Рабочая программа по литературному чтению (Л.Ф.Климановой)
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами»,  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.

     Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

     Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.

- Овладение речевой, письменной и коммуникативной  культурой.Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.

- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности  произведений. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий

Общая характеристика учебного предмета

     «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.  Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

     Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.  Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

      Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

     Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

      Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

     Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

    Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

      Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

       При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

      Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

      Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

       На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

         Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место учебного предмета в учебном плане

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель).

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» /см. раздел  «русский язык»/

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и  письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог (с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения).

После курса «Обучения грамоте»  продолжается изучение предмета «Литературное чтение».  На него отводится в  1 классе 4 ч в неделю. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

          Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

           Литературное чтение как вид искусства с нравственными- эстетическими ценностимя своего народа и человечества способствует формированию личностных качества, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

          На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности прочитанного. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями ( базовыми ценностями): добром, справедливость, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность.  Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения формирует личностные качества человека, характерезующие его отношения к другим людям, к Родине.

Результаты изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе  являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • различать рассказ и стихотворение.

Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе по программе «Литературное чтение».

  • Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста).
  • Понимать содержание прочитанного.
  • Уметь пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
  • Находить заглавие текста, называть автора произведения.
  • Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.
  • Помнить 3 – 4 авторов и название их произведений.
  • Знать наизусть не менее 5 стихотворений.

Требования к развитию речевых умений и навыков

при работе с текстом в 1 классе.

Развитие навыка чтения

  • Сформировать основной способ чтения – чтение целыми словами – за счёт перечитывания текста с различными заданиями, а также путём целенаправленных упражнений, направленных на развитие приёмов чтения, чтения словами с ориентировкой на знак ударения, за счёт установки на целостное и одновременно дифференцированное восприятие буквенного состава слова.
  • Обучать шёпотному чтению как переходной форме к чтению про себя.
  • Развивать навык правильного осознанного чтения текста.
  • Упражнять в темповом чтении отрывков из произведений, учить соотносить темп чтения с содержанием прочитанного.

Развитие речевых умений.

  • Тренировать выразительно читать целыми словами, передавая при чтении различные интонации в зависимости от речевой задачи.
  • Учить озаглавливать текст, разбивать его на части с помощью картинного плана. Выделять в тексте опорные слова (с помощью учителя) для составления пересказа. Передавать впечатления от прочитанного своими словами. Находить в тексте слова для составления коллективного описания предметов, ситуации или героя.

Содержание учебного предмета

    В круг детского чтения входят произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы.

Жили-были буквы (6 ч)

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина, Т.Собакин.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

Апрель, апрель. 3венит капель! (4 ч)

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмаковой, Е. Трутнева, В.Берестова. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

И в шутку и всерьёз (5ч)

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

Я и мои друзья (7 ч)

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

О братьях наших меньших (7ч)

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Рассказы В. Осеевой,М. Пляцковского, Г. Сапгира, К. Ушинского.  Сказки — несказки Д. Хармса,

 Н. Сладкова.

 Внеклассное чтение (5 ч)

 Изучается во всех разделах. Сказки народов России.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету

Навык чтения. 

            I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами(20-25сл/мин).

          II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период(25-40 сл/мин).

Материально-техническое обеспечение

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 Ч. / Л. Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. М.ВА. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2011.
  3. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учебнику Л.Ф. Климановой и др. / сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (40ч. – 4ч. в неделю)

№п/п

Дата

Тема урока (страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

( в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Жили-были буквы.

Вводный урок. В. Данько «Загадочные буквы»

Как работать с учебником «Литературное чтение»? Какова его структура, содержание? Какие бывают буквы?

Учебник «Литературное чтение». Содержание. Главы. Писатель. Автор. Стихотворение.

Научиться ориентироваться в учебнике, понимать условные обозначения. Узнать, как находить нужную главу в содержании учебника, в словаре непонятные слова. Научиться прогнозировать содержание раздела, выразительно читать вслух по слогам и целыми словами.  

Регулятивные - организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные - ориентироваться в учебниках (системе обозначений, структуре текста, рубриках, словаре, содержании).

Коммуникативные - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

И. Токмакова «Аля, Клясич и буква «А»»

Чему учит литературная сказка «Аля, Клясич и буква «А»? Как правильно читать, применяя знаки препинания?

