Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 151.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме
«Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое».
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Цели и задачи урока:
Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Методы обучения:
Проблемные; частично-поисковые; наглядные.
Средства обучения:
1.ИКТ. Презентация по теме.
2.Карточки (тест).
Оборудование:
1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
3.М/м проектор.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока Слайд 2
« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)
- Почему сегодня у нас такой девиз?
- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)
- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)
- А вы хотите стать сильнее? (Да)
- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!
- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага
учебной деятельности:
I шаг II шаг
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
- Повторять будем всё подряд?
- Нет, только то, что нам необходимо. ( дом. задание)
Работа с картиной. «Весна».
- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Весна», представьте
себе весенний день, нарисованный в нём.
Коста Хетагуров. «Весна» (читает подготовленный ученик).
ВЕСНА
Снег сходит, в природе
Все стало пестрей.
Где север, усеян
Склон грудой камней.
Склон южный весь в дружных
Побегах весны.
Землица дымится,
Дороги грязны.
Шалун мотылёчка
Поймал... Для чего?
Весны ты защита, -
Не мучь ты его!
Слайд 3.
- ШАЛУН- тот, кто шалит (преимущ. о детях).
- СКЛОН - наклонная поверхность (горы, холма, берега).
- ПОБЕГ - молодая ветка, стебель растения с листьями и почками.
- МОТЫЛЁК- небольшая бабочка.
Минутка чистописания.
- Откройте тетради и запишите: (число, кл. работа)
- В стихотворении вы слышали строку: « склон южный весь в дружных
побегах весны». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 4.
- Запишите слоги. Слайд 5.
_____________________________________
_____________________________________
Словарная работа.
- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.
Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).
Показ слайдов после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 6.
2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 7.
3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 8.
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-).
- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
Слайд 9.
- Продолжаем наблюдать за природой весной.
- Прочитайте предложение на экране:
С.рока л.тит к старому дер.ву.
- Каким оно является по цели высказывания и интонации?
- Объясните написание пропущенных букв.
(сорока –оро- , летит - лётчик, полёт, к дереву - деревья)
- Запишите.
- Сколько слов в этом предложении?
- Назовите грамматическую основу?
/Затруднение!!! Проблема!!!/
3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (сорока); без второго (летит); без третьего; без четвёртого.
- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )
- Задайте вопрос к слову СОРОКА . (КТО? сорока)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).
- Что говорится о сороке? (Летит).
- Задайте вопрос : сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос
ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).
- Какой частью речи выражено подлежащее?
-Какой частью речи выражено сказуемое?
Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.
Вывод:
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.
4. Физкультминутка. Слайд 10.
5. Проектирование и фиксация нового знания.
-Откройте учебники на стр. 125.
Упр. 397.
Выполняется устно по «шагам».
- Упр. 398.
Выполняется устно по «шагам».
-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 397.
Что изменилось? (Добавили слова).
- Как изменился смысл предложения?(Оно стало более полным и точным).
- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).
- Как называются выделенные слова?
- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.
- Прочитай предложение.
- Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
- О ком или о чём говорится в предложении?
- Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.
- Подчеркни одной чертой.
- Какой частью речи выражено?
- Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.
- Какой частью речи выражено?
- Подчеркни двумя чертами.
- Прочитай грамматическую основу.
Работа с текстом определения .(Стр. 126).
- Чтение 1-го определения (в рамке).
Вопросы после чтения:
- Что происходит со словами разных частей речи в предложении?
(Они становятся членами предложения).
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Может ли предложение состоять только из грамматической основы?
- Приведите примеры.
2. Самостоятельное чтение 2-го определения.
Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты.
3.Ответы на вопросы поле определения на стр. 126.
7.Первичное закрепление с проговариванием.
Выполнение упр. 399. ( у доски с проговариванием, далее по вариантам, взаимопроверка).
Образец рассуждения:
Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным.
Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом.
сущ. гл.
Долгожданный вечер наступил.
сущ. гл.
Жёлтые фонари зажглись за окном.
6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Дети продолжают выполнять упражнение 399 самостоятельно
с самопроверкой по эталону. Слайд 11.
гл. сущ.
Скрипят старые половицы.
сущ. гл.
Часы громко тикают.
сущ. гл.
Сверчок поёт за печкой.
мест. гл.
Я читаю любимую сказку.
Творческая работа. Слайд 12.
Работа в группах.
Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить.
- Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
7.Рефлексия учебной деятельности.
1.– Что такое грамматическая основа предложения?
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
2. «П о с ч и т а й».
– Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения
С. Маршака?
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга горит.
Самооценка . Слайд 13.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.
Домашнее задание: выполнить упр. 4, с. 135.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
Цели: совершенствовать умение находить главные члены предложения.Задачи: образовательные: отработать алгоритм нахождения подлежащего исказуемого,формиро...
« Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения». 4 класс УМК «Перспектива»
Цель :сформировать представление о грамматической основе предложения....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое". УМК ОС "Школа 2100"
Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний). Цель: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений нах...
Конспект урока русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения".
4 класс, УМК "Перспектива"Знать:- значение понятий , «главные члены предложения», , «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;Уметь:- определять в предложении...
урок русского языка по теме "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"
На уроке используются проблемные ситуации, групповая работа, работа в группах, ИКТ. Урок разработан и проведен в соответствии с требованиями ФГОС....
русский язык " Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения"
Презентация к УМК " Перспектива" 4 класс...
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
Урок русского языка. Тема: "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"....