Зачем нужна грамматика
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Зачем нужна грамматика»
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету.
- Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.
- Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.
- Развитие мотивации к изучению русского языка.
- Развитие творчества и обогащение словарного запаса.
- Совершенствование общего языкового развития учащихся.
- Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Развивающие:
- Развивать смекалку и сообразительность.
- Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
- Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
- Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Воспитывающие:
- Воспитание культуры обращения с книгой.
- Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
III. Особенности программы «Зачем нужна грамматика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий:
- Лекции.
- Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- Анализ и просмотр текстов.
- Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- Использование творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются две части:
1. Теоретическая;
2. Практическая.
V. Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Основные методы и технологии:
- Технология разноуровневого обучения.
- Развивающее обучение.
- Технология обучения в сотрудничестве
- Коммуникативная технология.
VI. Описание места курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2 класса, по 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
VII. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
- Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
VIII. Содержание занятий.
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С. Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23-24. Где же хранятся слова?(2ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 25 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре - и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27-28. Слова – «родственники».(2ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 29 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МБОУ СОШ № 4 г.Пыть-Яха с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся 2 класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.
IX. Тематическое планирование курса «Занимательная грамматика»
2-й класс
№ занятия | Тема занятия (В каждом занятии прослеживаются две части: теоретичес-кая, практическая.) | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт. | |||
1 | Как обходились без письма? | |||
1 | 06.09 | |||
2 | Древние письмена. | 1 | 13.09 | |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 | 20.09 | |
4-5 | Меня зовут Фонема. | 2 | 27.09 04.10 | |
6-8 | Для всех ли фонем есть буквы? | 3 | 11.10 18.10 25.10 | |
9-10 | «Ошибкоопасные» места | 2 | 15.11 22.11 | |
11 | Тайны фонемы | 1 | 29.11 | |
12-13 | Опасные согласные | 2 | 06.12 13.12 | |
14 | На сцене гласные | 1 | 20.12 | |
15 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | 27.12 | |
16 | П/р Ваши старые знакомые | 1 | 17.01 | |
17-18 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | 24.01 31.01 | |
19-20 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 2 | 07.02 14.02 | |
21 | Память и грамотность. | 1 | 21.02 | |
22 | Строительная работа морфем. | 1 | 28.02 | |
23-24 | Где же хранятся слова? | 2 | 07.03 14.03 | |
25-26 | Поговорим обо всех приставках сразу. | 2 | 21.03 04.04 | |
27-28 | Слова – «родственники» | 2 | 11.04 18.04 | |
29-30 | Кто командует корнями? | 2 | 25.04 02.05 | |
31-32 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | 16.05 23.05 | |
33 | «Пересаженные» корни | 1 | 28.05 | |
34 | Итоговое занятие. Олимпиада. | 1 | 30.05 | |
Итого: | 34 час. |
X. Основные требования
к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки согласных и гласных звуков.
- Состав слова.
- Признаки родственных слов.
- Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
- Различать приставки и предлоги.
- Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Работать со словарем.
- Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Составлять рассказы по картинке.
- Пересказать текст
XI. Методическое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» используются:
- Лингвистические словари.
- Карточки с играми и заданиями.
- Тексты для работы на занятиях.
- Презентации.
- Печатные издания и материалы СМИ, Интернет.
- Компьютер, проектор, экран.
XII. Литература
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
6. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
8. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
9. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
10. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
11. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
12. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2005 г.
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начального общего образования, реализующих ФГОС Руководитель МО ________/Ф.Ф.Рахимова Протокол № ___ от «____»____2014 г. | СОГЛАСОВАНО на методическом совете МБОУ СОШ № 4 г. Пыть-Ях Протокол № 1 «___»___________2014 г Председатель МС __________/О.А Емельянова | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 4 г.Пыть-Ях __________/Ф.Г.Петрова Приказ № ___ от «____»______2014 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
2 а класс
«Зачем нужна грамматика»
(в соответствии с ФГОС)
Учитель: С.Л.Христофорова
2014 – 2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Зачем нужны переводчики"
Цели урока.- Углубить знания учащихся о родном и иностранном языках, познакомить с работой и ролью переводчиков.- Повторить сведения о группах слов, об именах собственных.- Совершенствовать умение пи...
Зачем нужны автомобили и поезда
Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора и общему развитию детей младшего возраста. При создании презентации...
Презентация "Зачем нужна гигиена"
Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова (4 класс)...
Зачем нужно мыть руки и чистить зубы (окружающий мир 1 класс)
Разработка урока с презентацией (шаблоны для работы)...
Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?
Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации....
Зачем нужна школе Служба Сопровождения
Организация Службы Сопровождения в ОУ предполагает решение, на наш взгляд, одной из основных задач - создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его социал...
Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...