Литературная сказка. Содержание произведения. Характер героев. Главная мысль текста. План пересказа.

Научиться объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание. Узнать отличия авторской сказки от народной.

Регулятивные - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

Коммуникативные - участвовать в обсуждении учебной проблемы.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»

О чем произведения С. Черного и Ф. Кривина? Как правильно читать по ролям?

Стихотворение. Чтение по ролям. Характер героев. Главная мысль текста.

Научиться сравнивать произведения разных авторов на одну тему. Научиться объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание.

Регулятивные – в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

Чем различаются и чем похожи стихотворения Сапгир, Бородицкой и Гамазковой?

Стихотворения. Автор. Содержание стихотворения.

Научиться определять главную мысль текста, соотносить ее с содержанием произведения. Узнать новых детских писателей и их произведения.

Регулятивные - организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные - ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Коммуникативные - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Какова особенность произведения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»?

Название произведения. Анализ произведения. Характер героев. Главная мысль.

Научиться читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Научиться создавать иллюстрированную книгу в соответствии с заданной тематикой под руководством учителя.

Регулятивные - организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные - ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Коммуникативные - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».

Какими бывают буквы? В чем их особенности?

Стихотворения. Буквы. Произведения. Автор.

Научиться сравнивать художественные произведения, объединенные общей тематикой, иллюстрировать произведения. Узнать элементы книги.

Регулятивные - формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные - использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир.

Сказки, загадки, небылицы.

Е. Чарушин «Теремок»

Чему может научить сказка «Теремок»?

Содержание раздела.  Авторская сказка. Картинный план.

Научиться читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости), делиться впечатлениями по поводу прочитанного. Научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку в совместной деятельности с учителем.

Регулятивные - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные - использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).

Коммуникативные - ставить вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь.

Мотивация учебной деятельности.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Чему учит сказка «Рукавичка»? Чем похожи и чем различаются сказки «Теремок» и «Рукавичка»?

Русская народная сказка. Последовательность событий. Герои сказки.

Научиться читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости), делиться впечатлениями по поводу прочитанного. Научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку в совместной деятельности с учителем.

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные - осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

Загадки, песенки.

Что такое фольклор? Какие бывают жанры устного  народного творчества?

Фольклор. Жанры устного народного творчества. Загадки. Песенки.

Научиться находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение. Научиться в совместной деятельности с учителем сочинять загадки.

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные -  использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность.

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

Какие бывают жанры устного  народного творчества? Что такое потешки?

Фольклор. Жанры устного народного творчества. Потешки. Песенки. Стишки.

Научиться расска-зывать наизусть 1–2 стихотворения, различать фольклорные жанры. Обучающийся познакомиться с рифмой.

Регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач.  

Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и познавательных задач.

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

А.С.Пушкин »Ветер, ветер, ты могуч..»

Познакомить с творчеством А, С, Пушкина

Звукоподражание, народная сказка, авторская сказка.

Познакомятся с творчеством  великого русского  поэта А.С.Пушкина. Научатся подбирать нужную интонацию и ритм чтения, декламировать стихотворные произведения.

Познавательные

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, выбирать вид чтения в зависимости от цели Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и познавательных задач.

.

Осознание своей этнической принадлежности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

Что мы знаем о сказках и фольклоре?

Сказки. Устное народное творчество. Загадки. Небылицы.

Научиться пересказывать текст известных писателей, высказывать свои впечатления о прочитанном. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться определять характер героев, пересказывать по картинному плану, познакомиться с звукозаписью.

Регулятивные - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач. 

Коммуникативные - вести устный диалог.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Апрель, апрель. Звенит капель…..

А. Майков «Ласточка примчалась….», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»

Каковы особенности творчества А. Майкова и А. Плещеева? Что такое лирические стихотворения?

Лирические стихотворения. Поэт. Настроение стихотворения. Рифма.

Обучающийся научится определять жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию; читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного.  Узнать что такое рифма.

Регулятивные - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные - группировать,  классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные  - участвовать в обсуждении учебной проблемы.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»

Каковы особенности творчества Т. Белозерова и С. Маршака?

Поэт. Настроение стихотворения. Рифма. Лирические стихотворения.

Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане рассказ, стихотворение; научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, различать литературные жанры.

