Предлоги
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
Тема: « Предлоги».
Цели урока:
-ознакомление с предлогом как служебной частью речи; наблюдение за ролью предлогов в речи;
-развитие умения различать предлоги, правильно употреблять их в речи.
-воспитание любви и уважения к русскому языку.
Оформление доски: стихотворение
Рыхлый снег темнеет марте
Тают льдинки окне.
Зайчик бегает парте
И карте стене
Предложения: Книга лежит столе. Книга лежит столе.
Пословица: Если есть труд, значит будет и успех.
Ход урока.
- Эмоциональный настрой.
-Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Я желаю вам успехов и творческих удач.
Чтобы урок прошел результативно, вам ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую « звездочку» знаний.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний, нет предела
Так, друзья, вперед за дело!
- Постановка учебной задачи.
а) создание проблемной ситуации.
На доске:
М…сяц, л…сточки, д…ревья, облака, т…мнеет, греет, тает, голубое, солнечный, в, ты, он, по, на. (Приложение 1)
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные орфограммы. Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова. ( по количеству слогов, по орфограммам, по частям речи)
- А что такое части речи? Какие части речи вы знаете? Что такое прилагательное? Существительное? Глагол? Местоимение? Запишите слова в столбики по частям речи.
- На доске остались слова по, на, в. Как называются эти слова? ( предлоги).
Ребята, мы с вами сегодня ознакомимся с предлогом, как служебной частью речи . Научимся различать предлоги и правильно их употреблять.
-прочитайте стихотворение на доске. (Приложение 2)
Рыхлый снег темнеет марте
Тают льдинки окне.
Зайчик бегает парте
И карте стене
- Что можете о нем сказать ? ( это стихотворение о весне.)
б) создание «ситуации успеха».
- Преобразуйте стихотворение, вставив пропущенные слова и запишите его. (работают в парах постоянного состава) ( после выполнения выслушивается текст)
- Какие слова добавили в первое предложение? (в, на) ( учитель дописывает слова на доске). Обведите это слова в кружок.
- Почему понадобилось вставить эти слова? (для связи слов в предложении).
- Какие слова связал каждый предлог? ( темнеет (когда?) в марте), тают (на чем?) на окне)
- аналогично во втором предложении бегает ( по чему?) по парте, бегает ( по чему?) по стене.
-Для чего нужны предлоги? ( предлоги служат для связи слов в предложениях)
- Сравните с правилом в учебнике на с 109. (мы правильно сделали вывод).
Физкультминутка.
- « Открытие» нового знания.
Часть ребят выполняют индивидуально задания на карточках (Приложение 3), часть учеников работают на компьютере (CD – диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 2 класс». (Урок 12, задание 3)» Задание: вставить пропущенные слова и определить часть речи в шестом предложении.
- Как вы написали предлоги? Почему? (отдельно, потому что это слова, а мы знаем, что слова в предложениях пишутся друг от друга отдельно).
- Сравните с правилом на с.109. (мы были правы)
- Раз предлог это слово, то как оно будет называться в речи? (часть речи).
- Какие еще части речи вы знаете (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Что общего между предлогом и другими частями речи?(это части речи, мы эти слова употребляем в речи).
-Чем предлог отличается от других частей речи?( предлог не отвечает на вопросы, ничего не обозначает).
- Для чего же нам нужны тогда предлоги? (они служат для связи слов в предложении)
-Поэтому предлог называют «служебной» частью речи.
- Попробуйте объединить все знания о предлоге, которые вы получили на уроке, и сформулировать определение. ( работают в группах)
( все определения выслушиваются и корректируются самими детьми).
( Предлог часть речи. Пишется раздельно. Служит для связи слов в предложении. Не отвечает на вопросы и ничего не обозначает).
- Сравните с правилом в учебнике с.110.( мы правильно сделали вывод).
- Постановка учебной задачи.
А) создание «ситуации несостоятельности».
-На доске написаны предложения. Сравните их между собой.(пропущены предлоги, они одинаковые).
