программа по русскому 3 класс "Планета Знаний"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
программа по русскому 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russskomu3_klass_4_chasa_umk_planeta_znaniy.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА ЕКАТЕРИНОВКА ДОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на заседании МО учителей
начальных классов МБОУ ООШ
с. Екатериновка
Руководитель МО ___________ Попова В.С.
Протокол №__ от «__» ______ 2014 года
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №___ от «___» 2014 года
«УТВЕРЖДАЮ» -
Директор МБОУ ООШ
с. Екатериновка__________ Л.М. Попова
Приказ № ___ от «___» _____ 2014 года
Рабочая программа
учебного курса
«Русский язык»
( Составила В.С. ПОПОВА )
3 класс
(Рабочая программа составлена на основе программ общеобразовательных учреждений Федерального компонента государственного образовательного стандарта
начального общего образования)
С. ЕКАТЕРИНОВКА
2014 ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Учебный план МБОУ ООШ села Екатериновка на 2014/2015 учебный год.
- в соответствии с авторской программой курса «Русский язык» (Составитель: Л.Я. Желтовская, 2011г ), требований к уровню подготовки обучающегося 3-го класса и в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 34 учебные недели; по 4 часа в неделю; 136 часов за год.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Содержание программы
Русский язык
3 класс (136 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (40ч) Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений (14 ч)
Речь (4 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения) (26 ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (96ч)
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика) (14ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) (20 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное (5 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное (5 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол (5 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис (22ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение (12 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация (34 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
- Названия и основные признаки: основных средств языка: слово, предложение, текст
- Значимых частей слов: корень, суффикс, приставка, окончание
- Частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог
- Членов предложения главные и второстепенные
- Правила написания слов: правописание б/г, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных, не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в приставках
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
- Производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов
- Различать части речи, осмысливать их роль в предложении
- Устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении
- Производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения
- Грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты 60-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
- внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
- внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
- чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
- осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
- руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
- следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
- владеть общим способом проверки орфограмм;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, группе;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения программного материала:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
- осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
- говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
- выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
- произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);
- использовать и правильно строить высказывания этикетного характера..
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
- Учебник: Русский язык Л.Я. Желтовская, М.: АСТ Астрель,2013г.
- Программа: Программы общеобразовательных учреждений начальная школа УМК «Планета Знаний»
- Недельное количество часов: 4ч
- Общее количество часов в год: 136 ч
№ | Дата | Тема | Фактически |
1 четверть (36ч) | |||
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (19 ч) | |||
Речь устная и письменная (4 ч) | |||
