Открытый урок "Родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Открытый урок прошёл в апреле 2014 года.
Урок разработан учителем начальных классов МБОУ «СОШ №8»
г.Зимы Иркутской области
Кордунян Г.В.
В основу положен деятельностный метод обучения.
Тема: Родственные слова.
Цель:
- формирование умения определять по признакам родственные слова и обозначать их общую часть – корень, применение добытых знаний на практике;
- развитие умения высказывать свою точку зрения;
- совершенствование навыка работы в парах, группах.
Задачи:
1.Образовательные:
-Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность.
-Организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью наблюдения над однокоренными словами.
-Формировать практические умения у обучающихся выделять в слове корень.
2.Развивающие:
-Развивать умение распознавать однокоренные слова, учитывая 2 их признака: сходство по смыслу и наличие одинакового корня.
-Развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативные умения.
3.Воспитательные:
Воспитание любви к родному языку, русской литературе; воспитывать добрые отношения к ближнему.
Оборудование: учебник «Русский язык» Н.В.Нечаевой
карточки с заданием для работы в парах и группах;
мультимедийное оборудование.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | УУД | ||||||
1.Самоопределение к деятельности (2 мин)
2мин
2мин
|
Громко прозвенел звонок – Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно! 1 слайд
Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебель колышет, И елей ветви шевелит. Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась... (Ф.И.Тютчев) - О каком времени года говориться в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева? Как вы определили? Прочтите строки, в которых говорится о весне. - Весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок. Слайд 2
- Я предлагаю каждому из вас выразить свое настроение, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе. Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное)
-- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. А кто такой исследователь? А сейчас мы обратимся к словарю С.И.Ожигова и прочтем кто такой исследователь.
| Проверяют готовность к уроку.
(о весне). А воздух уж весною дышит, Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она
Дети закрашивают первый лепесток.
Ученик читает определение: «Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».
| Универсальные учебные действия:
| ||||||
2.Актуализация знаний. Проблемное действие.
(10 мин)
| У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?
- А есть ли в этом рассказе «родственники»? Родственники. -Вы кто такие? -Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. -А ты кто? -А я ваша тётка – Гусеница. -Спасибо, ребята. Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов? -Какие же слова из сценки являются родственными? Запишите эти слова и выделите корень. -А сейчас оцените свою работу. Раскрасьте лепесток № 2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.
|
Похожи по цвету глаз, волос, внешность…
( Инсценирование)
Нет - гусь, гусыня, гусята. Сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым. Записывают слова и выделяют корень. |
| ||||||
3.Постановка учебной задачи. (2 мин)
| Сегодня на уроке:
-Ребята, как вы думаете, что мы будем исследовать на уроке?
| Родственные слова. Корень слова. -Будем учиться находить и подбирать родственные слова, выделять корень.
Какие слова называются родственными и что такое корень.
|
| ||||||
4. Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)
(6 мин)
|
Слайд 8
-На доске пословица «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы понимаете эту пословицу? -Как вы предложите поработать над следующим заданием? -На столах у вас лежат конверты с заданием. Выпишите родственные слова и выделите корень. Рисунок, рисую, рис, рисование. Соль, солист, солить, солёный. Проверка с места. (По одному ученику от каждой группы.) Слайд 9 На слайде учитель показывает правильные ответы. - Самопроверка. - В результате этого исследования какой вывод вы сделали? - Какие слова мы будем называть однокоренными? Слайд 10
- Очень хорошо. Оцените свою работу на этапе исследования. Слайд 11 Оцените свою работу: закрасьте третий лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время исследовательской работы; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).
|
Работа в парах
( вдвоём лучше что-то делать) ( в парах)
Выписывают родственные слова и выделяют корень.
Однокоренные словаимеют одинаковый корень и они близкие по смыслу.
Дети закрашивают третий лепесток. |
| ||||||
Физминутка (3 мин) | -Вы хорошо потрудились, а теперь предлагаю вам отдохнуть. | Гуси серые летели, На лужайку тихо сели. Встали, хвостик отряхнули, Походили, поклевали И тихонько побежали. Стоп. Садитесь.
|
| ||||||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
(10 мин)
|
Прочтите пословицу: Слайд 12
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Как понимаете пословицу -Как сейчас будете работать? - Послушайте сказку В. Волиной «Чужак». (Тексты лежат перед детьми) - Постарайтесь ответить на вопрос, поставленный автором
- Поработайте в группах, найдите родственников воды и чужака. -Какие родственники собрались у Воды? Учитель помещает слова на доску. Слайд 14 На слайде - водитель Слайд 15
-«Подводник» - Кто это?