Регулятивные - организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные - организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 

Коммуникативные - вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять).

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Стихи- загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.

Что такое стихотворения-загадки? Какими они бывают?

Стихотворения – загадки. Поэты. Лирические произведения. Настроение стихотворения.

Обучающийся научится рассказывать наизусть стихотворение (по выбору). Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с сравнением  и олицетворением.

Регулятивные - выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

 Познавательные -  использовать общие приемы решения задач в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные -  строить монолог, аргументировать свою позицию.

Уважительное  отношение к иному мнению, понимание  чувств других людей и сопереживание им

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…»

Какими бывают стихотворения о весне? Чем они похожи и чем отличаются?

Поэты. Лирические произведения. Настроение стихотворения.

Обучающийся научится приводить примеры художественных произведений по изученному материалу.                                             Обучающийся  в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с устаревшими словами.

Регулятивные - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

Познавательные -  ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные -  вести устный диалог.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

И в шутку и всерьез

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ».

Что такое юмор и юмористические произведения? В чем особенность творчества Токмаковой, Тайц, Кружкова?

Юмор. Юмористические произведения. Настроение юмористического произведения.

 Научиться работать с юмористическими произведениями, доступными для восприятия младшими школьниками. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с звукоподражанием и рифмой.

Регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные -  ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные -  проявлять активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и познавательных задач.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умея сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Чему учит произведение Н. Артюховой «Саша-дразнилка»?

Юмористические произведения. Настроение юмористического произведения. Характер героев.

Научиться понимать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться расценивать мотивы поведения героев.

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные -  использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умея сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»

В чем заключается особенность произведений К. Чуковского и О. Дриза?

Юмористические произведения. Настроение юмористического произведения. Характер героев

Научиться различать жанры литературы. Научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, давать характеристику герою по его поведению.

Регулятивные -  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 Познавательные -  ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные -  осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», М. Пляцковский «Помощник»

В чем особенность юмористических произведений Пивоваровой и Пляцковского? Как правильно читать по ролям?

Юмористические произведения. Настроение юмористического произведения. Характер героев. Чтение по ролям.

Научиться находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение. Узнать, что такое рифма. Научиться  читать юмористические произведения, передавать их настроение.

Регулятивные - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные - ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Коммуникативные - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Осознание значимости чтения для личного развития. Формирование потребности в систематическом чтении.

К.И.Чуковский «Телефон»

Продолжить знакомство с автором, творчеством К.И.Чуковского совершенствовать навыки чтения.

Интонация, иллюстрация, искусство слова.

Познакомятся с произведениями к.И. Чуковского, научатся читать тексты с различными речевыми задачами.

Регулятивные - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные -  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об этом.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез».

Какими бывают юмористические произведения? Как их правильно читать?

Названия юмористических произведений. Настроение юмористического произведения. Характер героев. Чтение по ролям.

Научиться приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. Научиться давать оценку героям.

Регулятивные - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

Коммуникативные - вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять). 

 

Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Я и мои друзья

Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»

Что такое дружба и зачем она человеку? Какими бывают произведения о дружбе?

Дружба. Рассказ. Стихотворение. Поступок.

Научиться работать с художественными текстами; читать целыми словами; понимать содержание прочитанного. Научиться пересказать текст своими словами и с опорой на картинку; давать оценку героям.

Регулятивные - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные -  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны».

Что можно узнать о дружбе из произведений «Кто первый?» и «Бараны»?

Стихотворение. Главная мысль текста. Тема. Пословицы.

Научиться находить заглавие текста, называть автора произведения; выразительно читать произведения; отвечать на вопросы; работать с иллюстрациями. Научиться оценивать поведение героев.

Регулятивные - организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности. Формирование потребности в систематическом чтении.

Р. Сеф «Совет», В. Берестов « В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить».

Как правильно дружить? Чему учат произведения Р. Сеф, В. Берестова и В. Орлова?

Понятие о дружбе. Главная мысль. Суждения о дружбе, друзьях, поступках.

Научиться различать жанры литературных произведений. Научиться оценивать поведение героев.

Регулятивные - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности. Формирование потребности в систематическом чтении.

И.Пивоварова.» Вежливый ослик».А.Л.Барто  «Защитник»

Познакомить с произведениями Пивоваровой и А.Л. Барто.

