«Система работы над ошибками как средство выработки орфографической зоркости учащихся»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Работа над ошибками – неотъемлемая часть
методики преподавания любого предмета. Особенно актуальной и эффективной она оказывается на уроках русского языка. Я использую этот вид работы для развития у учащихся универсальных учебных действий.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его понимание и применение, которое приводит к решению орфографической задачи. Однако решение это возможно при условии, если ученик видит объект применения правила — орфограмму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Щелковского Муниципального района Московской области
Мастер-класс
по теме:
«Система работы над ошибками
как средство выработки орфографической зоркости учащихся»
Работа над ошибками – неотъемлемая часть
методики преподавания любого предмета. Особенно актуальной и эффективной она оказывается на уроках русского языка. Я использую этот вид работы для развития у учащихся универсальных учебных действий.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его понимание и применение, которое приводит к решению орфографической задачи. Однако решение это возможно при условии, если ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев обнаружить ее, ребенок сможет решить вопрос о конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Прежде, чем предложить детям новый вид работы, я определила цель: развитие регулятивных и познавательных универсальных действий через использование знаковых моделей, коррекцию и самооценку.
Поставила перед собой следующие задачи:
- вызвать у учащихся живой интерес к выполнению работы над ошибками;
- сформировать умение исправлять свои ошибки;
- развить навык осознанного поиска ошибок и умения их классифицировать;
- использовать работу над ошибками для формирования действия самоконтроля и выработки орфографической зоркости
Поставив перед собой данные цели, я наметила пути их реализации, всю свою систему разделив на 4 этапа (класса).
- Первый этап
Цель: свести до минимума выполнение письменных домашних заданий, выработать устойчивый интерес к выполнению данного вида работы.
Представим себя первоклассниками.
Первый этап предполагает исправлять ошибки прямо в упражнении.
Предлагаю коллегам выполнить данный вид работы (раздаю карточки с умышленно допущенными ошибками, перечеркнутыми кранной пастой, но не исправленными). Прошу поднять руку тех, у кого исправления выполнены простым карандашом. Уточняю кол-во ошибок. Объясняю, что такой прием я использую для того, чтобы не травмировать ребенка, допустившего много ошибок (чтобы ученика не пугала «красная тетрадь»).
- Второй этап
Цель: научить детей самостоятельно находить и исправлять свои ошибки.
Теперь мои коллеги выступают в роли второклассников.
Второй этап заключается в том, что я не делаю правки в ученических работах: на поля, у соответствующей строки, я просто выношу орфографические правила-«подсказки» («жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу» и т.д.). Для ряда орфограмм мною были разработаны орфографические символы (для этого прошу всех обратить внимание на памятки). Смысл пометок заключается в том, что учащиеся, пользуясь подсказкой учителя, должны сами обнаружить свою ошибку и исправить ее (предлагаю коллегам выполнить данный вид работы). Отрицательной стороной данного этапа может являться лишь кажущаяся «грязь» в тетрадях учеников. Но что такое «грязь» по сравнению с исписанной красными чернилами страницей?
- Третий этап
Цель: нахождение допущенной ошибки, ее исправление и классификация.
Этот этап предполагает, что мы обучаемся в 3 классе.
Теперь я выношу на поля «палочку» (символ, используемый большинством учителей-филологов), и прошу самого ученика после нахождения и исправления ошибки нарисовать необходимый символ рядом с моей пометкой.
Учителя в роли третьеклассников выполняют необходимую работу по памятке.
Таким образом, я подхожу к осуществлению главных задач: дети находят ошибку, определяют вид орфограммы, вспоминают и применяют правило и, наконец, исправляют неправильно написанное слово, при этом вынося на поля символ-«доказательство» своего осознанного исправления. Данный этап работы над ошибками оказался наиболее эффективным средством по развитию орфографической зоркости учащихся, так как требовал от них внимательной проверки написанного.
- Четвертый этап
Цель: исправление и классификация неверного написания слова не построчно, а во всей работе целиком, без помощи учителя.
Данный вид работы посилен только учащимся 4 класса.
Этот этап является главной ступенью осознанного отношения ученика к работе над ошибками, формирующей навыки самоконтроля. Теперь на карточках, предложенных мною учителям, в конце работы стоит отметка без каких-либо исправлений, а на поля вынесено лишь цифровое указание количества допущенных ошибок ( «3» за 4 ош.).
Учащемуся надо самому найти все ошибки и исправить их. Предлагаю выполнить это задание.
Данная система работы над ошибками в совокупности с другими видами работы помогла мне достичь значительных результатов. Однако считаю, что стопроцентной отдачи можно добиться лишь при соблюдении ряда данных правил:
- непрерывность в системе работы над ошибками;
- осуществление ежедневного контроля над работой учащихся (здесь целесообразно тесное использование педагогики сотрудничества с родителями);
- проведение учителем анализа своей работы при помощи глубокой диагностики успехов учащихся.
Данная система работы обеспечивает сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
Предлагаемая работа над ошибками разработана в соответствии с соблюдением дидактических принципов технологии деятельностного метода.
В моей системе работы над ошибками принципы технологии деятельностного метода реализованы в следующих основных положениях.
- Принцип деятельности подразумевает, что ребенок не будет получать готовые исправленные ошибки, а в процессе собственной деятельности добьется желаемого результата.
- Принцип непрерывности соблюдается в том, что данная система работы рассчитана на 4 года обучения в начальных классах, а при желании может найти свое отражение и в среднем звене. «Не менять правила игры», - именно так звучит данный принцип в технологии деятельности. Хочется отметить, что учащиеся начальных классов воспринимают данную работу над ошибками именно как интересную и непрерывную игру.
- Принцип минимакса предполагает соблюдение права детей двигаться каждому в своем темпе. Именно то, что дети находятся на разных этапах работы над ошибками, является четким соблюдением данного принципа.
- Принцип психологической комфортности является одним из ведущих в данной системе, т.к. максимально освобождает ребенка от перегрузки письменными заданиями, а прием исправления учителем ошибок не ручкой, а простым карандашом, способствует тому, что ребенок не боится искать и исправлять допущенные ошибки. Более того, чем добросовестней ученик выполнит работу, тем большее поощрение получит от педагога.
Необходимо сказать и о том, что данная система уже сегодня способствует реализации нового Госстандарта, разработанного Александром Михайловичем Кондаковым, основной целью которого является не предметный контроль, а личностный (не ЗУН, а умение учиться). Из проведенного мною мониторинга в конце учебного года, видно, что даже дети с дисграфией уверенно продвигаются вперед, а наиболее типичные ошибки учеников переходят в разряд единичных.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над ошибками на уроках русского языка.
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Звукобуквенный анализ – фундамент правописанияЛингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по...
Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"
Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...
Система работы над ошибками
Как выполнить проверку безударной гласной?...
система работы над ошибками
Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Особенно актуальной и эффективной она оказывается на уроках русского языка. Я использую этот вид работы...
Работа над ошибками, как метод развития орфографической зоркости.
Правила выполнения работы над ошибками...
Мастер-класс: "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка».
Мастер-класс "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка" пзволяет почувствовать себя и педагогом, и родителем, и учеником, научиться работать с памяткой "Работа над ошибк...
Система работы над ошибками (из опыта работы)
Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму. Умение обнаруживать орфограммы называ...