Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок разработан для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" по теме: "Слова-антонимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.zip | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока во 2 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Ивершина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов,
2 категория,
МБОУ “Лешуконская СОШ”
УМК: Виноградова Н. Ф.
Тема урока: Слова - антонимы
Тип урока: открытие нового знания
Реализуемая программа: составлена на основании программы для общеобразовательных школ. Русский язык, 1- 4 классы. Москва “Вентана – Граф”, 2013. Составители: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова.
Цель урока: знакомство со словами-антонимами.
Задачи урока:
- Образовательные:
- наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
- ввести термин “антонимы”;
- находить слова-антонимы в тексте;
- Развивающие:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умений анализировать, обобщать;
- развитие умения применять новые знания;
- развитие речевых способностей учащихся;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умений самооценки на основе критериев успешности;
- развитие умения формулировать проблему и тип урока;
- развитие умения формулировать тему и цели урока;
- развитие умения сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность;
- развитие умения обобщать полученные знания;
- развитие умений осуществлять итоговый контроль деятельности;
- развитие умения парной и групповой работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету “Русский язык”;
- воспитание уважительного отношения и помощи к окружающим;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения к сотрудничеству;
- развитие умения слушать и понимать других;
- развитие умения проявлять активность в коллективной деятельности;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах и группах; воспитание познавательной активности.
- Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать и обобщать факты; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
- Предметные: развитие умений работать с учебником и раздаточным материалом; овладение понятием “слова – антонимы”, умение применять полученные знания при нахождении их в тексте.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Оборудование и средства обучения: - компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- документ – камера;
- диск: Русский язык [Электронное учебное пособие] для работы с использованием
интерактивной доски;
- карточки с заданиями;
- учебник.
Структура урока: 1) Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
а) Минутка чистописания.
б) Словарная работа.
3) Постановка учебной задачи.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Первичное закрепление.
6) Физкультминутка
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10) Рефлексия деятельности (оценка и самооценка).
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно- деятельностного подхода, формируемые УУД |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. - Громко прозвенел звонок, Начинается урок. - Тихо девочки за парту сели. Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. - Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разно-плановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение: - Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Сигнальным значком показывают своё настроение.
| Развитие умения к самоопределению. Развитие умения совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1. Минутка чистописания. - Давайте разомнём наши пальчики. Поставили свои ручки на локоток. Физминутка: Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже “здравствуй” говорю Я соседской курице. - Откройте тетради, подпишите число и вид работы. - А сейчас немного потренируемся в написании элементов в широкую линейку. - На сколько частей надо мысленно разделить рабочую строку? - Сколько частей составляет заглавная буква? - Сколько частей составляет строчная буква? - Какие элементы необходимо прописать? - Пропишите данные элементы до конца строки. 2. Словарная работа. - А сейчас вспомним словарные слова. Возьмите белую карточку. Прочитайте задание. - Итак, нам необходимо разгадать кроссворд: читаем задание под каждой цифрой, отгадываем, записываем слова в строчку и называем орфограмму, которую необходимо запомнить. - Молодцы, хорошо знаете словарные слова. | Проговаривают стихотворение, разминка рук. Открывают тетради, подписывают число и вид работы. Отвечают на вопросы учителя. Тренируются в написании элементов в широкую линейку. Находят карточку, читают задание. Отгадывают слова, записывают их в кроссворд, называют орфограммы. | Развитие умения анализировать, обобщать. Развитие умения формулировать свою точку зрения. Развитие умения слушать и понимать других. Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт. |
Постановка учебной задачи. | - Ребята, а у нас ещё какая-то цифра стоит. Что же там такое записано? - Вы догадались, что мы будем сегодня изучать? Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель поставим? - Для достижения цели давайте воспользуемся вопросами, как планом:
- Чему будет посвящён наш урок? | Читают слово, которое получилось по вертикали. Формулируют тему и цель урока. Совместно с учителем составляют план для достижения цели урока. Определять тип урока. | Развитие умения формулировать проблему. Развитие умения формулировать тему и цель урока. Развитие умения формулировать тип урока. Развитие умения слушать и понимать других. |
