Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка по теме "Множественное число иимен существительных". 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГС(К)ОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

русского языка,

проведённого в 4 «Б» классе.

Тема урока: Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа.

Учитель: Дмитриева О. Ю.

Конспект урока русского языка. 4 класс.

Тема урока: Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа.

Цель: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе.

Задачи:
I. Образовательные:

  • учить различать имена существительные в единственном и множественном числе;
  • познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных в именительном падеже множественного числа;
  • развивать навык склонения по падежам существительных во множественном числе;
  • дать знания о правописании словарных слов.

II. Развивающие:

  • развивать мышление (операции анализа, синтеза, обобщения);
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать речь учащихся через полные ответы.

III. Коррекционные:

  • предупреждать переутомление детей посредством многократной смены видов деятельности на уроке;
  • снимать излишнее возбуждение и перенапряжение детей посредством использования элементов релаксации и медитации под музыку;
  • развивать навыки волевой регуляции (управления) посредством чёткого определения очерёдности ответов учащихся;
  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывая темп работы.

Оборудование:

  • аудиодиск с записью музыки для релаксации;
  • пособие к игре «Пары слов»: домики на доске и разрезные карточки у детей;
  • раздаточный материал для чистописания (соединения букв – окончаний существительных);
  • таблица с текстом правила;
  • пособие к игре «Замок падежей»: замок, карточки с названиями падежей, карточки с падежными вопросами;
  • плакат «Гимнастика для глаз»;
  • пособие «Кроссворд» для словарно-орфографической работы;
  • карточка со словарным словом вокзал;
  • раздаточный материал: карточки с правилом, в котором пропущены ключевые слова.

Ход урока:

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, карандаш).

- Закройте глаза и послушайте музыку, она вам поможет настроиться на работу. (Учитель включает аудиозапись).

II. Игра «Пары слов». (На доске – пособие к игре, у детей – разрезные карточки).

  • Начнём с разминки. Игра называется «Пары слов». На доске в «домиках» записаны слова, найдите каждому слову «пару». (Дети по очереди выходят к доске и ищут «пару» своему слову).
  • Что можно сказать о словах в «домиках»? (Они в ед. числе).
  • Что можно сказать о словах на карточках? (Они во мн. числе).

III. Объявление темы урока.

  • Тема нашего урока: Множественное число имён существительных».

IV. Чистописание. (У детей – карточки для чистописания).

  • Прежде чем начать работу, подготовим руку к письму.
  • Что вы видите на карточке в первой строчке? (Соединение букв А и Я).
  • Во второй строчке? (Соединение букв Ы и И).
  • Это безотрывное письмо или письмо с отрывом руки? (Безотрывное).
  • Проверьте правильность посадки, продолжите строки соединений.

V. Работа над темой урока. (Таблица с правилом).

а)

  • Итак, посмотрите на пары слов в «домиках».
  • Как изменяются слова в парах? (По числам).
  • Выделим окончания в данных словах.
  • Что изменяется при изменении по числам? (Окончания).
  • Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (По значению: имя сущ. в ед. числе обозначает один предмет, а во мн. числе – много).
  • Прочитайте первую часть правила.

б)

  • Что заметили в окончаниях имён существительных множественного числа? (Слова имеют окончания -а, -я, -ы, -и).
  • Прочитайте вторую часть правила.

в)

  • Поиграем. Я буду называть слово в единственном числе, а вы – во множественном, и называть окончание. Например: кот – коты, окончание -ы.

Слова: мышь, утёнок, зеркало, девочка, тюльпан, загадка, дом, лагерь, журавль, оса.

  • Итак, какие окончания бывают у имён существительных во множественном числе?
  • Выпишите в тетрадь по одному существительному во множественном числе с разными окончаниями.

г)

  • Сейчас будем изменять слова по падежам. Но сначала нужно вспомнить порядок следования падежей и падежные вопросы. Игра «Замок падежей». (Пособие).

  • У доски будут работать 2 ученика. Они будут склонять во множественном числе слова: конь, ель. (Остальные ученики – по два слова в тетрадях).
  • Как будут звучать эти слова во множественном числе? (Кони, ели).
  • Проверка.
  • Можно ли по окончаниям определить род и склонение этих существительных во множественном числе? (Нельзя).
  • Что нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – ед. ч. Им. п.).
  • Определите род и склонение этих слов в единственном числе.

VI. Релаксация под музыку – чередование напряжения и расслабления мышц. (Аудиозапись).

VII. Гимнастика для глаз. (Плакат).

VIII. Словарно-орфографическая работа. 

(Кроссворд, карточка со словом «вокзал»).

  • Чтобы узнать, с каким словарным словом мы сегодня познакомимся, разгадаем кроссворд.

(Учитель читает вопросы, дети отгадывают, слова записываются в сетку кроссворда и в тетради).

  1. Я зашёл в зелёный дом

И не долго пробыл в нём.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон).

  1. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное «эр» содержит он

И называется… (Перрон).

  1. На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два «эс»,

Называется… (Экспресс).

  1. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд).

  1. Вещи, кладь пассажиров, упакованные для перевозки. (Багаж).

  1. Вот вагон открыл нам двери,

В город лестница ведёт.

Мы своим глазам не верим:

Всё стоит, она идёт. (Эскалатор).

  • Прочитайте слово, получившееся по вертикали. (Вокзал).
  • Вокзал – это большая станция на путях сообщения.
  • Послушайте, как возникло это слово.
  • Одна английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний. Это место стали называть её именем: Вокс-холл, т.е. зал госпожи Вокс. Когда в России построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали «вокзал». Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России.
  • (Карточка со словом): Запишите это слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. Придумайте и запишите предложение с новым словом.

  • Образуйте множественное число записанных в тетради слов, назовите окончания.

IX. Закрепление. Повторение определений – работа с индивидуальными карточками «Заполни пропуски».

(У детей – индивидуальные карточки с пройденными правилами, в которых пропущены ключевые слова).

  • Сегодня на уроке мы много работали с именами существительными во множественном числе. Теперь я хочу проверить, как хорошо вы усвоили материал.
  • Положите перед собой карточку. В ней пропущены слова, впишите их.
  • Проверяем.

X. Повторение ранее пройденного. Диктант с подготовкой.

- Стр. 124, упр. 247.

XI. Итоги.

  • О чём говорили сегодня на уроке? (О мн. числе им. сущ.).
  • Что называют имена существительные во множественном числе? (Два или несколько предметов).
  • Что изменяется в имени существительном при изменении числа? (Окончание).
  • Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе? (Нет).
  • Как определить род и склонение имени существительного? (Поставить его в начальную форму – ед. ч. Им. п.).

XII. Домашнее задание. Организационный момент.

- Запишите домашнее задание – стр. 124, упр. 247.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...