Урок развития речи по русскому языку во 2 классе по картине Решетникова "Опять двойка"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему
Учащиеся познакомятся с некоторыми сведениями о творчестве художника Фёдора Павловича Решетникова, научатся назвать его две картины на школьную тему: «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы», будут иметь представление о прошлом нашей истории 70-х годов, смогут составить рассказ по плану, будет сформирован первый навык описания картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rr.rar | 888.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
Роль и место данной темы в курсе предмета: развитие речи, 1-й урок – сочинение по картине по плану.
Программные средства:
- Microsoft Word
- Microsoft Power Point
- Презентация, выполненная в PowerPoint
Цели урока:
- обучающие: научиться соотносить словесный и зрительный образ описания картины, формировать первый навык описания картины,
- развивающие: развитие самостоятельности и творческих способностей детей, развитие связной речи и логических умений составлять законченный рассказ,
- воспитательные: привитие чувства любви к своему народу и к прошлому, воспитывать чувство патриотизма, сострадания
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор.
- раздаточный материал: индивидуальный лист для записи характеристики героев и опорных слов, репродукция картины «Опять двойка»
Ожидаемые результаты обучения.
Учащиеся познакомятся с некоторыми сведениями о творчестве художника Фёдора Павловича Решетникова, научатся назвать его две картины на школьную тему: «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы», будут иметь представление о прошлом нашей истории 70-х годов, смогут составить рассказ по плану, будет сформирован первый навык описания картины.
ХОД УРОКА
- Вступительное слово учителя.
(Слайд 1)
– Сегодня на уроке мы с вами научимся рассказывать о картине, выразим образы зрительного ряда своими словами, т.е. заставим молчащую картину «заговорить». Будем писать сочинение по картине.
(Слайд 2)
Картину написал советский художник Фёдор Павлович Решетников.
Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в украинском селе Сурско- Литовском. Когда мальчику исполнилось 3 года, умерли его родители. Федя стал жить со старшим братом, который был художником- он ходил по деревням и расписывал церкви.
Федя помогал брату растирать краски, мыл кисти, тайком от всех пробовал рисовать сам.
Время было тяжелое, голодное - шла гражданская война. И Федя решил уйти из дома, чтобы не быть в тягость семье брата.
Всюду, где только мог, он искал работу. Был и плотником, и маляром, и шахтером. И как бы трудно ему не приходилось, каждую свободную минуту он рисовал. Особенно ему нравилось делать веселые рисунки- карикатуры.
Кончилась гражданская война. Прошли годы. Решетников получил возможность учиться. Он поехал в Москву и вскоре стал студентом Художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.
В детстве Ф. П. Решетников, как и все мальчишки, очень увлекался рассказами о дальних странствиях, об опасных приключениях и мечтал о путешествиях в неведомые края.
И вот в студенческие годы его желание самым неожиданным образом осуществилось.
(Слайд 3)
Это было время всеобщего увлечения Арктикой. Решетникову очень хотелось побывать в Арктике, своими глазами увидеть северное сияние, белых медведей- царство вечного холода. В это время ледокол «Сибиряков» собирался пробиться от Архангельска к Берингову проливу. Но начальник экспедиции- замечательный ученый Отто Юльевич Шмидт сказал : «Мест нет. Экспедиция набрана год назад». Тогда Решетников познакомился со многими членами экипажа. Он рисовал своих новых друзей, и они от души смеялись над его веселыми карикатурами.
Шмидту понравился молодой жизнерадостный художник. Он подумал, что в суровом арктическом походе его присутствие на корабле будет полезно людям, и зачислил Решетникова в команду.
Федор Павлович Решетников действительно стал незаменимым членом экипажа- помогал кочегарам, матросам, нес вахту и рисовал. Он придумал стенную газету «Ледовый крокодил», для которой делал смешные рисунки с забавными подписями. За участие в походе на «Сибирякове» Решетникова наградили орденом Трудового Красного Знамени.
(Слайд 4)
Спустя год, Шмидт стал собираться в новую экспедицию на пароходе «Челюскин» и, уже не задумываясь, включил художника в состав экипажа.
