Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Ивершина Татьяна Михайловна

Урок разработан для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" по теме: "Слова-антонимы". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока во 2 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Ивершина Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов,

2 категория,

МБОУ “Лешуконская СОШ”

УМК: Виноградова Н. Ф.

Тема урока: Слова - антонимы

Тип урока: открытие нового знания

Реализуемая программа: составлена на основании программы для общеобразовательных школ. Русский язык, 1- 4 классы. Москва “Вентана – Граф”, 2013. Составители: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова.

Цель урока: знакомство со словами-антонимами.  

Задачи урока:        

  1. Образовательные:
  • наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
  • ввести термин “антонимы”;
  • находить слова-антонимы в тексте;
  1. Развивающие:
  • осуществление системно - деятельностного подхода;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

              - развитие умений анализировать, обобщать;

              - развитие умения применять новые знания;

              - развитие речевых способностей учащихся;

              - развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

              - развитие умений самооценки на основе критериев успешности;

              - развитие умения формулировать проблему и тип урока;

              - развитие умения формулировать тему и цели урока;

              - развитие умения сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность;

              - развитие умения обобщать полученные знания;

              - развитие умений осуществлять итоговый контроль деятельности;

              - развитие умения парной и групповой работы.

  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса к предмету “Русский язык”;
  • воспитание уважительного отношения и помощи к окружающим;
  • развитие коммуникативных УУД:

              -  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения к сотрудничеству;

              -  развитие умения слушать и понимать других;

              -  развитие умения проявлять активность в коллективной деятельности;

              -  взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах и группах; воспитание познавательной активности.
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать и обобщать факты; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником и раздаточным материалом; овладение понятием “слова – антонимы”, умение применять полученные знания при нахождении их в тексте.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Оборудование и средства обучения: - компьютер;

                                                                 - мультимедийный проектор;

                                                                 - интерактивная доска;

                                                                 - документ – камера;

                                                                 - диск: Русский язык [Электронное учебное пособие] для работы с использованием

                                                                   интерактивной доски;

                                                                 - карточки с заданиями;

                                                                 - учебник.

Структура урока: 1) Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

                                  2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

а) Минутка чистописания.

б) Словарная работа.

                                  3) Постановка учебной задачи.

                                  4) Построение проекта выхода из затруднения.

                                  5) Первичное закрепление.

                                  6) Физкультминутка

                                  7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

                                  8) Включение в систему знаний и повторение.

                                  9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

                                10) Рефлексия деятельности (оценка и самооценка).

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно- деятельностного подхода, формируемые УУД

Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.

- Громко прозвенел звонок,

  Начинается урок.

- Тихо девочки за парту сели.

  Тихо мальчики за парту сели.

  На меня все посмотрели.

- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разно-плановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение:

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу.

Сигнальным значком показывают своё настроение.

 

Развитие умения к самоопределению.

Развитие умения совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Минутка чистописания.

 - Давайте разомнём наши пальчики. Поставили свои ручки на локоток.

Физминутка:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже “здравствуй” говорю

Я соседской курице.

 - Откройте тетради, подпишите число и вид работы.

 - А сейчас немного потренируемся в написании элементов в широкую линейку.

 - На сколько частей надо мысленно разделить рабочую строку?

- Сколько частей составляет заглавная буква?

 - Сколько частей составляет строчная буква?

 - Какие элементы необходимо прописать?

 - Пропишите данные элементы до конца строки.

2. Словарная работа.

 - А сейчас  вспомним словарные слова. Возьмите белую карточку. Прочитайте задание.

 - Итак, нам необходимо разгадать кроссворд: читаем задание под каждой цифрой, отгадываем, записываем слова в строчку и называем орфограмму, которую необходимо запомнить.

 - Молодцы, хорошо знаете словарные слова.

Проговаривают стихотворение, разминка рук.

Открывают тетради, подписывают число и вид работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Тренируются в написании элементов в широкую линейку.

Находят карточку, читают задание.

Отгадывают слова, записывают их в кроссворд, называют орфограммы.  

Развитие умения анализировать, обобщать.

Развитие умения формулировать свою точку зрения.

Развитие умения слушать и понимать других.

Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Постановка учебной задачи.

- Ребята, а у нас ещё какая-то цифра стоит. Что же там такое записано?

 - Вы догадались, что мы будем сегодня изучать? Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 - Какую цель поставим?

 - Для достижения цели давайте воспользуемся  вопросами, как планом:

  1. На какие вопросы отвечают слова-антонимы?
  2. Какое значение имеют антонимы?
  3. Для чего нужны антонимы?

- Чему будет посвящён наш урок?

Читают слово, которое получилось по вертикали.

Формулируют тему и цель урока.

Совместно с учителем составляют план для достижения цели урока.

Определять тип урока.

Развитие умения формулировать проблему.

Развитие умения формулировать тему и цель урока.

Развитие умения формулировать тип урока.

Развитие умения слушать и понимать других.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Работаем в парах (розовая карточка). Составьте пары слов.

 - Давайте проверим, что у вас получилось. Зачитайте пары слов.

 - На какие вопросы отвечают слова в каждой паре?

- Какое значение имеют слова в каждой паре?