- А я хочу вам сказать, что здесь два разных предложения. Как это может быть? (пропущены разные предлоги).
Б) создание «ситуации успеха».
-Запишите предложения и вставьте разные предлоги. «Книга лежит на столе.» и «Книга лежит в столе.»
-Что заметили ? (изменился смысл)
- «Открытие» нового знания.
- Какую еще роль выполняют предлог в речи?(от них зависит смысловая нагрузка предложения)
(на парте рассыпаны слова)
- прочитайте слова, разделите их на группы:(Приложение 4)
1 ученик выбирает из слов имена существительные
2 ученик выбирает имена прилагательные
3 ученик выбирает глаголы
4 ученик предлоги.
-Из рассыпанных слов составить предложения о весне. ( весна, почки, снег, звери, солнце, птицы, ранняя, весенний, рыхлым, наступила, становится, просыпаются, светит, на деревьях, появляются, прилетают).
Наступила ранняя весна. Светит солнце. Снег становится рыхлым. Просыпаются звери. Прилетают птицы. На деревьях появляются почки.
- Запишите в тетради предложение, в котором есть предлог. ( На деревьях появляются почки.) Докажите что это предлог.
- Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
- Найдите в стихотворении предлог, прочитайте про себя без предлога. Что заметили? (изменилась смысловая нагрузка предложения.)
- Итог урока.
-Наш урок подходит к концу. Какую «звездочку» знаний мы открыли? (мы познакомились с новой частью речи с предлогом. Узнали о роли предлога.)
- У вас у каждого на партах сигнальные карточки три треугольника. (Приложение 5)
Зеленый – знаю.
Желтый – сомневаюсь.
Красный – не знаю.
- Покажите с помощью сигнальных карточек достигли ли вы поставленной цели урока? ( связать с пословицей) Можно сказать мы с вами успешно потрудились.
-Кто из товарищей лучше всех работал? Почему вы так считаете?
- Что можете сказать о личном вкладе в общую работу.
- Я узнал, (что предлог это часть речи.)
- Я поняла, (что предлоги связывают слова в предложении).
-Я доказал, (что предлоги пишутся раздельно).
-Оценивание учителем. (Приложение 6)
Прочитав, шифр вы узнаете итог нашего урока молодцы
Приложение 1
Месяц,
ласточки
деревья
облака
темнеет
греет
тает
голубое
солнечный
в
ты
он
по
на
Приложение 2
Рыхлый снег темнеет марте
Тают льдинки окне.
Зайчик бегает парте
И карте стене
Приложение 3
Карточка № 1
Мальчик идет.....школу.
Розы цветут … клумбе.
Девочка сидит … столом.
Лодка плывёт … морю.
Котёнок выпрыгнул … окна.
Куст растёт … дороги.
Я люблю чай … конфетами.
Мальчик дошёл … остановки.
… самого дома.
_______________________________________________________________
Карточка № 2
Я ...утра ...лесу гуляю,
… росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про берёзу и про мох,
Про малинку, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
… которой … ежат
Все иголочки дрожат.
Карточка № 3
Надевает … голову.
Надевает … пальто.
Поливает … ведра.
Поливает … цветы.
Играет … гитаре.
Играет … шахматы.
__________________________________________________________________
Карточка № 4
Уехал … мамы.
Позвонил … города.
Уехал … деревни.
Пришёл … тетради.
Стоял … дороги.
Посылка … друга.
Приложение 4
весна
почки
снег
звери
солнце
птицы
ранняя
весенний
рыхлым
наступила
становится
просыпаются
светит
на деревьях
появляются
прилетают
Приложение 5
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....
Урок русского языка "Предлоги. Роль предлогов в нашей речи"
Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать правило на основе подводящих к этому ...
Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами
Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....
Предлог. Роль предлога в речи
Урок по русскому языку, 2 классТема урока: Предлог. Роль предлога в речи.Цели и задачи урока:Дать представление о роли предлога в речи;Формир...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....
Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами
Материал подготовлен на основе методических рекомендаций к уроку....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"
Урок открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....