1 | Использование речи при общении С. 6-7, № 1-6 | ||
2 | Использование речи при общении С. 8-9, № 7-14 | ||
3 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи) С. 10-11, № 15-22 | ||
4 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи) С. 12-13, № 23-28 | ||
Правила записи слов (4ч) | |||
5 (1) | Основные типы записи слов С. 14-15, № 29-33 | ||
6 (2) | Орфограммы в корне С. 16-17, № 34-41 | ||
7 (3) | Употребление ь С. 18-19, № 42-47 | ||
8 (4) | Большая буква в именах собственных С. 20-21, № 48-54 | ||
Слово: его значение, значимые части (3 ч) | |||
9 (1) | Лексическое значение слова С. 22-23, № 55-60 | ||
10 (2) | Значимые части слов С. 24-25, № 61-68 | ||
11 (3) | Лексическое и общее значение слов С. 26-27, № 69-74 | ||
Слово в предложении (2 ч) | |||
12 (1) | Слово в предложении и тексте С. 28-29, № 75-81 | ||
13 (2) | Слово в предложении и тексте С. 30-31, № 82-87 | ||
Работы проверочного и творческого характера (6 ч) | |||
14 (1) | 20.09 | Упражнения в употреблении ь знака. С. 32-33 № 1-5 | |
15 (2) | Контрольное списывание по теме «Орфограммы корня» С. 34, № 1 | ||
16 (3) | Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости. С. 34-35, № 2-4 | ||
17 (4) | Подготовленный диктант «Гроза» С. 33, № 6 | ||
18 (5) | Изложение «Щука» С. 33, № 7 | ||
19 (6) | Контрольный диктант по теме «Общаемся устно и письменно» | ||
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (27ч) | |||
Слово, предложение, текст (1 ч) (общее представление) | |||
20 (1) | Вводный урок С. 40—41, № 1—6 | ||
Слово и словосочетание (10ч) | |||
21 (1) | Слово и словосочетание С. 42—43, № 7—12 | ||
22 (2) | Связь частей речи в словосочетании С. 44—45, № 13—17 | ||
23 (3) | Части речи С. 46-47, № 18-24 | ||
24 (4) | Род имен существительных С. 48-49, № 25-31 | ||
25 (5) | Род имён существительных С. 50-51, № 32-38 | ||
26 (6) | Употребление ь после шипящих на конце имен существительных женского рода С. 52-53, № 39-46 | ||
27 (7) | Употребление ь после шипящих на конце имен существительных женского рода С. 54-55, № 47-54 | ||
28 (8) | Изменение имён прилагательных по родам С. 56—57, № 55-60 |
| |
29 (9) | Связь частей речи в словосочетании С. 58-59, № 61-67 | ||
30 (10) | Устойчивые сочетания слов с. 60-61, № 68-73 | ||
Виды предложений по цели высказывания (3 ч) | |||
31 (1) | Вопросительные и повествовательные предложения С. 62—65, № 74—83 | ||
32 (2) | Употребление отрицательной частицы НЕ С. 66-67, № 84-89 | ||
33 (3) | Побудительные предложения.с.68-69 | ||
Восклицательные предложения как выразители чувств (1 ч) | |||
34 (1) | Восклицательные предложения С. 70-71, № 97-102 | ||
Знаки препинания в конце предложений (2 ч) | |||
35 (1) | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) С. 72-73, № 103-109 | ||
36 (2) | Знаки препинания в конце предложений С. 74-75, № 110-116 | ||
2-я четверть (28ч) Текст как основное языковое средство выражения объёмных высказываний (4 ч) | |||
1 | Текст С. 76-77, № 117-121 | ||
2 | Контрольный диктант по теме « Проводники наших мыслей и чувств» | ||
3 | Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. С. 78-79, № 122-127 | ||
4 | Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. С. 80-81, № 128-133 | ||
Разные типы текстов (обобщение) (6 ч) | |||
5 (1.) | Упражнения в определении орфограмм в словах. С. 82-83, № 1-4, 6-7 | ||
6 (2) | Школа Грамотея С. 84, № 1-3 | ||
7 (3) | Подготовленный диктант «Как зимуют рыбы?» С.83 №5,С. 85, № 4-6 | ||
8 (4). | Разные типы текстов (повторение) С. 86-87, № 1,3-6 | ||
9 (5) | Упражнения в морфологическом, морфемном разборах. | ||
10 (6) | Контрольное списывание. | ||
О ГЛАВНОМ (23 ч) (главные части в средствах языка) | |||
11 (1) | Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте) С. 90-91, № 1—6 | ||
12 (2) | Роль корня как смыслового ядра слова С. 92-93,№ 7-13 | ||
13 (3) | Правописание корня С. 94, № 14-16 | ||
14 (4) | Закрепление правописания корня С. 95, № 17-20 | ||
15 (5) | Упражнения в правописании корня С.96, № 21-24 | ||
16 (6) | Орфограммы корня С. 97, № 25-28 | ||
17 (7) | Если в корне две безударные гласные С. 98-99, № 29-34 | ||
18 (8) | Слова с двумя безударными гласными в корне. С. 100—101, № 35—40 | ||
19 (9) | Проверка безударных гласных… С.102-103, № 41-47 | ||
20 (10) | Изложение (по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки») С. 104, № 48-51 | ||
21 (11) | Правописание гласных в корне С. 105, № 52-55 | ||
