конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Развитие речи на основе знаний орфографии"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кудрявцева Ирина Владимировна

конпект урока русского языка во 2 классе с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr.uroka_rus.yaz_.2_kl.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                 гимназия «Интеллект»

      Конспект открытого урока

по  русскому языку во 2-ом классе

по теме: «Развитие речи на основе

  знаний орфографии»

                                                                                   подготовила

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                   Кудрявцева И. В.

                                          2010 г.

Цели : развивать грамотность устной и письменной речи детей; повторить

             знания, полученные детьми в разделе «Орфография».

Задачи: 1) формировать умения работать с текстом, выделять главную              

                    мысль;

                2) развивать орфографическую зоркость: находить в тексте слова с    

                    изученными орфограммами, объяснять их написание, подбирать  

                    примеры с аналогичной орфограммой;

                3) воспитывать положительные черты характера: чувство

                    товарищества, сопереживание, сочувствие.

Оборудование: ИКТ, презентация, карточки раздаточные с напечатанным

                             текстом, с таблицей.

                                          Ход урока.

  1. Оргмомент
  • проверка готовности к уроку
  • активизация внимания
  1. Вызов

        - Ребята, наше общение я начну со стихотворения (слайд 1 )

                Молчалив солдат и печален
               Он уходит, в чужие дали
               Избавлять мир от темных пятен
               Его воля прочнее стали.

               Он бросался на танк с гранатой
               Когда сотни бойцов отступали
               Он окопы, копал лопатой
               Получал ордена и медали.

               Не страшна ему немецкая мина
               Воды рек и пожаров пламя
                    Он прошел от Москвы до Берлина
               Водрузил над Рейхстагом знамя.

- О ком это стихотворение? ( о герое)

- Кого можно назвать героем? (слайд 2)

- Сформулируйте объяснение лексического значения слова «герой».

- Сравним с толкованием значения в словаре.

( инд. задание- найти лексическое значение данного слова в словаре)

- Какими чертами и свойствами характера должен обладать герой? Подберем и запишем ключевые слова, характеризующие это понятие.

( запись детьми на доске и в тетрадях учениками)

- Выделим корень в этом слове.

- Как доказать , что корень выделен верно?

( подобрать однокоренные слова- общая часть однокоренных слов и является корнем)

- Подберем однокоренные слова.

( героизм, героический, геройский)

- Выделим корень.

- В слове «герой»поставим ударение.

- Найдите опасное место в этом слове, букву, в написании которой можно ошибиться. Подчеркните её.

- Как называется эта орфограмма? ( безударная гласная в корне слова).

- Посмотрите на однокоренные слова. Встречается ли в них «е» ударная?

- Действительно, это безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением.

- Как называются слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых надо запомнить. ( словарные слова)

- Слово «герой» - словарное. Его написание надо запомнить.

  • Физминутка

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

3.Осмысление.

- Ребята, как вы думаете, какое слово является противоположным по смыслу слову «день» ? «добро» ? «герой» ?

- Такие слова называются «антонимы». ( слайд 3 )

- К этим словам мы еще сегодня вернемся.

- На столе у каждого из вас лежат листочки с текстом, переверните их.

- чтение рассказа учителем

- Ребята, рассказ напечатан для вас без заголовка. Предположите, как его мог озаглавить автор. Почему вы так думаете? ( слайд 4 )

- Валентина Осеева, автор рассказа, озаглавила его «Мечтатель». Как вы думаете, почему?

- Охарактеризуем мальчиков. ( заполнение таблицы)- слайд 5

Юра

Толя

Даже не думает

Мечтает о подвиге

Сбросил туфли

Бегал по берегу

Отшвырнул книги

кричал

Бросился в воду

- Как зовут мальчиков? Запишем на верхней строчке таблицы.

- Какая орфограмма встречается при написании этих слов?

- Как относятся мальчики к подвигам? Зачитайте строчки из текста. Запишем на второй строке в таблице. Знание каких орфограмм нам понадобится при записи данных словосочетаний?

- Как действовали дети , когда услышали отчаянные крики о помощи?

- Запишите на следующих строчках, объясните орфограммы, выделите на письме.

- Можно ли детей назвать героями? Объясните своё мнение.

-  Вспомним подобранные нами антонимы. Кто герой? А Толя?- слайд 6

- Прочитайте последнее предложение рассказа. Это слова Толи. Не хочется ли вам что- либо изменить в этом предложении, чтобы было точнее?

( «мы» на «ты» )

- Ребята, что автор хотела сказать нам этим рассказом, сформулируйте основную мысль.

  • Физминутка для глаз

4.Рефлексия.

- работа в группах

( создаем синквейн со словом «герой» )- слайд 7

- Синквейн позволяет кратко, точно и лаконично охарактеризовать понятие. Сегодня наше слово «герой» .

               

                       Памятка по созданию синквейна.

  1. Слово–предмет.
  2. 2 слова–признака.(какой?)
  3. 3 слова–действия.(что делает?)
  4. Предложение из 4-х слов.
  5. Синоним или слово–ассоциация.

Работая в группах, обсуждаем корректно, договариваемся. Время- 5 минут.

- чтение получившихся синквейнов, обсуждение, корректировка.

5.Итог урока.

-Что нового вы узнали из области русского языка?

-  Ребята, как вы думаете, какая сегодня была тема нашего урока?

- Что вы узнали о героях?

- Люди всегда прославляли героев. И чтобы народ не забывал своих героев . создавали памятники- героям войны, спасателям, животным, детям героям.

(слайд 8)

- слова философа:

( слайд 9)

- Я думаю, что вы взрослея с каждым годом, размышляя на эту тему, будете расширять, уточнять и углублять свои представления о героях и подвигах.

6.Домашнее задание.

- Подберите пословицы и поговорки русского народа о героях и запишите в тетрадь не менее 3-х.

       Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка по учебнику Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной «Русский язык» 1 класс.Тема: Речь устная и письменная.Цели:- обобщить и уточнить знания о видах речи; учить различать устную и п...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".

       Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»               ...

Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....

Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять  форму  глагола;  закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...