Предлоги
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Опарина Галина Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc499.71 КБ

Предварительный просмотр:

Русский  язык 2 класс

Тема: « Предлоги».

Цели урока:

-ознакомление с предлогом как служебной частью речи; наблюдение за ролью предлогов в речи;

-развитие умения различать предлоги, правильно употреблять их в речи.

-воспитание любви и уважения к русскому языку.

Оформление доски: стихотворение

 Рыхлый снег темнеет марте

Тают льдинки окне.

Зайчик бегает парте

И карте стене

Предложения: Книга лежит  столе.  Книга лежит столе.

Пословица: Если есть труд, значит будет и успех.

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой.

-Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Я желаю вам успехов и творческих удач.

Чтобы урок прошел результативно, вам ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую « звездочку» знаний.

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний, нет предела

Так, друзья, вперед за дело!

  1. Постановка учебной задачи.

а) создание проблемной ситуации.

На доске:

М…сяц,  л…сточки, д…ревья, облака, т…мнеет, греет, тает, голубое, солнечный, в, ты, он, по, на. (Приложение 1)

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные орфограммы. Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова. ( по количеству слогов, по орфограммам, по частям речи)

- А что такое части речи? Какие части речи вы знаете? Что такое прилагательное? Существительное? Глагол? Местоимение? Запишите слова в столбики по частям речи.

- На доске остались слова  по, на, в.  Как называются эти слова?  ( предлоги).

Ребята, мы с вами сегодня ознакомимся с предлогом, как служебной частью речи . Научимся различать предлоги и правильно их употреблять.

-прочитайте стихотворение на доске. (Приложение 2)

Рыхлый снег темнеет марте

Тают льдинки окне.

Зайчик бегает парте

И карте стене

- Что можете о нем сказать ? ( это стихотворение о весне.)

б) создание «ситуации успеха».

- Преобразуйте стихотворение, вставив пропущенные слова и запишите его. (работают в парах постоянного состава) ( после выполнения выслушивается текст)

- Какие слова добавили в первое предложение? (в, на) ( учитель дописывает слова на доске). Обведите это слова в кружок.

- Почему понадобилось вставить эти слова? (для связи слов в предложении).

- Какие слова связал каждый предлог? ( темнеет (когда?) в марте), тают (на чем?) на окне)

- аналогично во втором предложении  бегает ( по чему?) по парте, бегает ( по чему?) по стене.

-Для чего нужны предлоги? ( предлоги служат для связи слов в предложениях)

- Сравните с правилом в учебнике на с 109. (мы правильно сделали вывод). 

Физкультминутка.

  1. « Открытие»  нового знания.

Часть ребят выполняют индивидуально задания на карточках (Приложение 3), часть учеников работают на компьютере (CD – диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 2 класс». (Урок 12, задание 3)» Задание: вставить пропущенные слова и определить часть речи в шестом предложении.  

- Как вы написали предлоги? Почему? (отдельно, потому что это слова, а мы знаем, что слова в предложениях пишутся друг от друга отдельно).

- Сравните с правилом на с.109. (мы были правы)

- Раз  предлог это слово, то как оно будет называться  в речи? (часть речи).

- Какие еще части речи вы знаете (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Что общего между предлогом и другими  частями речи?(это части речи, мы эти слова употребляем в речи).

-Чем предлог отличается от других частей  речи?( предлог не отвечает на вопросы, ничего не обозначает).

- Для чего же нам нужны тогда  предлоги? (они служат для связи слов в предложении) 

-Поэтому предлог называют «служебной»  частью речи.

- Попробуйте объединить все знания о предлоге, которые вы получили на уроке, и сформулировать определение. ( работают в группах)

( все определения выслушиваются и корректируются самими детьми).

( Предлог часть речи. Пишется раздельно. Служит для связи слов в предложении. Не отвечает на вопросы и ничего не обозначает).

- Сравните с правилом в учебнике с.110.( мы правильно сделали вывод).

  1. Постановка учебной задачи.

А) создание «ситуации несостоятельности».

-На доске написаны предложения. Сравните их  между собой.(пропущены предлоги, они одинаковые).

