Урок русского языка. Заседание Клуба знатоков русского языка "Поговорим о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_glagol.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Заседание Клуба знатоков русского языка «Поговорим о глаголе»
(Обобщение знаний о глаголе)
Цели: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе;
продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать,
группировать, анализировать, формулировать и высказывать свои мысли;
создание условий для полноценного межученического диалога.
Оборудование: мультимедийное оборудование, елочка с конвертами-заданиями,
листы самооценки, карточки для 2 и 5 раундов, чёрный ящик .
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Приветствие.
- Эмоциональный настрой.
Ребята, я надеюсь на вас!
Вы хороший дружный класс.
А девиз нашей работы:
- Всё получится у нас!
– Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, а грусть пусть покинет вас.
3.Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, на следующей строке –
Классная работа. Запишите пословицу. Как вы понимаете её смысл?
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Первую половину дня мы с вами проводим в школе. А что мы здесь делаем?
Назовите слова, обозначающие действия учеников.
- А теперь слова, обозначающие действия учителей.
- Слова какой части речи вы называли сейчас? (Глаголы)
- Давайте вспомним, почему эта часть речи получила такое название?
/Название глагол происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Позже в древнерусском языке было слово «глагол», которое обозначало «слово или речь»/
- В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Согласно современному толковому словарю Ожегова, его значение «говорить многословно и бессодержательно. Но мы с вами не будем разглагольствовать, мы будем говорить по существу.
-Скажите, для чего нам нужны глаголы?
/Без них невозможно передать события; глаголы рассказывают о деятельности человека, о его чувствах; рассказывает о различных явлениях природы; без глагола невозможно представить будущее, узнать прошлое/
- Глагол придаёт речи – жизнь. Без глаголов не обойтись рассказчику. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать.
- Задумывались ли вы, как часто в речи употребляем мы глагол? По частоте употребления глаголы занимают второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть, делать.
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
- Сегодня мы обобщим знания о глаголе, о его грамматических признаках.
/Заполнение листа самооценки – Что я знаю/
- Наш урок проходит накануне самого любимого и полного сюрпризов праздника – Нового года. За окном царит зима, а в нашем классе есть елочка. Только кроме украшений на ней есть конверты с заданиями, которые для вас приготовили педагоги нашей школы. Мы проведём урок в форме заседания «Клуба знатоков русского языка» и проверим, как вы усвоили тему «Глагол». Работайте дружно, помогайте друг другу!
II. Обобщение знаний
1. Блиц опрос
- Предлагаю провести небольшой блиц опрос по теме «Глагол». У одних ребят карточка синего цвета, на которой записано начало, а у других - красного цвета, на которой его продолжение. Один начинает, а другой продолжает высказывание.
1.Глагол обозначает | действие предмета |
2.Глагол отвечает на вопросы | что делать? что сделать? |
3.Глаголы изменяются | по числам и временам, а в прошедшем времени по родам |
4.Глаголы прошедшего времени | имеют суффикс -л. |
5.Глаголы в неопределённой форме | имеют суффиксы - ть, - ти |
6.Не с глаголами | пишется раздельно |
2. 1 раунд: против знатоков играет директор школы Донцова Наталья Ивановна
- Уважаемые знатоки! Проверим ваше внимание. Нужно выписать только глаголы и определить их грамматические признаки.
Веселая синица на месте не сидит.
Задира-воробей спорит с ветром, кто быстрей.
Сорока - белобока подпрыгнула высоко.
Долбил шишку наш приятель - шустрый дятел.
3. 2раунд: против знатоков играет заместитель директора по УВР Гальцова Юлия Владимировна
- Уважаемые знатоки! Умеете ли вы определять неопределенную форму глагола? Соберите пословицы. Запишите, подчеркните глаголы в н.ф.
- Жить – Родине служить.
- Учиться всегда пригодится.
4.3раунд: против знатоков играет библиотекарь Селиванова Е.А.
