Урок по теме "Роль предлогов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Методическая разработка по предмету «Русский язык»
Второй класс УМК «Школа России»
Тема: Роль предлогов в речи.
Тип урока: урок-исследование. Продолжительность - 45 минут.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся должны научиться осознавать предлог как часть речи;
- употреблять предлог с именами существительными или с местоимениями;
- устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога;
- применять правила правописания.
Цели:
- Когнитивная область.
Закрепить знание о слове, предложении, тексте.
Совершенствовать навык применения технологии урока-исследования.
- Аффективная область.
Сформировать интерес к организации поисковой деятельности. Развивать логическое мышление, интеллектуальные операции анализа, синтеза, обобщения. Создать условия для тренинга образного мышления. Способствовать развитию монологической и диалогической речи. Учить проявлять волевое усилие при решении поставленной задачи в ситуации выбора.
- Психологическая область.
Продолжить работу над пополнением активного и пассивного словарного запаса учащихся новой лексикой.
Формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Оборудование.
- конспект методической разработки;
- карточки для самооценки УУД;
- Фонограмма «Звуки леса»;
Мультимедийное оборудование;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_rya_raspoznanaya.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по предмету «Русский язык»
Второй класс УМК «Школа России»
Тема: Роль предлогов в речи.
Тип урока: урок-исследование. Продолжительность - 45 минут.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся должны научиться осознавать предлог как часть речи;
- употреблять предлог с именами существительными или с местоимениями;
- устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога;
- применять правила правописания.
Цели:
- Когнитивная область.
Закрепить знание о слове, предложении, тексте.
Совершенствовать навык применения технологии урока-исследования.
- Аффективная область.
Сформировать интерес к организации поисковой деятельности. Развивать логическое мышление, интеллектуальные операции анализа, синтеза, обобщения. Создать условия для тренинга образного мышления. Способствовать развитию монологической и диалогической речи. Учить проявлять волевое усилие при решении поставленной задачи в ситуации выбора.
- Психологическая область.
Продолжить работу над пополнением активного и пассивного словарного запаса учащихся новой лексикой.
Формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Оборудование.
- конспект методической разработки;
- карточки для самооценки УУД;
- Фонограмма «Звуки леса»;
- Мультимедийное оборудование;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Самоанализ урока |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организаци | Здравствуйте, ребята. | Эмоциональная | ||
онный момент | С добрым утром, глазки. | подготовка к уроку | ||
Вы проснулись? С добрым утром, ушки. | Сейчас у нас урок русского языка. | Регулятивные: | ||
Вы проснулись? | ||||
С добрым утром ,ручки. | ||||
Вы проснулись? | Урок-исследование. | организация своего | ||
С добрым утром ,ножки. | рабочего места. | |||
Вы проснулись? | ||||
С добрым утром, солнце. | ||||
Мы проснулись | ||||
и друг другу улыбнулись. | ||||
2. Мотивация к учебной | Что значит исследовать? | Исследовать - это узнавать что- либо. | Коммуникативные: | |
деятельности | Обратитесь к толковому словарю | умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) | ||
Я желаю вам успешной работы. | русского языка авторы: С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, Москва, 1997 г., с. 254 | |||
Как называется наука, которая изучает части речи. | Это наука морфология. | |||
Что перейти к чистописанию | ||||
Выполним задание: | ||||
мир - ссора | мир - ссора | Познавательные: | ||
мириться | мириться - ссориться | умение осознанно | ||
молодой -... | молодой - старый | строить речевые | ||
Какие слова? Что мы знаем об этих словах? | Это антонимы. Антонимы - слова, противоположные по значению. | высказывания в устной форме. | ||
Первая группа слов | Это имена существительные. | |||
Вторая группа слов | Это глаголы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Словарная работа | Слайд №1 | |||
Загадки | Фронтальный опрос | Регулятивные: | ||
В этой узенькой коробке | Пенал, рисунок, береза, дорога, | оценивать свою работу | ||
Ты найдешь карандаши, | лисица, облако, лягушка | |||
Ручки, ластик - | ||||
Что угодно для души. | ||||
(пенал) | ||||
На лесной опушке | Много с буквами хлопот, | |||
Стояли две подружки: | Уж такой они народ | |||
Платьица белёны, | Но когда с умом, толково | |||
Шапочки зелены | Их поставить в четкий ряд, | |||
(березки) | Превратятся буквы в слово | |||
Самая легкая дорога | И с тобой заговорят. | |||
Та, которую уже прошел. | (А.Шибаев) | |||
Я, сознаюсь, виновата: | ||||
Я хитра и плутовата. | Мы составили слово | |||
Я в курятник вечерком | "предлоги". | |||
Часто бегаю тайком. | ||||
(Лиса) | ||||
Зелены мы, как трава, | ||||
Наши песенки - ква-ква! | ||||
(Лягушки) | ||||
