Олимпийский урок русского языка в 3 классе по теме "Определение глагола как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Олимпийский урок русского языка в 3 классе по теме "Определение глагола как части речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_opredelenie_glagola_kak_chasti_rechi.docx | 48.34 КБ |
analiz_uroka.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Определение глагола как части речи
ФИО Бамбурова Олеся Васильевна
Место работы ГБОУ СОШ с. Мусорка
Должность учитель
Предмет начальные классы
Класс 3
Базовый учебник Русский язык. 3 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Тип урока Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательнометодических
линий.
Цель урока: формирование и совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи.
Задачи:
-образовательные: - повторить и обобщить знания об имени существительном, имени прилагательном и местоимении
Формирование навыка распознавания такой части речи, как глагол среди других изученных частей речи
-развивающие: -развитие устной и объяснительной речи учащихся;
умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
-воспитательные: формировать потребность писать грамотно; воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля; учить ставить цель своей деятельности; формировать коммуникативные умения; включать школьников в активное освоение системы олимпийских ценностей, осознание важности и значимости для народа России Олимпиады в Сочи 2014г.
Формы работы учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование:
для учителя: мультипроектор, программа Power Point, карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы.
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Звуковое сопровождение:
Песня Заявочного комитета Олимпиады в Сочи 2014 г. Сл. и муз. Н. Арутюнова и К. Кавалеряна
Технологическая карта изучения темы: Определение глагола как части речи
Использованная литература:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 3 класс, часть 2 Москва «Баллас» 2011 год.
- Е.В. Бунеев, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя, 3 класс Москва «Баллас» 2011 год.
- Н. Г. Скегина, Г.И. Колпакова, Н.Н. Авраменко Большой справочник начальная школа Москва Издательство АСТ «Олимп» «Астрель» 2000г.
Предварительный просмотр:
Анализ урока
Тема урока Определение глагола как части речи
Тип урока Урок повторения и закрепления изученного. Урок –игра.
Место в системе уроков по теме Данный урок первый в разделе «Глагол». Первичное определение глагола давалось на уроке по теме «Части речи русского языка»
Цель урока: совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи.
Урок строился в соответствии с принципом единства обучения, воспитания и развития, поэтому ставились следующие задачи.
Задачи:
-образовательные: повторить и обобщить знания об имени существительном, имени прилагательном и местоимении;
-формирование навыка распознавания такой части речи, как глагол среди других изученных частей речи
-развивающие: развитие устной и объяснительной речи учащихся;
умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
-воспитательные: формировать потребность писать грамотно; воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля; учить ставить цель своей деятельности; формировать коммуникативные умения; включать школьников в активное освоение системы олимпийских ценностей, осознание важности и значимости для народа России Олимпиады в Сочи 2014г.
Урок имел нравственную направленность, был связан с жизнью, способствовал формированию целостной системы мира и надпредметных компетенций (чувство гражданской идентичности, развития патриотических чувств).
Планируемые результаты
Предметные:
- определять изученные части речи;
- находить в тексте глаголы;
-употреблять глаголы в своей речи;
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к части речи- глагол;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РегулятивныеУУД:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
ПознавательныеУУД:
-ориентироваться в системе знаний;
- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
КоммуникативныеУУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
Структура урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (___мин)
(Определение темы и цели урока через разгадывание кроссворда, словообразование/ фронтальная работа, работа у доски)
Цели:
-заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку;
-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-определить тему и цель урока;
Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.
Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.
Сюда же вошли словарная работа и работа по словообразованию (слово «факелоносец». Поэтому первый этап немного увеличен во времени.
2. Актуализация и пробное учебное действие. (___ мин) (Распределение слов на группы/ групповая форма работы)
Цели:
-актуализировать изученные способы действий,
-тренировать мыслительные операции.
Этап предполагает создание мотивации к выполнению учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в деятельности учащихся.
3. Осознание роли глагола в речи. Выявление места и причины затруднения. Составление правила определения глагола как части речи. ( __мин.) (Работа по картинке/фронтальная работа, подбор глаголов для восстановления текста, рассказ по плану о глаголе/ работа в парах, сопоставление с правилом в учебнике, новая информация о глаголе из толкового словаря)
Цели:
-выполнить реконструкцию выполненных операций, сформулировать алгоритм определения глагола;
-соотнести свои действия с алгоритмом.
Создание проблемной ситуации (Работа над однокоренными словами/работа у доски)
Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.
Обобщение знаний о глаголе.
Цели:
-обобщить и закрепить знания о глаголе.
Этап предполагает фиксацию и заучивание правила определения глагола как части речи.
Обсуждение домашней работы (логически вытекает из предыдущего этапа + творческое задание)
ФИЗМИНУТКА (физминутка плавно встраивается в тему урока, содержит элементы физической и психической разгрузок)
4. Закрепление (___ мин) (Дифференцированное задание с использованием самостоятельного выбора уровня сложности/ фронтально, в парах)
Цель:
- выполнить типовое упражнение в форме дифференцированного задания с использованием самостоятельного выбора.
Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.
5. Рефлексия учебной деятельности (___ мин) ( Выполнение теста/самостоятельная работа, самооценка)
Цель:
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, создание состояния успеха.
Фиксация количества правильных ответов на мишени отразила качество знаний, умений и навыков над которыми работали на уроке.
6. Итог урока(___ мин)
Намеченный план урока выполнен.
Поставленных целей урок достиг.
Этому способствовали
- игровая форма урока, что соответствует возрасту учащихся;
- деятельностный подход в обучении;
- тщательно продуманные методы и приемы обучения, ориентированные на инновационное обучение.
- применение компьютерных технологий (мультимедийная презентация в Power Point)
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
¬ развивающее обучение;
¬ проблемное обучение;
¬ развитее критического мышления;
¬ дифференцированный подход к обучению;
¬ создание ситуации успеха на уроке .
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество) ;
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
приемы:
- опорный конспект(план рассказа о глаголе);
- мозговая атака(разрешение проблемной ситуации);
- групповая дискуссия;
- ключевые термины;
- логические цепочки(разбить слова на группы);
- дидактическая игра;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Урок построен с учетом системы дидактических принципов программы
«Школа 2100…»
Принцип деятельностного подхода (дети не получили готовое правило, а вывели правило распознавания глагола сами)
Принцип непрерывности ( тема «Глагол» изучается в системе уроков темы «Части речи»)
Принцип минимакса (помимо минимально-необходимого усвоения знания правила о глаголе, дети получили информацию из толкового словаря)
Принцип целостности
Принцип психологической комфортности (создание на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы).
Принцип вариативности (дифференцированное задание)
Принцип творчества (творческое домашнее задание)
Принципы обеспечивают
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
Урок-игра – урок в радость, он приносит пользу, не превращаясь в простую забаву.
Поставленных целей урок достиг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"
Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)
Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России. Глагол как часть речи.
Глагол как часть речи. 2 класс. Школа России...
Технологическая карта по русскому языку "Школа 2100", тема "Определение глагола как часть речи".
Урок "Определение глагола как часть речи" 3 класс....
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...
Методическая разработка по русскому языку 4 класс по теме "Глагол, как часть речи".
В меитодической разработке по теме "Глагол, как часть речи" в 4 классе даны различные задания для проверки усвоенных знаний по данной теме....