- А я хочу вам сказать, что здесь два разных предложения. Как  это может быть? (пропущены разные предлоги).

Б) создание «ситуации успеха».

-Запишите предложения и вставьте разные предлоги. «Книга лежит на столе.» и «Книга лежит в столе.»

-Что заметили ? (изменился смысл)

  1. «Открытие» нового знания.

- Какую  еще роль выполняют предлог в речи?(от них зависит смысловая нагрузка предложения)

(на парте рассыпаны слова)

 - прочитайте слова, разделите их на группы:(Приложение 4)

1 ученик выбирает из слов имена существительные

2 ученик выбирает имена прилагательные

3 ученик выбирает глаголы

4 ученик предлоги.

-Из рассыпанных слов составить предложения о весне. ( весна, почки, снег, звери, солнце, птицы, ранняя, весенний, рыхлым, наступила, становится, просыпаются, светит, на деревьях, появляются, прилетают).

Наступила ранняя весна. Светит солнце. Снег становится рыхлым. Просыпаются звери. Прилетают птицы. На деревьях появляются почки.

- Запишите  в тетради предложение, в котором есть предлог. ( На деревьях появляются почки.)  Докажите что это предлог.

- Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Найдите в стихотворении предлог, прочитайте про себя без предлога. Что заметили? (изменилась смысловая нагрузка предложения.)

   

  1. Итог урока.

-Наш урок подходит к концу. Какую «звездочку» знаний мы открыли? (мы познакомились с новой частью речи с предлогом. Узнали о роли предлога.)

- У вас у каждого на партах сигнальные карточки три треугольника. (Приложение 5)

Зеленый – знаю.

Желтый – сомневаюсь.

Красный – не знаю.

- Покажите с помощью сигнальных карточек достигли ли вы поставленной цели урока? ( связать с пословицей) Можно сказать мы с вами успешно потрудились.

-Кто из товарищей лучше всех работал? Почему вы так считаете?

- Что можете сказать о личном вкладе в общую работу.

- Я узнал, (что предлог это часть речи.)

- Я поняла, (что предлоги связывают слова в предложении).

-Я доказал, (что предлоги пишутся раздельно).

-Оценивание учителем. (Приложение 6)

Прочитав, шифр вы узнаете итог нашего урока  молодцы

Приложение 1

Месяц,

ласточки

деревья

облака

темнеет

 греет

тает

голубое

солнечный

в

ты

он

по

на

Приложение 2

Рыхлый   снег   темнеет    марте

Тают   льдинки   окне.

Зайчик   бегает   парте

И   карте   стене

Приложение 3

Карточка № 1

Мальчик идет.....школу.

Розы цветут … клумбе.

Девочка сидит … столом.

Лодка плывёт … морю.

Котёнок выпрыгнул … окна.

Куст растёт … дороги.

Я люблю чай … конфетами.

Мальчик дошёл … остановки.

… самого дома.

_______________________________________________________________

Карточка № 2

Я ...утра ...лесу гуляю,

… росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

Про берёзу и про мох,

Про малинку, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

… которой … ежат

Все иголочки дрожат.

Карточка № 3

Надевает … голову.

Надевает … пальто.

Поливает … ведра.

Поливает … цветы.

Играет … гитаре.

Играет … шахматы.

__________________________________________________________________

Карточка № 4

Уехал … мамы.

Позвонил … города.

Уехал … деревни.

Пришёл … тетради.

Стоял … дороги.

Посылка … друга.

Приложение 4

 весна

почки

снег

звери

солнце

птицы

ранняя

весенний

рыхлым

наступила

становится

просыпаются

светит

на деревьях

появляются

прилетают

Приложение 5

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка "Предлоги. Роль предлогов в нашей речи"

Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать  правило на основе подводящих к этому ...

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Предлог. Роль предлога в речи

         Урок по  русскому  языку, 2 классТема  урока: Предлог. Роль предлога в речи.Цели и задачи урока:Дать представление о роли предлога в речи;Формир...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал подготовлен на основе методических рекомендаций к уроку....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"

Урок  открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....