Рассказ. Вежливые слова, этикет, ирония.

Научиться употреблять в речи вежливые слова, овладеть элементами речевого этикета, научатся понимать иронический смысл некоторых выражений.

Регулятивные - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

Коммуникативные - вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять ). 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

Я Аким « Моя родня». С Маршак «Хороший день».

Познакомить с произведениями Я.Акима, Маршака. Совершенствовать навыки чтения.

Главная мысль произведения, дружба, товарищи. родные

Научиться определять главную мысль произведения. Отвечать на вопросы по тексту.  Характеризовать особенности прослушанного произведения (жанр, описание поведения героев…»

Регулятивные - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные -  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об этом.

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»

Что особенного в произведениях о дружбе М. Пляцковского и Ю. Энтина?

Рассказ. Чтение по ролям. Стихотворение. Главная мысль текста.

Научиться читать осознанно текст художественного произведения «про себя». Научиться оценивать поступки  героев.

Регулятивные - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные - ориентироваться в учебниках (системе обозначений, структуре текста, рубрик ах, словаре, содержании).

Коммуникативные - вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 

Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

Чему учат произведения о дружбе? Какими бывают произведения о дружбе?

Тема и главная мысль текста. Жанры произведений. Пословицы.

Научиться приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. Научиться высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях.

Регулятивные - организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные - вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

О братьях наших меньших

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»

Откуда пошло выражение «братья наши меньшие»? Чему учат произведения «Трезор» и «Кто любит собак»?

Художественные и научно-популярные тексты. Характеристика героев. Пересказ.

Научится читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного. Научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку.

Регулятивные - формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные -  использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные -  ставить вопросы, обращаться за помощью.

Мотивация учебной деятельности.

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку»

Какова главная мысль произведений «Собака яростно лаяла» и «Купите собаку»?

Художественные и научно-популярные тексты. Характеристика героев.

Научиться читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного. Научиться делить текст на смысловые части; составлять план; пересказывать текст; работать с иллюстрациями.

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные -  использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).

 Коммуникативные -  ставить вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь.

Мотивация учебной деятельности.

И. Токмакова «Купите собаку» С Михалков «Важный совет»

Чему могут научить произведения И Токмаковой и С. Михалкова?

Характер героев, научно-познавательный и художественный тексты, энциклопедия.

Научиться отличать научно-познавательный текст от художественного, видеть главную мысль произведения

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные -  использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные -  ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Социальная компетентность, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности.

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»

Какова главная мысль стихотворений «Цап Царапыч» и «Кошка»?

Стихотворения. Интонация. Главная мысль.

Научиться отвечать на вопросы; определять названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Научиться анализировать тон, настроение произведения.

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные -  осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»

Чему могут научить произведения «Лягушата», «Никого не обижай», «Важный совет»?

Стихотворения. Интонация. Главная мысль. Сравнение произведений.

Научиться находить заглавие текста, называть автора произведений. Узнать,  что такое звукоподражание.

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные -  использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные -  ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность.

Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и Еж», С. Аксаков «Гнездо».

Чему учат произведения «Храбрый еж», «Лисица и Еж», «Гнездо»? Чем похожи и чем различаются эти произведения?

Жанры произведений. Главная мысль. Сравнение произведений. Характеристика героев.

Научиться находить заглавие текста, называть автора произведений.

Научиться делить текст на части; составлять план; пересказывать по рисункам.

Регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные -  ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и познавательных задач.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Мотивация учебной деятельности.

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

Чему учат произведения о животных? Какими бывают произведения о животных? Кто их автор?

Автор произведения. Жанры произведений. Характеристика героев. Сравнение произведений.

Научиться приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. Научиться высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях.

Регулятивные - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

Познавательные  -  ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные -  Вести устный диалог.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир. Формирование потребности в систематическом чтении.

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Климанова

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Климанова...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс Климанова УМК Перспектива

программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Рабочая программа по литературному чтению Л.Ф.Климанова 1-й класс

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской ппрограммы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебног...

Рабочая программа по "Литературному чтению" к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Рабочая программа по "Литературному чтению" к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Климанова

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Климанова по ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Климанова на 3 часа в неделю

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Климанова на 3 часа в неделю...