Конспект «открытого» урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2.otkrytyy_urok_gotovo.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «открытого» урока
Автор: Кузина Елена Юрьевна
Место работы, должность: ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», учитель начальных классов
Регион: Самарская область
Характеристики урока (занятия):
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: методист, учитель
Класс: 2
Предмет: русский язык
Дата проведения: 20.10.1014г.
Учащихся в классе: 23
Автор УМК: “Начальная школа XXI века” под рук. Н.Ф.Виноградовой
Используемые учебники и учебные пособия: С.В.Иванов: учебник: Русский язык: 2 класс. - М. : Вентана-Граф, 2012, М.И. Кузнецова: рабочая тетрадь: «Учусь писать без ошибок» - 2 класс – М.: Вентана-Граф, 2013
Используемая методическая литература: Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (отключается при неиспользовании).
Технологии: информационно-коммуникативные (ЭОР) на основе проектной деятельности, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Используемые ЦОР:
ЭОР: Однокоренные слова, Презентация
Тема урока: Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Тип урока: урок “открытия” новых знаний
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования умения проверять безударные гласные в кроне слова.
Задачи:
-познакомить с понятиями “опасное место”, “орфограмма”;
-”открыть” правило обозначения безударных гласных в корне слова;
-формировать умение проверять безударную гласную в корне слова;
-развивать умение конструктивно общаться при выполнении задания;
-развивать умение аргументированно обосновывать высказанное суждение;
-учить оценивать себя, границы своего знания и незнания;
-повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ;
-воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся: находить “опасное” место в корне слово, проверять безударную гласную в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, осознают необходимость самосовершенствования.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело, самоопределение.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с информацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый, АМО, приемы социо/игровой режиссуры урока (В.М.Букатов).
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Средства: С.В.Иванов: учебник: Русский язык: 2 класс. - М. : Вентана-Граф, 2012, М.И. Кузнецова: рабочая тетрадь: «Учусь писать без ошибок» - 2 класс – М.: Вентана-Граф, 2013, мультимедийный проектор (отключается при неиспользовании), ЭОР: Однокоренные слова, Презентация.
Методические рекомендации
1. АМО-методы. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. На данном уроке используется два метода “Паутинка” и “Лето-осень”. “Паутинка” способствует проведению рефлексии деятельности и содержания, а метод “Лето-осень” помогает выявить эмоциональную составляющую настроения учащихся.
2.Социо/игровая режиссура урока. Социо/игровая «режиссура урока» основывается на организации работы учеников во временных «малых группках» (рабочих командах, учебных бригадах). Тогда дистанция между учениками в классе явно уменьшается: одни начинают находить индивидуальные подходы друг к другу, вторые – открывать в себе силы для ситуативной терпимости (толерантности), третьи – усматривать и ценить ту пользу, которая возникает при занятости всех его соседей единым делом. По ходу «работы малыми группами» вокруг обучаемых начинают возникать по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний–умений–возможностей с возможностями–умениями–знаниями своих партнёров. Поэтому работа обучаемых во временных малых группах оказывается весьма плодотворной почвой для деловой помощи друг другу и стимулирует передачу обучаемыми своих знаний и(или) пониманий то одному приятелю (или сверстнику), то другому (или другим). Что неизбежно скажется на повышении эффективности обучения.
«Три кита» социо/игрового стиля чаще всего именуются в интерактивной «режиссуре урока» тремя ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ.
Это: Двигательная АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ, Смена МИЗАНСЦЕН, РОЛЕЙ, ТЕМПА/РИТМА на уроке, Работа учеников МАЛЫМИ ГРУППАМИ.
Когда в организации урока задействованы «три кита», то смело можно утверждать, что такой урок ученикам не только на пользу пойдет, но и эмоционально-положительно им надолго запомнится.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации и само-определения к деятельности
(1 минута) | Игра «Дружное эхо» Учитель воспроизводит хлопок или ритмический узор сам. Хлопки раз от раза усложняются | На хлопок преподавателя (или ритмический узор из нескольких хлопков) классу удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на «хлопок» ведущего раздается упругий, без рикошета хлопок всего класса. | Личностные: самоопределение к деятельности. Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). Регулятивные: внесение корректив в своё действие. |
II. Этап актуализации знаний учащихся
(5 минут) | Работа по ресурсу «Однокоренные слова» | Работа в парах. Двое учащихся у компьютера (при наличии мобильного класса, ребята работают парами за компьютерами). Взаимопроверка и проверка учащихся за компьютером. | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: регулирование поведением партнера. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения. |
III. Этап постановки учебной задачи
(3 минуты) | -Почему слышим [зван,ит,], а пишем «звОнить»? -А как узнать, какую букву гласного надо писать? -Чем же мы сегодня с вами будем заниматься на уроке? -Откройте урок 28. -Прочитайте блок. -Чем будем заниматься? -Прочитайте тему урока.