В Чукотском море случилась беда: могучие льды стали сжимать корабль, стальная обшивка не выдержала и лопнула, в трюмы хлынула вода.
Два часа тонул пароход, а команда и пассажиры переносили на льдину вещи и продукты. Вместе с «Челюскиным» затонули многие картины и рисунки Решетникова. Люди ждали подмоги, а пока разбили палатке на льдине. Была полярная ночь, стоял сильный мороз, но никто не падал духом. В эти дни в лагере челюскинцев выходила стенная газета «Не сдадимся!», которую талантливо и остроумно рисовал Решетников.
(Слайд 5)
Вся страна с волнением следила за челюскинцами, за их мужественной жизнью на льдине. Когда отважные летчики спасли всех, народ восхищался летчиками. Они стали первыми Героями Советского Союза. Много лет спустя Федор Решетников написал их групповой портрет.
(Слайд 6)
2. Физминутка для глаз
3 .Знакомство с творчеством Решетникова. Короткая беседа по картинам «Прибыл на каникулы», «На побывку», «Достали языка», «За мир!»
Решетникова всегда интересовал мир детей. Наблюдая за жизнью ребят, он подмечал всегда множество интересных, забавных деталей и переносил их на свои полотна. Давайте посмотрим репродукции к картинам Решетникова.
(Слайды 8, 9, 10)
Всю свою жизнь посвятил Решетников искусству.
Он признанный мастер- народный художник СССР, академик, лауреат Государственных премий. Но всякий раз, приступая к новой картине, он проделывает долгий и сложный путь.
4. История создания картины «Опять двойка»
Давайте пройдем его вместе с художником и посмотрим, как он работал над своей очень известной картиной «Опять двойка».
Решетников задумал написать картину о школе.
(Слайд 11)
Вот перед нами первый рисунок. На нем изображен класс, ребята за партами, учитель и мальчик, не выучивший урок.
Сначала художник нарисовал учителя- мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.
( Слайд 12)
Но Решетникову что- то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка очень неприятная для всей семьи отметка, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно бы нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!
Множество подготовительных рисунков- эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.
(Слайды 13, 14)
Сначала на рисунках были только мальчик и мать. Для героя своей картины Решетников подбирал натурщиков- людей, похожих на тех, каких он хотел изобразить. Однажды во дворе он увидел лопоухого вихрастого мальчишку- вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Очень может быть, что вратарь тогда не согласился бы позировать.
( Слайд 15)
Потом художник решил ввести еще один важный персонаж. Ну и намучился с ним Федор Павлович, пока рисовал! Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, встав на задние лапы, с охотой к ней тянулся. А Решетников в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.
(Слайды 16, 17)
В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Для всех героев Федор Павлович подбирал натурщиков- людей, похожих на тех, кого он хотел изобразить.
Наконец долгая подготовительная работа была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.
(Рассматривание картины)
5. Работа над картиной.
(Слайд 18)
– Почему я сказала, что Решетников Ф.П. написал эту картину на школьную тему? (Ответы детей)
– Рассмотрим внимательно картину. Попрошу вас подвинуть лист, который я вам раздала перед уроком.
Этот лист будет вам помощник на сегодняшний урок, вы запишите героев картины, их характеристику, настроение и их отношение к главному герою.
6. Физминутка (Слайд 19)
(Слайд 20)
Вопросы для беседы по картине:
– Где происходит событие, изображённое на картине? (В квартире, дома у мальчика, в большой комнате, в зале)
– В какое время происходит действие? Это наше время? (Нет, когда были пионеры.)
– Кто такие пионеры? (Пионер – значит «первый», первый в учёбе, в делах класса и школы.)
– Какие вещи, изображённые на картине, помогают определить время? (Школьная форма, пионерский галстук, портфель, старинные часы на стене.)
– Какой момент изобразил художник на картине?
– Почему вы так решили?