22 (12) | Главное слово в словосочетании С. 106, № 56-58 | ||
23 (13) | Главное слово в словосочетании С. 107, № 59-62 | ||
24 (14) | Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое С. 108- 109, № 63-67 | ||
25 (15) | Подлежащее – имя существительное С. 110-111, № 68-73 | ||
26 (16) | Сказуемое – глагол С. 112-113, № 74-79 | ||
27 (17) | Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое С. 114-115, № 80-56 | ||
28 (18) | Главная (основная мысль текста) С. 116-117, № 87-92 | ||
3 четверть (40ч) | |||
1 (19) | Закрепление знаний о главной (основной мысли текста) С. 118-119, № 94-98 | ||
2 (20) | Способы выражения основной мысли С. 120-121, № 99-101 | ||
3 (21) | План текста С. 122-123, № 102-109 с.126№1-4 | ||
4 (22) | Контрольный диктант по теме «О главном» С. 124, № 3 | ||
5 (23) | Изложение «Русь» С. 125, № 4-6 | ||
О ГЛАВНОМ (продолжение) (19ч) | |||
Вводное повторение (1ч) | |||
6 (1) | Главные структурные части слова С. 6—7, № 1—7 | ||
Главные члены предложения (12ч) | |||
7 (1) | «Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения С. 8-9, № 8-12 | ||
8 (2) | Подлежащее. Употребление личных местоимений. С. 10-11, № 13-18 | ||
9 (3) | Значение лица и числа местоимений С. 12-13, № 19-24 | ||
10 (4) | Значение рода местоимений С. 14-15, № 25-29 | ||
11 (5) | Сказуемое. Употребление форм времени С. 16—17, № 31-35 | ||
12 (6) | Сказуемое. Употребление форм времени С. 18-19, № 36-41 | ||
13 (7) | Сказуемое, выраженное глаголом в форме времени С. 20-21, № 42-46 | ||
14 (8) | Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени С. 22-23 № 47-41 | ||
15 (9) | Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени С. 24—25, табл., № 52—56 | ||
16 (10) | Сложная и простая форма глаголов будущего времени С. 26-27, № 57-61 | ||
17 (11) | Сказуемое (обобщение) С. 28—29, № 62—67 | ||
18 (12) | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения . с.30-33 | ||
Повторение и усвоение раздела «О главном…» (6 ч) | |||
19 (1) | Тренинговые задания С.34, № 1-4 | ||
20 (2) | Запись текста под диктовку «Вечер» С. 35, № 5, с.36№1-3 | ||
21 (3) | 08.02.13 | Проверочный диктант по теме «Главные члены предложения» с.37№4-6 | |
22 (4) | Главная мысль в тексте (углубление, повторение) С. 38, №1-3 | ||
23 (5) | Творческая работа. Описание процесса изготовления кормушки для птиц с.39№ Анализ творческих работ | ||
24 (6) | |||
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ… (33 ч) | |||
Роль приставок и суффиксов в словах (4 ч) | |||
25 (1) | Состав слова с позиции его значимых частей С. 42—43, № 1—5 | ||
26 (2) | Роль приставокв словах С. 44-45, № 6-10 | ||
27 (3) | Роль суффиксов в словах С. 46, № 11-13 | ||
28 (4) | Роль приставок и суффиксов в словах С. 47, № 14-16 | ||
Употребление и правописание слов с приставками (12 ч) | |||
29 (1) | Слитное написание приставок. С. 48-49, № 17-21 | ||
30 (2) | Приставки и предлоги С. 50-51, № 22-25 | ||
31 (3) | Наблюдение над значениями приставок С. 52—53, № 26—30 | ||
32 (4) | Правописание гласных в приставках С. 54—55, № 31-34 | ||
33 (5) | Правописание гласных в приставках С. 56—57, № 35-39 | ||
34 (6) | Закрепление правописания согласных в приставках С. 58-59, № 40-46 | ||
35 (7) | Закрепление правописания гласных и согласных в приставках С. 60-61, № 47-52 | ||
36 (8) | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок С. 62—63, № 53-58 | ||
37 (9) | Закрепление употребления разделительного твёрдого знака после приставок С. 64—65, № 59-65 | ||
38 (10) | Употребление и написание слов с приставками (закрепление) С. 66-67, № 66-71 | ||
39 (11) | Употребление и написание слов с приставками (закрепление) С. 68-69, № 72-75 | ||
40 (12) | Обучение написанию текста объявления С. 69, № 76 | ||
4-я четверть (32 ч) Употребление слов с суффиксами (3 ч) | |||
1 | Употребление слов с суффиксами С. 70-73, № 77-89 | ||
2 | Изложение | ||
3 | Употребление слов с суффиксами С. 74-75, № 90-95 | ||
Назначение зависимого слова в словосочетании (4 ч) | |||
4 (1) | Синтаксический анализ словосочетания С. 76—77, № 96-101 | ||
5 (2) | Контрольный диктант по теме «Суффиксы и приставки» | ||
6 (3) | Падежные формы имён существительных С.78-79, № 102-106 | ||
7 | Падежные формы имён прилагательных С. 80-81, № 107-114 | ||
Назначение зависимого слова в словосочетании (продолжение) (3ч) | |||
8 (1) | Падежные формы разных частей речи С. 85, № 120-122 | ||