 - Итак, ребята, уже можно подвести первые итоги. Что такое антонимы?

 - Давайте проверим: правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебники на стр. 62 и прочитайте правило.

 - От каких слов произошло слово “антоним”?

 - Молодцы, ребята! Продолжаем.

Находят карточку, читают задание, составляют пары слов.

Проверяют выполненное задание под руководством учителя.

Подставляют вопросы к словам в каждой паре.

Называют значение слов в каждой паре.

Отвечают на вопрос учителя.

Открывают учебники, находят правило и зачитывают его.

Отвечают на вопрос учителя, пользуясь в учебнике рубрикой “Из истории языка”.

Взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.

Развитие умений анализировать и обобщать.

Развитие умения формулировать определение понятия.

Развитие умения слушать и понимать других.

Первичное закрепление.

- Работаем в группах (голубая карточка).  Прочитайте внимательно задание, выберите ответственного и приступайте к работе.

 

 - Давайте проверим, что у вас получилось. Ваши ответы я оформляю на интерактивной доске.

 - Молодцы!

Находят карточку, выбирают ответственного, читают задание, выполняют.

Ответственный из каждой группы зачитывает задание с карточки, называет ответы, проверяют выполнение своего задания с помощью интерактивной доски.

Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Развитие умения применять новые знания.

Развитие умения формулировать и  доказывать свою точку зрения.

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнём. Ручки поставили на локоток. Повторяем за мной.

Мы писали, мы писали.

На вопросы отвечали,

А сейчас мы отдохнём,

Сладко, сладко все уснём.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют упражнения, проговаривая стихотворение.

Развитие умения проявлять активность в коллективной деятельности.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас пришло время поработать самостоятельно.

 - Из трёх цветных карточек предлагаю вам выбрать одну и выполнить на ней задание.

* красная карточка- задание на “5”(сложный уровень);

* зелёная карточка-задание на “4” (средний уровень);

* жёлтая карточка-задание на “3” (лёгкий уровень).

 - Проверяем. Встаньте те, кто выполнил свою карточку без ошибок. Молодцы!

 - Ну, а те, кто допустили ошибки, ещё немного поработают и тогда у них тоже всё будет хорошо.

Оценивают свои силы и выбирают карточку нужного цвета.

Проверяют свою работу по эталону на интерактивной доске (используется документ-камера).

 

Развитие умения применять новые знания.

Развитие умения сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность.  

Включение в систему знаний и повторение.

- А в завершении давайте выполним ещё одно задание. Задание на бежевой карточке. Прочитайте текст. Измените текст, заменяя подчёркнутые слова антонимами.

        

 - Прочитайте получившийся рассказ.

 - Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?

 - Что мы можем сказать, отвечая на третий вопрос?

Находят карточку, читают задание и текст. Подчёркнутые слова заменяют антонимами.

Читают получившийся рассказ.

Отвечают на вопрос учителя.

Читают третий вопрос плана и отвечают на него.

Развитие умения применять новые знания.

Развитие умения работать самостоятельно.

Развитие умения слушать и понимать других.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Дома вам необходимо выполнить упр.4 на стр. 63, откройте учебники.

- Надо прочитать текст, найти выделенные слова и заменить их антонимами, затем записать в тетрадь исправленный текст.

- Всем понятно, как надо выполнять упражнение?

  Открываем дневники и записываем домашнее

   задание.

Открывают учебники.

Внимательно слушают учителя.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Развитие умения слушать и понимать других.

Рефлексия деятельности (оценка и самооценка).

- Наш урок подходит к завершению, поэтому пора подвести итоги.

- Вспомните, какую цель ставили в начале урока?

- Достигли ли цели?

- Итак, ребята, расскажите мне и нашим гостям, что вы узнали об этих интересных словах.

- Дополните одно из предложений …

- А сейчас оцените свою деятельность на уроке, используя цветные кружки. Покажите:

  *зелёный кружок, если вам всё было понятно и

                                 вы задания выполняли без

                                ошибок;

* жёлтый кружок, если вы немного не поняли и

                                 при выполнении заданий

                                допустили небольшие ошибки;

* красный кружок, если вам было ничего не

                                 понятно и вы не смогли

                                выполнить задания.

- Закончен урок, и выполнен план.

  Спасибо, ребята, огромное вам.

  За то, что упорно и дружно трудились,

  Что на уроке вы не ленились!

- Отдыхайте.

Вспоминают и называют цель урока.

Отвечают на вопрос учителя.

Формулирую правило, опираясь на план на доске.

Проводят рефлексию своей деятельности на уроке.

Оценивают свою деятельность.

Слушают учителя и готовятся к концу урока.

Развитие умения слушать и понимать других.

Развитие умения обобщать полученные знания.

Развитие умений самооценки на основе критериев успешности.

Развитие умений осуществлять итоговый контроль деятельности.

Литература.

  1. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; [под ред. С.В.Иванова]. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).

  1. Русский язык [Электронное учебное издание]: 2 класс: электронный образовательный ресурс для работы в классе. – М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013. – 1 опт. Компакт-диск (CD-ROM).

  1. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя / Авт.-сост. Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева. – М.: Дрофа, 1999. – 320 с. – (Большая библиотека “Дрофы”).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....