Предложение и текст
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ануфриева Екатерина Владимировна

Конспект урока русского языка по теме "Предложение и текст" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk._yaz.1_klass_predlozhenie_i_tekstanufrieva_e.v.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Предложение и текст

Учитель Ануфриева Е.В.

Цель урока: формировать умение строить предложение, устанавливать связь между словами в предложении.

Ход урока:

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

- Сегодня на уроке русского языка гости, повернитесь и поприветствуйте их.

Тихонько сели, на меня все посмотрели.

- Сегодня мы с вами отправляемся в зимний лес. По дороге мы встретим различных животных, которые обитают в нашей области. А над какой темой будем работать узнаете сейчас.

II. Сообщение темы и целей урока

- А вот и первое животное, которое встретилось нам в зимнем лесу. Кто это? Отгадайте загадку.

        Если есть у кисочки

На ушах две кисточки

        Эту киску берегись

        Потому что это …

 (учитель показывает картинку рыси)

- Она приготовил вам задание. На доске:

ЛО        Е        ПРЕД        НИ        ЖЕ

- Из данных слогов составьте слово.

- Тема нашего урока – «Предложение». На уроке будем составлять предложения из слов и составлять текст из предложений.

- Это не единственное задание, которое приготовила для нас рысь.

На доске:

                                                     .

                                                                        .

- Составьте предложения по данным схемам, используя картинки.

- Эти предложения связаны по смыслу? (нет)

- Как на письме выделяется предложение? (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

- С заданиями рыси мы справились, поэтому отправляемся дальше.

III. Минутка чистописания

- Отгадаем, кого мы встретили следующего на нашем пути.

Длинный хвостище

        Рыжий волосище

        Сама - хитрище.

- Кто это? (лиса). Как догадались?

- На уроке она предлагает повторить написание букв «п» и «р».

- Что вы знаете о букве «п»?

- Что вы знаете о букве «р»?

- Чем похожи в написании данные буквы? Чем отличаются?

- Для того чтобы красиво их написать разомнем наши пальчики (под музыку)

Физминутка

- Пропишем эти буквы (показ на доске)

- Молодцы, и с заданием барсука мы тоже справились.

IV. Словарная работа

- Посмотрите какие животные обитают в наших краях.

Глухарь        Чайка        Дятел        Барсук        Снегирь        Синица        Белка

- Какое слово лишнее? (чайка) Почему?

- Если из каждого слова мы возьмем ту букву, которая указана в шифре и запишем их по порядку, то узнаем с каким новым словарным словом мы познакомимся.

3 1 4 1 2 4 4

- Какое слово получилось? (учебник)

- Что такое учебник? (книга для обучения какому-нибудь предмету)

- Прочитайте слово с ударением.

- Сколько слогов в этом слове? Почему?

- На какой слог падает ударение? Найдите опасные места в слове.

- Составьте предложение с этим словом. Запишите это слово с маленькой буквы в тетрадь.

- Выделим опасные места зеленой ручкой.

V. Работа по теме урока

- А вот на пути нам встретился великан леса – огромный лось. Он предлагает нам поработать с учебником.

1. Работа над текстом.

Страница 9, упражнение 10.

- Прочитайте текст.

- Докажите, что это текст, а не отдельные предложение.

- Сколько предложений в тексте? Как они оформлены? Прочитайте каждое предложение. Какой знак стоит в конце последнего предложения?

- Как нужно читать такие предложения? Прочитайте последнее предложение.

- Посмотрите на то, как оформлено начало текста (первое предложение записано с красной строки).

- Этот отступ называется красной строкой.

Красная строка (книжка с красивой буквы)

Книги на Руси начали печатать немногим более четырех веков назад, а для этого их переписывали от руки.

        Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению «писать с красной строки». Обозначать цвет словом красный стали позднее.

- Что еще заметили? (есть заголовок)

- Запишите его, диктуя по слогам.

- Спишем текст, тоже диктуя по слогам (1 ученик у доски)

- Проверьте свою запись по учебнику.

- Чем отличается предложение от текста. Из чего состоит предложение? А текст?

- Проверим по учебнику, верно ли вы ответили.

- Прочитайте еще раз по учебнику правило, закройте учебники, перескажите правило своему соседу.

Физминутка

- Кого же мы следующего встречаем? (заиньку)

        Летом серенький

        Зимой беленький

- Заинька предлагает нам отдохнуть.

VI. Закрепление

1. Работа над предложением.

- Прочитав задом наперёд, вы узнаете, кого мы встретили следующего.

А В О С

(сова)

- Мы встретим сову.

На доске:

снег                лесу                в        пушистый                мягкий                снег

(В лесу выпал мягкий пушистый снег)

норки        мелких        в        загнал        холод                зверюшек

(Холод загнал мелких зверюшек в норки)

- Это предложения? Почему? Составьте предложения из данных слов.

- Как оформляем предложение? Подберите к первому предложению схему.

- Подберите ко второму предложению схему.

- С заданием совы вы очень хорошо справились.

2. Восстановление деформированного текста, упр. 11

- Нам пора уже возвращаться с вами домой, но злой волчище нас не выпускает из лесу. Говорит нужно выполнить упражнение 11.

- Прочитайте слова.

- Попробуем поставить вопросы от одного слова к другому, учитывая их связь по смыслу.

- А о чем рассказывается? (о собачке)

- Собака что делает? (бежит)

- Бежит по чему? (по снегу)

- По снегу какому? (пушистому)

- Составьте предложение из данных слов. Запишите его, диктуя себе каждое слово по слогам (1 ученик у доски). Прочитайте свои предложения

- Молодцы, хорошо справились с заданием и волк, успокоившись, нас отпустил.

VII. Итог урока

- Кого мы можем встретить в лесу? Что такое текст? Что такое предложение? С каким словом из словаря мы познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение и текст.

Фрагмент урока. Развитие речи....

Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.

Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...

Урок русского языка (обучение письму) в 1 классе на тему: «Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста»

Тип урока: урок применения предметных ЗУНовЦель:Формирование  у учащихся умения распознавать предложения и группы слов; выделять предложения из текста.Задачи:1. Развивать речь учащихся, вни...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении. Знаки препинания в конце предложения»

Предмет: Русский языкКатегория: 2 класс.Тема: «Знаки препинания в конце предложения»Оборудование: АРМ учителя, интернет, презентация, смайлы для поощрения детей, учебник автор «Климанова Л.Ф. Русский ...

Определение границ предложений в тексте . Текст "Сёмга" 3 класс

На презентации представлен текст " Сёмга" без границ предложений. Даны фотографии, уточняющие и расширяющие представления детей о внешнем виде и условиях обитания рыбы.Параллельно идет слова...

Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс

Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс....