Правила переноса слов.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Баленко Лариса Геннадьевна

Открытый урок  русского языка в первом классе по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правила переноса слов. 1 класс.

 

Тип урока: Открытие нового знания

Цели:

-  познакомить учащихся с правилами переноса слов (буквы й, ь, ъ);

 -формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;

 -развивать мыслительные операции сравнения, анализа.

     

Планируемые результаты:

предметные:

 переносит слова с одной строки на другую по алгоритму;

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к  учебному материалу;
  • понимает причины успеха в учебной деятельности;

 Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • составляет алгоритм под руководством учителя;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

                         Ход урока

Этапы урока

Содержание этапов урока

1.Оргмомент

а)эмоциональный настрой

б) проверка готовности к уроку

в) пальчиковая гимнастика

б) работа над каллиграфией

работа в парах

- Послушайте и отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть – тоска ее боится (улыбка)

-Посмотрите ребята друг на друга, подарите улыбку, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнем урок.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку?

- Все принадлежности аккуратно лежат на вашем рабочем месте?

СЛАЙД-2

 -Прежде чем заняться работой, давайте сделаем разминку для пальчиков.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх,

То получились рожки. (хором)

-Откройте тетради  запишите число  и классная работа.

 1.-Отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок

День прибывает, когда это бывает? (весной)

-Выделите первый звук в этом слове? (в,)

- Дайте характеристику звуку [в,] (согласный, звонкий, мягкий, парный но глухости и звонкости)

-Какой буквой мы обозначаем звук [в,] на письме? (заглавной и строчной)

- Какая  буква записана на доске? (строчная)

-В чем секрет правильного написания строчной буквы в? (секрет в том, что петелька пересекается на верхней линии рабочей строки, а овал занимает всю рабочую строку)

- Спишите с доски эту букву.

- Проверь у соседа правильность написания им буквы.

2 - Посмотрите на доску. Какие  задания вы дадите для этих написаний?

На доске.

со  ка  ро  ва  ль

Ответы детей.

 - Можно списать.

-  Распределить на группы.

-  Составить слова.

- Подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки зеленым цветом, твердые согласные - синим.

- Назвать лишнее написание

-Составьте  и запишите слова .

( 1 ученик работает за  доской, класс работает самостоятельно в тетрадях)

Проверка 1

-После написания выполнить проверку в парах.

Проверка 2

-А теперь проверим,  как выполнил работу Виталя. (сорока, сова, роль, соль.)

- Назовите слова, в которых только твердые согласные звуки.  (сорока, сова).

-Что вы скажете про другие слова?

- Почему?

- Какое слово лишнее? (сорока)

-Почему? (словарное, написание этого слова нужно запомнить)

-Какие еще задания можно выполнить с этими словами?

(Разбить слова на группы по вопросам кто? и  что?  По количеству букв.)

-Назовите слова, в котором звуков меньше, чем букв.  (Это слова «роль, соль»).

-Можно ли эти слова перенести с одной строки на другую? (нет)

-Почему? (слово состоит из одного слога )

 -Над чем мы сегодня будем работать? или

 -Как вы думаете, какая тема урока?

 Правила переноса слов

 НА ДОСКЕ

-Прочитайте внимательно тему урока.

- В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? (множественном числе)

-О чём это нам может говорить?(их несколько)

-Действительно, этих правил несколько.

  и вы сами попробуете их открыть.

- Давайте вспомним, что мы знаем про перенос слов?

Знания    

 1. Слова переносятся по слогам.

 2. Одну букву нельзя оставлять на строке.

 3. Одну букву нельзя переносить.

Незнания

 Какие еще правила существуют при переносе слов?

СЛАЙД-3

-Цель урока:

Узнать  новые правила  переноса  слов.  или научиться правильно переносить слова!!!

НА ДОСКЕ

Какие задачи поставим перед собой?

                   Задачи:

 1 Повторить, что мы знаем по данной теме.

 2 Сформулировать правило.

 3 Учиться правильно писать слова, используя правила переноса слов.

 НА ДОСКЕ

- Возьмите лист – цели и выберите  личные цели, которые вы хотели достичь.

 (лист – цели у каждого ребенка)

- Какую цель  сегодня нельзя поставить? (это самостоятельная работа)

- Переходим к достижению задач.

Сейчас вы будете работать в группах.  У каждой группы  есть лист, на котором «зашифровано» правило.

Обратите внимание на план работы

СЛАЙД-4

     1. Прочитать слова

     2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса
  2. Сформулировать правило переноса слов.

-Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

- Я ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!!!

- Слушаем результаты работы1 группы, 2 группы, 3 группы.

-Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

 СЛАЙД-5

чай-ка       паль-чик         объ-езд                          

кой-ка       стуль-чик       подъ-ем                        

лай-ка       маль-чик        объ-явление                

трой-ка     поль-ка           разъ-яснение                

чай-ник     каль-ка                                                

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

-Сколько правил мы открыли?

Эти правила можно объединить в одно правило?

Сравним наше правило с правилом учебника. Всё ли вы сделали верно?

- Откройте учебник на с. 107

-  Прочитайте правило.

- ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

СЛАЙД-6

 

-Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

-Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

1. Читаем слово.

2. Делим на слоги.

3. Вспоминаем правило.

4. Записываем.

- У вас на рабочем месте находится алгоритм, прочитайте его еще раз.

 СЛАЙД-7

-К нам в гости пришел Буратино, он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.

СЛАЙД-8

  • ЗМЕ-ЙКА
  • ПО – ДЪЁМ
  • КОНЬ – КИ
  •  ШЕ – Я
  • ЛЕ – ЙКА
  • БО-ЛЬШОЙ
  • ПОДЪ-ЕЗД

- Правильно ли он все сделал?

- Какую задачу перед собой  вы поставите?

(Исправить ошибки у Буратино и записать слова с правильным  переносом).

-Слова запишите в столбик.

Проверка 1

-Сейчас мы будем проверять работу Буратино. 1 ученик объясняет слово, а класс контролирует ответ ученика.

Проверка 2

-А теперь проверьте свою работу по образцу: если вы правильно написали слово, то ставите рядом со словом +, если нет, то -.

-Подведем итоги данной работы.

-Работаем с сигнальными знаками.

Учащиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.

I уровень – самый легкий, так как все слова нужно разделить для переноса, применяя правило;

II уровень – сложнее, так как нужно отбросить слова, которые нельзя разделить для переноса;

III уровень – самый сложный, так как нужно еще и разбить слова на группы.

Каждый ученик выбирает одно задание, выполняет его и проверяет по эталону.

1. Разделить слова для переноса.

   Майка, ветер, кино, собака, подъезд, пальто, коридор, масса.

2. Разделить слова для переноса, где это возможно.

    Чайка, Зоя, рябина, съезд, имя, имена, деревья, котик,  час, Анна, объехал.

3. Списать слова в два столбика: в первый – двусложные, во второй – трехсложные, разделив их для переноса.

     Дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина, группа.

- Учитель раздает листки самопроверки.

- Над какой тема урока мы сегодня работали?

- Какое открытие мы сегодня сделали?

- Как нам удалось открыть правила.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Мы ее достигли?

- Что понравилось на уроке?

- Что было трудно?

- Подводим итоги личных целей.

ЛИСТ-ЦЕЛИ

- Отметьте личные цели, которые вы достигли.

- Оцените свою работу на уроке.

СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

 

-Мне  очень понравилось, как вы дружно работали, были активными.

-Спасибо за работу на уроке!!!

СЛАЙД-9

- Молодцы!!!

СЛАЙД-10

2 Актуализация знаний

самостоятельная работа

работа в парах

Физкульминутка

( на 10 минуте урока)

3.Постановка учебной задачи.

работа в группах.

4.Открытие «нового» знания

5. Структуриро-вание получен-ных знаний

Физкульминутка

( на 20 минуте урока)

6. Первичное закрепление нового способа действия

7.  Выполнение разноуровне-

вых заданий

8. Рефлексия

9.Самооценка и самоанализ урока



Подписи к слайдам:

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ 1 класс
Баленко Л.Г.учитель начальных классовМБОУ «Называевская СОШ №1»
ЗНАНИЯ
НЕЗНАНИЯ
Слова переносятся по слогам.Одну букву нельзя оставлять на строке.3. Одну букву нельзя переносить.
Какие еще правила существуют при переносе слов.
План работы:
1. Прочитать слова.2. Обратить внимание на выделенные буквы.3. Посмотреть, где стоит знак переноса.4. Сформулировать правило переноса слов.
чай-какой-калай-ка
паль-чикполь-какаль-ка
объ-ездподъ-емобъ-явление
Алгоритм:
1. Читаем слово. 2. Делим слово на слоги. 3. Вспоминаем правило. 4. Записываем.
ЗМЕ-ЙКАКОНЬ – КИБО-ЛЬШОЙПОДЪ-ЕЗД
ЗМЕЙ-КАКОНЬ – КИБОЛЬ-ШОЙПОДЪ-ЕЗД



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Правила деления на слоги. Правила переноса слов.

В материале рассматриваются вопросы слогоделения и деления слов для переноса....

Правила деления на слоги. Правила переноса слов.

Правила деления на слоги. Правила переноса слов....

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....