сегодня научился…
Меня заинтересовало…
Особо интересным было…
Я открыл для себя…
Меня удивило…
Оказывается…
Большего всего мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....
«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...