-Сформулируйте цель урока. -А какая личная цель у каждого из вас? | -Таковы правила русского языка. -Надо проверить. -Будем учиться проверять букву гласного в корне слова. Читают блок: -Будем учиться грамотно писать. Читают: -Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. -Сегодня на уроке мы будем учиться писать буквы безударных гласных в корне слова. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(20 минут) | 1.Деление на группы. Игра «Колечки» (В.М.Букатов) Правила: Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее! После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс. После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.
-Помните о работе в группах. Понаблюдайте, какие гласные пишутся под ударением, а какие без ударения? Заполните таблицу.
-Давайте проверим, что получилось у вас в группе? -Что нужно знать, чтобы не ошибаться при обозначении буквами безударных гласных в корне слова? -Что нужно уметь, чтобы правильно обозначать безударные звуки в корне слова? 2. “Проверяйка” (мини-исследование). Задание: -Понаблюдайте, как автор проверяет безударную гласную. Что вы заметили, запишите. Попробуйте по своему правилу подобрать проверочное слово. Проверьте себя. Сравните своё правило с правилом русского языка по учебнику или в интернете. -Что нужно уметь, чтобы правильно обозначать безударные звуки в корне слова? -Какие правила вы вывели или нашли? Что нужно сделать, чтобы проверить безударные гласные в корне слова? | Работа в группах.
Учащимся предлагается проблемный вопрос, на который они ищут ответ и заполняют небольшую таблицу: 1.Слово 2.Буква под ударением 3.Буква без ударения 4.Что заметили?
Учащиеся проверяют по слайдам презентации Чтение по учебнику.
-Замечать наличие безударного гласного в корне слова, т.е. находить «опасное» место в слове и уметь его проверять. Одна группа работает у компьютера с активной google-формой. Остальным группам раздаются карточки (при наличии мобильного класса используются компьютеры), на которых написано: Лес-леса, сад - садовник. ….-тр.ва ….- к.льцо ….- з.мля ….- пл.чо …..стр.на и др.
-Нужно уметь проверять эти звуки. -Нужно изменить форму слова или подобрать родственного слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. | Регулятивные: контроль и оценка, коррекция. Познавательные: поиск и выделение информации, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ, синтез, обобщение, ИК-компетенции. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия, контроль. Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. |
V. Первичное закрепление
(4 минуты) | Выполнение упражнения 2. Спиши слова. Дом, домашний, домик; Трава, травка, травушка; Поле, полевой, полюшко. Выдели корни в словах, поставь ударение. Сравни буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в одном и том же корне. Подчеркни проверочные слова. | Проходит фронтально. Учащиеся должны обратить внимание на наличие двух проверочных слов в каждой группе. | Регулятивные: контроль и оценка, коррекция. Познавательные: доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
VI. Самостоя- тельная работа с само-проверкой по эталону
(7 минут) | Упражнение 2. | Выполняется индивидуально. Проверка проходит по слайду презентации. Учащиеся ставят над словами знаки: «+» - если правильно «-» - если есть ошибка | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: самоопределение. |
VII. Рефлексия деятельности
| АМО «Паутинка» | Отвечают на вопросы, строят рассуждения | Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
VIII. Итог урока
| -Если вам понравился урок, наклейте зеленый листик, если не очень – желтый. -Мне очень понравилось, как работали… -Большое спасибо… | Наклеивают листочки на нарисованное дерево. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. |
IX. Домашнее задание
(1 минута) | По выбору: 1)Учебник с. 86 № 3 2) Рабочая тетрадь на печатной основе с.11 № 1 | Выбирают домашнее задание | Личностные: самоопределение. |
Литература:
1.И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев. Копилочка активных методов обучения. Международный Институт развития ЭкоПро, 2005-2008.
2.Раздаточный материал: листочки для АМО «Лето-осень»
Заместитель директора по НМР ________________ / С.Г. Куприянова /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...