9 (2) | Падежные формы местоимений С. 86-87, № 123-127 | ||
10 (3) | Правописание местоимений с предлогами С. 88-89, № 128-133 | ||
Второстепенные члены предложения (7 ч) | |||
11 (1) | Понятие о предложениях с второстепенными членами С. 90—91, № 134-139 | ||
12 (2) | Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения С. 92—93, № 140—144 | ||
13 (3) | Урок развития речи с.94-95,97 | ||
14 (4) | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания С. 98, № 5—7, с96 №152 | ||
15 (5) | Проверочные работы по теме « Правописание слов с приставками и суффиксами» С. 100, № 1-2 | ||
16 (6) | Письмо под диктовку»Каштанка» С. 100, № 3, с.102 №1-4 | ||
17 (7) | Изложение «Март в лесу» С. 101, № 4, с.103 №5-8 | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (15 ч) | |||
Основные средства языка (4 ч) | |||
18 (1) | Средства языка и их анализ С. 108, № 1-4 | ||
19 (2) | Слово и словосочетание С.109, № 5-8 | ||
20 (3) | Имя существительное. С. 110-111, № 9-15 | ||
21 (4) | Имя прилагательное. С. 112, № 16-18 | ||
Обозначение гласных и согласных звуков на письме (3 ч) | |||
22 (1) | Фонетико-графические написания слов С. 11-114, № 19-25 | ||
23 (2) | Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм. С. 115, № 26-29 | ||
24 (3) | Способы проверки слов с безударными гласными С. 116-118, № 30-38 | ||
Выражаем мысли и чувства (2ч) | |||
25 (1) | Предложение. Текст С. 120-122, № 39-47 | ||
26 (2) | Определение типов текста. С. 123, № 48-49 | ||
Проверочные работы (6ч) | |||
27 (1) | Контрольное списывание «»Жаворонок» С. 124, № 1,с.124№2 | ||
28 (2) | Тема и основная мысль текста С. 125-127 | ||
29 (3) | Контрольный диктант по пройденному за год материалу. | ||
30 (4) | Школа Грамотея. С.126 | ||
31 (5) | Мастерская слова . с.127 | ||
32 (6) | Закрепление изученных видов текстов. |
Описание материально- технического обеспечение
образовательного процесса
- Дополнительная литература.
Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк.: в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;
.Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская)
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru
5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
- http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
- http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения
- http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям
- http://nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
- http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа
- it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы
Литература.
∙ литература для учителя:
Методическое пособие для учителя / Л.Я. Желтовская // «Обучение в 3 классе по учебнику « Русский язык». (Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование.) - М.:АСТ «Астрель», 2011 г..
Желтовская Л.Я. Контрольные и диагностические работы к учебнику Л.Я. Желтовская «Русский язык», 3 класс.
Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В., Коротченкова Л.В. Комплексные задания к текстам. 3 класс. – Саратов: Лицей, 2012.
- литература для учащихся:
.Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк. : в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;
Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь №1, 2 к учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык» 3 класс.-М.: «Астрель», 2013 г.
Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В., Коротченкова Л.В. Комплексные задания к текстам.3 класс. – Саратов: Лицей, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по УМК Планета знаний 2 класс Русский язык
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующихцелей:– формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, Начальная школа.1-4классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»....
Рабочая программа по русскому языку 1- 4 класс (программа Планета знаний).
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисно...
рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе "Планета знаний"
Рабочая впрограмма по русскому языку 3 класс по программе "Планета знаний" имеет пояснительную записку, в которой отражены следующие вопросы:- нормативные документы-цели и задачи- содержа...
Рабочая программа по русскому языку по программе Планета знаний для 1 класса
Программа с УУД 1 класс русский язык Планета знаний . Пояснительная записка разработана на 4 года обучения...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку М.:АС...