Чем занимается Водолаз? Кто это? 2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих. Слайд 16
«Водомерка» - Кто это?
Слайд 17 А какие родственные слова вы нашли в этом тексте? Учитель помещает их на доску. -Что можно сделать с этими словами? –На какие группы можно разделить эти слова?
Слайд 18
-Оцените свою работу и закрасьте четвёртый лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время работы по сказке «Чужак»; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).
|
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
( когда дружны, тогда и дело спорится) (в группах)
Ученица читает сказку. Слайд 13
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? Дети отвечают.
1. Это моряк, служащий в подводном флоте. 2. Это специалист по
подводным работам. 1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением. Это насекомое, передвигающееся по воде.
Дети называют все родственные слова.
Разделить на группы.
1 группа. Слова, которые являются формой одного и того же слова (вода, воды). 2 группа. Слова с двумя корнями - сложные слова (водолаз, водопад, водомерка, водоросли). 3 группа. Однокоренные слова (подводник, водицею, водичка, водяной).
Дети закрашивают четвёртый лепесток. |
| ||||||
6.Итог урока.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7. Рефлексивно-оценочный этап.
| - Что мы исследовали сегодня на уроке? -По каким признакам можно определить родственные слова? Слайд 19 А сейчас, ребята подумайте, и закрасьте пятый лепесток: красный - вы запомнили по каким признакам нужно находить родственные слова, желтый-вы затрудняетесь, а синий – вам требуется помощь.
Слайд 20
-Дома вы продолжите своё исследование, выполнив упр. №351 на стр.77.
Слайд 21
-А сейчас раскрасьте серединку. Если настроение у вас отличное-красным, желтым-хорошее, синим-плохое. -Свои цветочки приклейте на «Полянку успеха». -Продолжите предложение:
Слайд 22
Я узнал...
-Посмотрите на полянку и скажите какого цвета больше? (красный-отлично, желтый-хорошо, синий-надо ещё работать над данной темой)
Слайд 22
Спасибо за урок!
| ( родственные слова) (одинаковый корень, близкие по значению)
Дети закрашивают пятый лепесток.
Дети в дневники записывают домашнее задание
Дети закрашивают серединку.
Продолжают предложение.
Дети оценивают работу в целом класса. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями . Исследовать – подвергать научному изучению».
Г усь, гусыня, гусята, гусеница.
Гусь, гусыня, гусята.
Тема урока : «Однокоренные слова»
2 3 4 5
Одна голова хорошо, а две лучше.
Рисунок, рисую, рисование. Соль, солить, солёный.
Однокоренные родственные слова Близкие по смыслу Общая часть корень
3 4 5
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
В.Волина Чужак. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
водитель
подводник
водолаз
водомерка
4 5
5
Домашнее задание Стр.351 упр.77
Сегодня я узнал… Я почувствовал, что… Я понял, что могу… У меня получилось… Я бы хотел (а) еще раз услышать… Работа над заданиями помогла мне … У меня появилось желание… Урок дал мне для жизни … Я хочу поблагодарить… Я хочу пожелать… Закончите предложение
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс....
Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....
Интегрированный открытый урок в 1 кл. Тема "Чтение слов, предложений с буквами ж, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши"
Урок закрепления знаний, который дает возможность детям прочно усвоить написание слов с буквосочетаниями жи-ши. Урок способствует развитию орфографической зоркости, памяти, внимания....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок закрепления изученного материала по русскому языку в 3 классе на тему "Корень слова. Однокоренные слова". На уроке дети учатся находить в словах общую часть (корень слова), подбирать одноко...
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Конспект к открытому уроку "Слова отвечающие на вопросы Кто? Что?"
Урок-морское путешествие на остров знаний.1. Орг.момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Изучение нового5. Отработка умения задавать вопросы и отвечать на них....
Открытое занятие "Слова с буквой "Й"
Открытый урок...