Построение проекта выхода из затруднения. | - Работаем в парах (розовая карточка). Составьте пары слов. - Давайте проверим, что у вас получилось. Зачитайте пары слов. - На какие вопросы отвечают слова в каждой паре? - Какое значение имеют слова в каждой паре? - Итак, ребята, уже можно подвести первые итоги. Что такое антонимы? - Давайте проверим: правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебники на стр. 62 и прочитайте правило. - От каких слов произошло слово “антоним”? - Молодцы, ребята! Продолжаем. | Находят карточку, читают задание, составляют пары слов. Проверяют выполненное задание под руководством учителя. Подставляют вопросы к словам в каждой паре. Называют значение слов в каждой паре. Отвечают на вопрос учителя. Открывают учебники, находят правило и зачитывают его. Отвечают на вопрос учителя, пользуясь в учебнике рубрикой “Из истории языка”. | Взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения. Развитие умений анализировать и обобщать. Развитие умения формулировать определение понятия. Развитие умения слушать и понимать других. |
Первичное закрепление. | - Работаем в группах (голубая карточка). Прочитайте внимательно задание, выберите ответственного и приступайте к работе.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Ваши ответы я оформляю на интерактивной доске. - Молодцы! | Находят карточку, выбирают ответственного, читают задание, выполняют. Ответственный из каждой группы зачитывает задание с карточки, называет ответы, проверяют выполнение своего задания с помощью интерактивной доски. | Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу. Развитие умения применять новые знания. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения. |
Физкультминутка | - Давайте немного отдохнём. Ручки поставили на локоток. Повторяем за мной. Мы писали, мы писали. На вопросы отвечали, А сейчас мы отдохнём, Сладко, сладко все уснём. А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют упражнения, проговаривая стихотворение. | Развитие умения проявлять активность в коллективной деятельности. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - А сейчас пришло время поработать самостоятельно. - Из трёх цветных карточек предлагаю вам выбрать одну и выполнить на ней задание. * красная карточка- задание на “5”(сложный уровень); * зелёная карточка-задание на “4” (средний уровень); * жёлтая карточка-задание на “3” (лёгкий уровень). - Проверяем. Встаньте те, кто выполнил свою карточку без ошибок. Молодцы! - Ну, а те, кто допустили ошибки, ещё немного поработают и тогда у них тоже всё будет хорошо. | Оценивают свои силы и выбирают карточку нужного цвета. Проверяют свою работу по эталону на интерактивной доске (используется документ-камера).
| Развитие умения применять новые знания. Развитие умения сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность. |
Включение в систему знаний и повторение. | - А в завершении давайте выполним ещё одно задание. Задание на бежевой карточке. Прочитайте текст. Измените текст, заменяя подчёркнутые слова антонимами.
- Прочитайте получившийся рассказ. - Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится? - Что мы можем сказать, отвечая на третий вопрос? | Находят карточку, читают задание и текст. Подчёркнутые слова заменяют антонимами. Читают получившийся рассказ. Отвечают на вопрос учителя. Читают третий вопрос плана и отвечают на него. | Развитие умения применять новые знания. Развитие умения работать самостоятельно. Развитие умения слушать и понимать других. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | - Дома вам необходимо выполнить упр.4 на стр. 63, откройте учебники. - Надо прочитать текст, найти выделенные слова и заменить их антонимами, затем записать в тетрадь исправленный текст. - Всем понятно, как надо выполнять упражнение? Открываем дневники и записываем домашнее задание. | Открывают учебники. Внимательно слушают учителя. Открывают дневники и записывают домашнее задание. | Развитие умения слушать и понимать других. |
Рефлексия деятельности (оценка и самооценка). | - Наш урок подходит к завершению, поэтому пора подвести итоги. - Вспомните, какую цель ставили в начале урока? - Достигли ли цели? - Итак, ребята, расскажите мне и нашим гостям, что вы узнали об этих интересных словах. - Дополните одно из предложений … - А сейчас оцените свою деятельность на уроке, используя цветные кружки. Покажите: *зелёный кружок, если вам всё было понятно и вы задания выполняли без ошибок; * жёлтый кружок, если вы немного не поняли и при выполнении заданий допустили небольшие ошибки; * красный кружок, если вам было ничего не понятно и вы не смогли выполнить задания. - Закончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились! - Отдыхайте. | Вспоминают и называют цель урока. Отвечают на вопрос учителя. Формулирую правило, опираясь на план на доске. Проводят рефлексию своей деятельности на уроке. Оценивают свою деятельность. Слушают учителя и готовятся к концу урока. | Развитие умения слушать и понимать других. Развитие умения обобщать полученные знания. Развитие умений самооценки на основе критериев успешности. Развитие умений осуществлять итоговый контроль деятельности. |
Литература.
- Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; [под ред. С.В.Иванова]. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
- Русский язык [Электронное учебное издание]: 2 класс: электронный образовательный ресурс для работы в классе. – М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013. – 1 опт. Компакт-диск (CD-ROM).
- Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя / Авт.-сост. Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева. – М.: Дрофа, 1999. – 320 с. – (Большая библиотека “Дрофы”).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"
Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"
Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...
Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....
методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"
В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....