– Кто вам в этом помог? (Мальчик только что пришёл из школы, собака встречает хозяина, бросилась к нему)
– Назовите героев картины:
- мальчик-двоечник,
- мама,
- старшая сестра,
- младший брат,
- собака
(Слайд 21)
– Кто главный герой картины? Как вы это поняли? (Мальчик-двоечник находится на переднем плане картины: ближе к нам)
– Какие чувства он испытывает? (Опущена голова, значит виноват, растрёпан, готов заплакать, портфель перевязан верёвкой, из него торчат коньки, красные щёки – долго гулял)
– Составим характеристики героев и запишем на листочек в таблицу. Вспомним, что мы говорили о душевном состоянии каждого героя картины. Запишем, чтобы не забыть и применить в сочинении.
(Слайды 22, 23, 24, 25, 26)
7.Письменная работа.
– Получилась таблица. Запись на листок. (Слайд 24)
Составим план сочинения.
- Вступление. Где происходит событие?
- Кто первым встретил мальчика?
- Как отреагировали родные на его отметку?
- Вывод. Какие мысли и чувства возникли у вас когда вы рассматривали эту картину?
Обсудить план.
Эта работа серьёзная и проводится впервые, поэтому окончательный вариант рассказа по картине можно разрешить написать дома.
Можно спросить несколько учеников, которые уже составили сочинения.
Можно зачитать несколько работ ребят из других школ. Например:
2 класс.
Ученик пришел домой с еще одной двойкой.
Навстречу ему бросилась, виляя хвостом, белая с рыжими пятнами собака. Но мальчик не собирался ее встречать, ему было не до веселья. Как жалко этого мальчика! Когда его мама узнала об очередной двойке, то тогда она тоже загрустила.
Малыш, катавшийся на велосипеде по комнате, остановился около мамы и, улыбаясь, посмотрел на ученика. Малыш еще не понимал, как обидно, печально получить двойку. Ведь этот малыш еще никогда не получал двоек. Вероятно, что он еще никогда не учился в школе и не знает, как там живут ученики: радуются они двойкам или пятеркам? Какие там учителя, строгие или совсем не строгие и добрые, как мама? Он еще не учился в школе, вот поэтому он не знал, радоваться или грустить.
Но его мама знала, как обидно получить двойку. Поэтому она сидела на стуле и печально смотрела на своего воспитанника. Она могла представить себя на месте своего ребенка.
Это было днем. Старшая сестра делала уроки и сидела довольно далеко от происходящего, и даже она обратила внимание на печального ученика с двойкой в портфеле. Но и у нее было нерадостное лицо. Поэтому, что бы ты ни делал, всегда надо стараться!
2 класс.
В квартиру из школы зашел мальчик с опущенной головой. Его собака, которая очень любила хозяина, бросилась и стала пытаться развеселить его. Но мальчик не смотрел на собаку, он только думал: «За что, за что мне двойка».
Пионерка, младший брат и мать, глядя на эту картину, обо всем догадались. Вздохнув, мать покачала головой и подумала: «Что-то с оценками не так». Мальчик, поникший головой, все продолжал думать о двойке. Ему было жалко, что его дневник пачкают плохими оценками.
Пионерка отвлеклась от домашнего задания, собака по-прежнему верила, что она своим веселым лаем сможет осушить слезы, которые пробивались сквозь густые ресницы мальчика.
Не снимая шубы, школьник стоял перед всеми в обиде и горе.
Была абсолютная тишина, лишь вздохи мамы, всхлипы мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг. Скоро все встало на свои места: ученик перестал вспоминать о двойке, пионерка стала снова делать уроки, и зимний вечер продолжал длиться, как всегда.
Домашнее задание: написать сочинение дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"
Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.
Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...
Урок развития речи по русскому языку "Капризное настроение".3 класс
Урок развития речи по русскому языку "Капризное настроение". 3 класс. Содержит конспект урока, презентацию и готовое приложение, необходимое для работы на уроке....
Программа внеурочной деятельности по развитию речи "СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» рассчитана на 4 года обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс). Содержание программы знакомит обучающихся с увлекательным, разнообраз...
Конспект урока развития речи по русскому языку, 4 класс
Урок развития речи.Тема урока: Сочинение о животном.Классификация данного сочинения:1. по типу текста — сочинение смешанного типа2. по источникам — на материале разных источников3. п...
Урок развития речи по русскому языку 2 класс УМК «Школа России»
Тема урока: восстановление деформированного текста...