Слова с непроизносимыми согласными.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Знакомство с непроизносимыми согласными. Работа в группах, интерактивные задания делают урок интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 классе
Тема: Слова с непроизносимыми согласными. (1 урок по теме)
Цели:
- создать условия для наблюдения над словами с непроизносимыми согласными и для выявления способа проверки этих слов;
- учить видеть данную орфограмму в словах;
- формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять цель, планировать, контролировать свою деятельность;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
- Орг. момент
Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Правила работы в группе.
Сегодня мы работаем по группам. Повторим правила работы в группе.
- Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
- говорить спокойно и ясно;
- говорить только по делу;
- не говорить всем сразу;
- умей слушать других;
- возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»
Как вы понимаете эти слова?
Как вы думаете, сегодня мы откроем одну из тайн русского языка?
- Предъявление первого факта
На доске слова:
Вестник
Весть
Известие
Известный
Что заметили? (однокоренные слова)
Докажите. (Корень - вест-; во всех словах общий смысл «весть».)
Как вы понимаете смысл этих слов? (Весть, известие – сообщение о чём-либо;
известный – о ком все знают; вестник – тот, кто приносит весть.)
Прочитайте эти слова орфографически (т.е. так, как они пишутся)
На доске выходит транскрипция:
[в' э с' н' и к]
[в'э с' т']
[и з в' э с т' и й' э]
[и з в' э с н ы й']
А теперь прочитайте эти слова орфоэпически (т.е. как мы произносим)
Что вас удивило? Что вы заметили?
Какой у вас возникает вопрос? (Почему в некоторых словах звук [т] не слышится)
- Как бы вы назвали такие согласные, которые не произносятся?
5. Постановка темы урока.
Какова тема нашего урока? (Слова с непроизносимыми согласными)
А если согласный звук не произносится, может его и писать не надо? Почему?
В какой части слова согласный звук не слышится?
Что мы знаем о написании корней? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково).
Послушайте отрывок из передачи «Радионяня», что было бы если бы непроизносимый согласный вообще убрали из слова. (2.52)
Давайте понаблюдаем, какие согласные могут не произноситься и в каких сочетаниях.
Интерактивное задание «Кирилл и Мефодий» урок 3, задание 12 (вывесить на доске)
Откройте учебник на стр. 115 и прочитайте правило.
В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, лнц, вств, нтск, ндск и др. Называются они стечения согласных.
Вернемся к нашим словам:
Вестник
Весть
Известие
Известный
Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.)
Какое стечение согласных вы заметили? (стн)
Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
Подумайте, как можно разделить эти слова на 2 группы (обсудите в группе свой ответ - 1 мин)
Вестник Весть
Известный Известие
Какие слова будут проверочными для остальных? Докажите
6. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем доказывать: писать согласный или не писать?
Мы сможем вывести алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными?
Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы:
- после проверяемого согласного стоял гласный.
- согласный слышался отчётливо. (пишу на доске)
Прочитайте правило на стр.116. Соответствует наш способ проверки с правилом предложенным автором учебника?
- Включение нового знания в систему знаний.
Проверим, подходит ли этот способ проверки в написании слов.
Работа в группах (пишут в тетрадях)
Возьмите карточку№1, запишите слова в 2 столбика – слово с непроизносимым согласным и проверочное, объясните свой выбор.
Солнце, сердце, грусть, счастливый, солнышко, хвастливый, сердечко, грустный, счастье, хвастун
Проверка по документ – камере с комментированием.
Способ проверки, который мы вывели, подошел для всех слов?
Ребята, как вы считаете, мы усвоили это правило, научились его применять?
Тогда я предлагаю вам следующее задание, возьмите карточку №2 и запишите правильно слова (на листах А3) раскрывая скобки с транскрипцией
Радо[сн]ый, ме[сн]ость, преле[сн]ый, чуде[сн]ый, че[сн]ый, капу[сн]ый, ле[сн]ица.
Возникли ли у вас вопросы? Есть слова, которые проверить нельзя. Их написание нужно запомнить или проверить по словарю.
От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет, например: вкусный, опасный, ужасный и др.
На слайде вставить пропущенные сочетания согласных
Вку……ый, яро……ый, прекра……ый,
преле……ый, чуде……ый, интере……ый,
съе……ой, опа……ый, че……ый,
окре…..ость, уча……ник.
- Творческое задание.
Попробуйте придумать сказку с словами с непроизносимыми согласными на тему: «Почему так грустно жилось букве т в слове радостный?»
(заготовка книжки)
Афиширование результатов.
- Итог урока
Над какой темой работали?
Какую учебную задачу ставили?
Удалось ее решить?
Где нам могут пригодиться полученные знания?
Получилось ли у нас работать в группах?
Почему? Что положительного? Что отрицательного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Урок русского языка по теме " Слова с непроизносимыми согласными и слова , в которых непроизносимых согласных нет".
Урок в 3 классе УМК " Школа России"...
Презентация к уроку " Слова с непроизносимыми согласными и слова, в которых непроизносимых согласных нет".
Презентация к уроку....
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...
Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...