Урок "Правописание частицы НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Елена Александровна Манзова

 

Цель урока: Формирование умения писать частицу НЕ с глаголами

Задачи:

·         Повторить имеющиеся знания о глаголе

·         Познакомить с отрицательной частицей НЕ

·         Познакомит с правилом написания частицы НЕ с глаголом

·         Организовать орфографический тренинг написания НЕ с глаголами

·         Развивать творческие способности

·         Формировать коммуникативную культуру учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_glagolom.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Цель урока: Формирование умения писать частицу НЕ с глаголами

Задачи:

  • Повторить имеющиеся знания о глаголе
  • Познакомить с отрицательной частицей НЕ
  • Познакомит с правилом написания частицы НЕ с глаголом
  • Организовать орфографический тренинг написания НЕ с глаголами
  • Развивать творческие способности
  • Формировать коммуникативную культуру учащихся

Ход урока:

  1. Актуализация  знаний с орфографической и фонетической нагрузкой.
  1.   Спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы.

  • Читает         ч
  • Уп..дет          а
  • Ра..крыть      с
  • Пьёт             т
  • Ст..рать      и
  • Ценит          ц
  • З..хочет        а
  1. Напротив каждого слова запишите следующие буквы:
  • в слове читает найдите букву, которая обозначает согласный мягкий непарный, глухой непарный звук
  • из слова упадёт выпишите  букву , которую вставили  ( докажите)
  • из слова раскрыть  выпишите букву, которую вставили (докажите)
  • из слова пьёт выпишите букву, которая обозначает согласный, твёрдый парный, глухой парный звук
  • из слова стирать выпишите букву, которую вставили  (докажите)
  • ценит: выпишите букву, обозначающую согласный, твердый непарный, глухой непарный звук
  • рядом со словом захочешь напишите букву которую вставили  ( докажите)

  • Что общего в значении этих слов?  (обозначают действие)
  • Какой частью речи являются эти слова? (глагол)
  • Что уже знаете о глаголе? (часть речи, обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы…, действие или состояние протекает во времени, соверш. и несоверш. вид)

  1. Измените глаголы так, чтобы они называли противоположное действие. ( один чел. у доски)

  • Какое слово помогло выполнить задание?
  • Кто догадался, что такое НЕ?

ВЫВОД:  НЕ - это отрицательная частица.

Сегодня вы узнаете, как писать отрицательную частицу НЕ с глаголами. ТЕМА нашего урока

«Правописание частицы НЕ с глаголами»

  1. Объяснение нового материала.
  1.  Послушайте. Я расскажу вам одну историю.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему отвечала……..»Не люблю». ОН признавался: «Верю», а она……….. «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко, и писалась от него только отдельно.

И вот однажды частица совсем заупрямилась, поднялась на стул…  А что было дальше, сейчас узнаете.      

  1. Работа в парах.

Прочитайте про себя текст на карточках. Как вы думаете, чего не хватает в этом тексте? (частицы НЕ)  Как надо писать НЕ с глаголами?  Впишите.

            Прочитайте выразительно (по ролям).

Слезь со стула

Найдёшь?

…хочу!

Нет…найду!

Упадёшь!

Слезаешь?

…упаду!

…слезаю!

Отойди!

Решаешь?

…отойду!

…решу!

Приедешь?

Мечтаешь?

…приеду!

…мечтаю!

Придёшь?

Молчишь?

Нет…приду!

…молчу!

Услышишь?

Конфетку, может, хочешь?

…услышу!

Нет! Да, хочу, хочу!

  1. Я продолжу историю.

Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

      Вздохнул глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» (Слова вывешиваются на доску) И вдруг замерла от неожиданности: на это раз глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно жить без нее не может.

  • Кто понял, в каких случаях НЕ пишется с глаголом слитно? (ответы детей) (подсказка или подтверждение мнения)

Работа с пословицами на доске:

Потчевать велено, а неволить грех.

Кто кого обидит, тот того ненавидит.

Плохо можется, коли нездоровиться.

  • Существуют ли в современном русском языке слова «волить», «навидит», «здоровиться»?  Как следует уточнить правило? (Если глагол не употребляется без НЕ, то пишется слитно)

  1. Закрепление изученного.
  1. Работа с учебником (стр. 70)
  2. Работа в ТПО (стр. 26, упражнение 2 (самостоятельно, проверка, правило, стр. 26, упр.1 (самостоятельно, проверка))
  3. Работа в группах.

Придумайте полезные советы своим подругам, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ. (выслушиваются ответы детей)

У вас получились правила поведения. А мы вернемся к нашему орфографическому правилу.

4. Работа в тетрадях.

           Спишите с доски текст, заполните пропуски (1человек у доски)

…выучил, …делай,

…знаешь,…сп..ши,

С глаголами………

Ч..стицу НЕ п..ши!                     (проверка, работа над интонацией)

ИТОГ УРОКА.

Вы НЕ грустили? НЕ устали? Хорошее настроение у вас НЕ пропало?

Что узнали о правописании частицы НЕ с глаголами?

Комментарий к уроку

По программе « Начальная школа 21 века» изучение темы «Глагол»  начинается только в 4 классе. Учебное занятие « Правописание  частицы НЕ с глаголами» четвертое в системе уроков по данной теме. Это урок изучения нового материала.

С точки зрения психологии и физиологии, девочки не выдерживают большой скорости работы, подачи нового материала. Для того чтобы организовать неспешный размеренный темп учебного занятия,  на уроке дан дозированный объем информации и оптимальное количество учебных заданий.

Для девочек также характерно механическое запоминание. Поэтому на уроке используется достаточное количество типовых заданий на применение изучаемого правила.

Используемые на данном уроке методы обучения,  являются наиболее эффективными при обучении девочек.

по источникам знаний:

  • наглядный
  • словесный
  • работа с книгой

по основной дидактической цели, для достижения которой они служат:

  • приобретение знаний
  • применение знаний
  • формирование навыка
  • метод творческой деятельности

по типу познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • частично-поисковый

Девочки любят слушать, мыслят образами, для них характерно восприятие от эмоций к логическому осмыслению. Важным моментом для них является эмоциональная окрашенность учебного материала.  Поэтому использован метод рассказа в уроке.

Девочкам важно установление контакта, соучастия. С этой целью организована групповая и парная работа с акцентом на сотворчество и взаимопомощь.

Благоприятный психологический климат, эмоциональная поддержка, похвала - всё это способствует повышению качества обучения девочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Частица НЕ с глаголами (Flash)

Flash-тест для проверки и закрепления знаний по теме: Правописание частицы НЕ с глаголами. Презентация используется при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, возможно использо...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Глаголы в предложении. Частица не с глаголами.

Дать познакомить с глаголом как частью речи, выяснить исторический смысл названия части речи, вспомнить неопределенную форму, изменение глаголов, роль в предложении, познакомить с написани...