система работы над словарными словами в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
предалгаем вашему вниманию методическую разработку по работе над словарными словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_nad_slovarnymi_slovami_v_nachalnoy_shkole.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы над словарными словами в начальной школе.
В обучении русскому языку одной из ведущих является проблема развития речи учащихся, а именно, обеспечение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности.
В школьной методике преподавания русского языка обогащению лексикона учащихся способствует, прежде всего, словарная работа. Эффективность словарной работы зависит от следующих условий:
*осуществление комплексной работы над словом;
*проведение систематического лексического анализа языковой единицы;
*формирование орфографической грамотности через опору на элементы этимологического анализа;
*использование лексико – орфографических упражнений на каждом уроке русского языка;
*проведение работы над орфографической грамотностью в контексте обогащения словаря младших школьников.
Изучение непроверяемых написаний в начальных классах можно представить в виде следующих приёмов:
- Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова.
- Приёмы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова: подбор синонимов и антонимов; наблюдение за устойчивыми оборотами. Составление словосочетаний и предложений; замена описательных оборотов отдельными словами; составление тематических групп; сочинение по опорным словам и т. д.
- Приёмы, направленные на запоминание написания, и на развитие речи: подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов, использование этимологической справки и т. д.
Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову:
*наблюдения за синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
*написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета;
*деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;
*составление ребусов, этимология слова.
Этимологическая справка
Дежурный – по – французки «де жур» означает » на тот день».
Завод – от слова «водить» (в смысле «заводить» что – либо или кого – либо), поэтому старый состав слова такой: за - приставка, -вод - -корень.
Малина – от слова «малый», т.к. ягода состоит из множества малых ягодок.
Погода – корень такой же, как и у слова год. Имеется слово с противоположным значением – негода. Значит, по – приставка.
Спасибо – когда – то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов; «спаси» (тебя). Бог, как исполненное благодарности пожелание.
Топор – от топать – этот глагол с ударением на первом слоге некогда значил «ударить»,»рубить». Топор – это буквально «топало».
Цель этой работы – научить детей не только приёмам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приёмов.
Для этого учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывание, вовлекать их в разные виды деятельности, предусмотренные ФГОС, подключать к запоминанию различные чувства детей, создавать на уроке условия для творчества, фантазии.
Газета – тонка, как «газ» (искусственная ткань)
?горизонт – «гори», «зонт»
Комната – спрятано имя девочки – «Ната»,но почему написано с маленькой буквы?
Корабль – конечно же, корабль не из «коры», если он не маленький кораблик.
Помидор – тут запоминаем гласные о и и .
Рабочий – пишется как «раб».
Фамилия – нота «фа», «и» я» (сам) помогут заполнить это слово.
Шоколад – в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со словарными словами в начальной школе.
Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....
моя работа над словарными словами в начальной школе.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...
Работа со словарными словами в начальной школе
Актуальность данной темы.Виды знакомств со словарными словами.Методы и приёмы работы со словарными словами.Техники для закрепления знаний....
Работа со словарными словами в начальной школе
Данный способ организации работы над словарными словами развивает у детей внимание и память, делает процесс запоминания слов увлекательным, позволяет расширять словарный запас учащихся, повышает их гр...
Работа над словарными словами в начальной школе.
Материал предлагает разнообразные виды работы для запоминания словарных слов...
система работы над словарными словами в начальной школе
предалгаем вашему вниманию методическую разработку по работе над словарными словами...
Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....