- Уважаемые знатоки! Замените фразеологизмы (устойчивые выражения) глаголами и выделите формообразующие суффиксы.
Зарубить себе на носу запомнить
Витал в облаках фантазировал
Сидели у моря и ждали погоды бездействовали
- Физминутка
Мы немного отдохнем
И на всё ответ найдем.
На носочки встанем,
Руки вверх потянем.
А теперь присесть и встать,
Головою покивать.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Дружно крикнем мы: «Ура!»
Продолжается игра!
- Какая часть речи помогла нам сделать упражнения?
4. 4 раунд: против знатоков играет школьный психолог Харченко Ирина
Викторовна
- Внимание на экран! Уважаемые знатоки! От данных существительных
образуйте глаголы.
ЛЮБОВЬ - ЛЮБИТЬ НЕНАВИДЕТЬ
РАДОСТЬ - РАДОВАТЬСЯ ПЕЧАЛИТЬСЯ
ЗАЩИТА - ЗАЩИЩАТЬ НАПАДАТЬ
ПАМЯТЬ - ПОМНИТЬ ЗАБЫВАТЬ
- Эти действия мы должны совершать, для того, чтобы быть чуткими и внимательными по отношению к окружающему миру. Доброта как солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе от солнца, а все лучшее в жизни зависит от самого человека. Помните об этом.
- А теперь к глаголам подберите антонимы.
- От таких действий на душе человека становится мрачно, тоскливо. Поэтому я хочу, чтобы вы не совершали такие поступки.
- Запишите образованные глаголы вместе с антонимами
5. 5 раунд
- Уважаемые знатоки! Самостоятельная работа.
- Замените словосочетания одним словом – глаголом в неопределённой форме.
ДАВАТЬ КОРМ - …
ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ - …
ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ - …
ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ - …
ИЗДАВАТЬ СВИСТЯЩИЙ ЗВУК - …
/Взаимопроверка/
IV. Итог урока
- Как вы считаете, мы хорошо поработали сегодня?
- Всё, что знаем о глаголе, вспомнили?
- Кто доволен своей работой на уроке и своими знаниями?
- А кто считает, что пока они не на должном уровне?
- Сейчас я попрошу вас ещё раз быстро вспомнить весь урок и в оценочном листе сделать пометки по каждому этапу урока.
VI. Рефлексия
–Уважаемые знатоки! Внимание - черный ящик! Чтобы узнать, что находится в нём, отгадайте слово, в котором приставка такая же, как в слове «побелели», корень такой же как в слове «дарить», суффикс такой же, как в слове «берёзка», окончание как в слове «снежинки».
- Правильно, подарки! Как же в новогодний праздник без них. Вы хорошо работали на уроке и показали свои знания. Мне хочется, чтобы в наступающем году Змеи вы хорошо учились, узнали много нового не только в школе, но и из энциклопедий, книг, обучающих телевизионных программ.
VII. Задание на дом
Творческое задание: придумайте небольшой рассказ, состоящий из одних глаголов. Напишите, как много дел вы успеваете сделать за день?
Резерв:
- За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
-Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
2.Работа с деформированным текстом.
Зимой в лесу .
1. пригорки , Побелели , и , поля .
2. долинам , зима , по , Ходит , и , горам .
3. свою , Поправляет , картину , волшебную .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"
Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"
Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...
План – конспект урока русского языка по теме: «1 И 2 СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. В КОРОЛЕВСТВЕ ГЛАГОЛА»
Цель: обучающиеся научатся отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи:Обучающие:- определяют спряжение глаголов,- отличают глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.Развивающие:- анализ...
КВН по русскому языку 2 класс ««Знатоки русского языка»
Прививать интерес к русскому языку, коммуникативность, умение работать в группе....
Внеклассное мероприятие по русскому языку – 2 класс «Знатоки русского языка», 2019 год
Цель данного мероприятия через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку. ......
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...