Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме "Множественное число иимен существительных". 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rus._yaz._-_mn._chislo_imyon_sushch._4_kl.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГС(К)ОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
русского языка,
проведённого в 4 «Б» классе.
Тема урока: Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа.
Учитель: Дмитриева О. Ю.
Конспект урока русского языка. 4 класс.
Тема урока: Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа.
Цель: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе.
Задачи:
I. Образовательные:
- учить различать имена существительные в единственном и множественном числе;
- познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных в именительном падеже множественного числа;
- развивать навык склонения по падежам существительных во множественном числе;
- дать знания о правописании словарных слов.
II. Развивающие:
- развивать мышление (операции анализа, синтеза, обобщения);
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать речь учащихся через полные ответы.
III. Коррекционные:
- предупреждать переутомление детей посредством многократной смены видов деятельности на уроке;
- снимать излишнее возбуждение и перенапряжение детей посредством использования элементов релаксации и медитации под музыку;
- развивать навыки волевой регуляции (управления) посредством чёткого определения очерёдности ответов учащихся;
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывая темп работы.
Оборудование:
- аудиодиск с записью музыки для релаксации;
- пособие к игре «Пары слов»: домики на доске и разрезные карточки у детей;
- раздаточный материал для чистописания (соединения букв – окончаний существительных);
- таблица с текстом правила;
- пособие к игре «Замок падежей»: замок, карточки с названиями падежей, карточки с падежными вопросами;
- плакат «Гимнастика для глаз»;
- пособие «Кроссворд» для словарно-орфографической работы;
- карточка со словарным словом вокзал;
- раздаточный материал: карточки с правилом, в котором пропущены ключевые слова.
Ход урока:
I. Организационный момент. Настрой на работу.
Проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, карандаш).
- Закройте глаза и послушайте музыку, она вам поможет настроиться на работу. (Учитель включает аудиозапись).
II. Игра «Пары слов». (На доске – пособие к игре, у детей – разрезные карточки).
- Начнём с разминки. Игра называется «Пары слов». На доске в «домиках» записаны слова, найдите каждому слову «пару». (Дети по очереди выходят к доске и ищут «пару» своему слову).
- Что можно сказать о словах в «домиках»? (Они в ед. числе).
- Что можно сказать о словах на карточках? (Они во мн. числе).
III. Объявление темы урока.
- Тема нашего урока: Множественное число имён существительных».
IV. Чистописание. (У детей – карточки для чистописания).
- Прежде чем начать работу, подготовим руку к письму.
- Что вы видите на карточке в первой строчке? (Соединение букв А и Я).
- Во второй строчке? (Соединение букв Ы и И).
- Это безотрывное письмо или письмо с отрывом руки? (Безотрывное).
- Проверьте правильность посадки, продолжите строки соединений.
V. Работа над темой урока. (Таблица с правилом).
а)
- Итак, посмотрите на пары слов в «домиках».
- Как изменяются слова в парах? (По числам).
- Выделим окончания в данных словах.
- Что изменяется при изменении по числам? (Окончания).
- Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (По значению: имя сущ. в ед. числе обозначает один предмет, а во мн. числе – много).
- Прочитайте первую часть правила.
б)
- Что заметили в окончаниях имён существительных множественного числа? (Слова имеют окончания -а, -я, -ы, -и).
- Прочитайте вторую часть правила.
в)
- Поиграем. Я буду называть слово в единственном числе, а вы – во множественном, и называть окончание. Например: кот – коты, окончание -ы.
Слова: мышь, утёнок, зеркало, девочка, тюльпан, загадка, дом, лагерь, журавль, оса.
- Итак, какие окончания бывают у имён существительных во множественном числе?
- Выпишите в тетрадь по одному существительному во множественном числе с разными окончаниями.
г)
- Сейчас будем изменять слова по падежам. Но сначала нужно вспомнить порядок следования падежей и падежные вопросы. Игра «Замок падежей». (Пособие).
- У доски будут работать 2 ученика. Они будут склонять во множественном числе слова: конь, ель. (Остальные ученики – по два слова в тетрадях).
- Как будут звучать эти слова во множественном числе? (Кони, ели).
- Проверка.
- Можно ли по окончаниям определить род и склонение этих существительных во множественном числе? (Нельзя).
- Что нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – ед. ч. Им. п.).
- Определите род и склонение этих слов в единственном числе.
VI. Релаксация под музыку – чередование напряжения и расслабления мышц. (Аудиозапись).
VII. Гимнастика для глаз. (Плакат).
VIII. Словарно-орфографическая работа.
(Кроссворд, карточка со словом «вокзал»).
- Чтобы узнать, с каким словарным словом мы сегодня познакомимся, разгадаем кроссворд.
(Учитель читает вопросы, дети отгадывают, слова записываются в сетку кроссворда и в тетради).
- Я зашёл в зелёный дом
И не долго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон).
- Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное «эр» содержит он
И называется… (Перрон).
- На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце два «эс»,
Называется… (Экспресс).
- В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд).
- Вещи, кладь пассажиров, упакованные для перевозки. (Багаж).
- Вот вагон открыл нам двери,
В город лестница ведёт.
Мы своим глазам не верим:
Всё стоит, она идёт. (Эскалатор).
- Прочитайте слово, получившееся по вертикали. (Вокзал).
- Вокзал – это большая станция на путях сообщения.
- Послушайте, как возникло это слово.
- Одна английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний. Это место стали называть её именем: Вокс-холл, т.е. зал госпожи Вокс. Когда в России построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали «вокзал». Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России.
- (Карточка со словом): Запишите это слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. Придумайте и запишите предложение с новым словом.
- Образуйте множественное число записанных в тетради слов, назовите окончания.
IX. Закрепление. Повторение определений – работа с индивидуальными карточками «Заполни пропуски».
(У детей – индивидуальные карточки с пройденными правилами, в которых пропущены ключевые слова).
- Сегодня на уроке мы много работали с именами существительными во множественном числе. Теперь я хочу проверить, как хорошо вы усвоили материал.
- Положите перед собой карточку. В ней пропущены слова, впишите их.
- Проверяем.
X. Повторение ранее пройденного. Диктант с подготовкой.
- Стр. 124, упр. 247.
XI. Итоги.
- О чём говорили сегодня на уроке? (О мн. числе им. сущ.).
- Что называют имена существительные во множественном числе? (Два или несколько предметов).
- Что изменяется в имени существительном при изменении числа? (Окончание).
- Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе? (Нет).
- Как определить род и склонение имени существительного? (Поставить его в начальную форму – ед. ч. Им. п.).
XII. Домашнее задание. Организационный момент.
- Запишите домашнее задание – стр. 124, упр. 247.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...