4. Постановка учебной проблемы | Слайд №2. А сейчас определим, какую часть речи будем изучать. Для этого из букв составим слово. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цели нашего урока Узнать, что ... Узнать, какие ... | Тема сегодняшнего урока "Предлоги". Узнать, что такое предлог. Узнать, какие есть предлоги. Учиться различать предлоги. | Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные умение осознанно строить речевое высказывание в устной | Формируется проблема, которую предстоит учащимся решить на уроке. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Учиться писать ... | Учиться писать предлоги с другими словами | форме. | ||
5. Практическая деятельность | Слайд №3. Для чего нужны предлоги Каждой из групп я выдала конверт. Как вы думаете, какое будет задание. Получается ли выполнить это задание? Почему? Как называются помощники? Каждая группа должна выбрать предлог Если объединим предложения, что получим? Какой это текст? Для чего нужны предлоги? | Работа в группах. Из данных слов составить предложение. У нас не получается. Нет помощников. Предлоги. Извилистая тропинка уводит в лес. По небу проплывают белые облака. За березкой спрятался заяц. Колючий ежик сидит под елкой. На цветок села красивая бабочка. Над цветком кружит мохнатая пчела. Хорошо летом в лесу! Получим текст. Это текст - повествование. Предлоги нужны для связи слов в предложении. Предлогов много. Можно сгруппировать. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6.Закрепление | Слайд №4. | Первичное закрепление | ||
изученного | Я раздам карточки с предлогами. | Работа в группах. | Коммуникативные: | умения разбираться в |
материала | предлогах | |||
Попробуйте их сгруппировать. | 1) из одной буквы: у, с, в, к, о | умение выражать свои | ||
2) с гласной "о": по, под, до, про, | мысли полно и точно. | |||
около | ||||
3) с гласной "а": на, над, за | ||||
4) из, без | ||||
5) из 2-х слогов: через, перед, | ||||
Молодцы! | между | |||
Выпишите предлог со словом. | Фронтальная работа | Познавательные: | ||
Один ученик у доски, а остальные - | в лес | Умение разбираться в | ||
в тетради. | по небу | предлогах | ||
за березкой | ||||
под елкой | ||||
на цветок | ||||
над цветком | ||||
в лесу | ||||
Где стоит предлог? | Предлог стоит перед словом. | |||
Употребляется с именами | ||||
С какими частями речи употребляется? | существительными. | |||
Как пишется предлог? | Предлог пишется раздельно. | |||
7. Физкульт-минутка | Слайды №5, 6. Я буду называть предлоги и имена существительные. Я взяла предлоги и имена существительные из составленных предложений. | Если мы слышим имя сущ. - плавно поднимаем руки вверх. Если слышим предлог, то разводим руки в стороны. Имена существительные: тропинка, лес, небо, березка, елка, цветок, бабочка. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тропинка, в, лес, по, за, небо, березка, под, елка, на, цветок, над, бабочка. Молодцы! Продолжаем разговор о предлогах. | Предлоги: в, по, за, под, на, над | |||
8. Закрепление умений о правильном употреблении предлогов в речи | У доброй феи Морфологии есть замечательный помощник и друг. Он какой? Давайте понаблюдаем за ним и устно составим предложение о нем. | Это галчонок. Он еще маленький, и ему хочется играть. Он все время перелетает с места на место. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: умение изменять форму слова в зависимости от предлога. | |
9. Рефлексия с применением уровневой дифференциации |
Объединить пары слов с помощью предлогов. Употребляй правильно предлог.
| Галчиная скороговорка Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят как галчата, И, как волчата, галчата молчат. М.Бородицкая. Выехали ... (город), приехали ... (дача), пошли ... (лес), собрали ... (корзина), заботиться ... (природа) | Регулятивные: оценивать свою работу | Проведена рефлексия с целью оценить свою деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10. Подведение итогов урока | О какой части речи говорили сегодня на уроке?
Домашнее задание: выполнить упр. 186 (с. 109) | Сегодня на уроке мы говорили о предлоге. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся перед именами существительными. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно | На уроке формировался интерес к поисковой деятельности, развивалось логическое мыление, монологическая и диалогическая речь. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выдели предлоги. Елънаёжика похожа. Ёжвиголкахёлкатоже. | Ель на ёжика похожа. Ёж в иголках елка тоже. |
Литература:
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», 2 кл. Москва, «Просвещение», 2012 г.
- В.Волина «Русский язык». Екатеринбург, «Арго», 1996 г.
- О.Н.Крылова «Контрольные работы по русскому языку» (2 часть). Москва, «Экзамен», 2014 г.
- М.А.Цветкова «Части речи русского языка». Санкт-Петербург, «Издательский дом «Литература», 2012 г.
- А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах». Москва, «Просвещение», 1991 г.
- Книжка-подсказка «Дружок» - Части речи. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2012 г.
- Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании предлогов;· развитие умения употреблять...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."
Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...
Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...