Имя существительное - часть речи удивительная.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная. (слайд 1)
Автор: Леонтьева Ольга Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №65 г. Магнитогорска Челябинской области
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка по обобщению изученного по теме: “Имя существительное - часть речи удивительная”. Данный материал направлен на формирование универсальных учебных действий школьников.
Конспект урока предназначен для обучающихся 8-9 лет и представляет собой материал, основанный на коммуникативно-деятельностном подходе в обучении.
Цель: обобщить знания обучающихся о существительном как части речи. Научиться практически, использовать полученные знания. Способствовать формированию навыков связанной речи. Умение сформулировать обобщенный вывод.
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений. Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности. Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы ,обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Методы и приемы: защита творческой работы, работа в группах, анализ текста, упражнения на развитие логического мышления, игра.
Оборудование: мини-проекты учащихся, презентация, рабочая тетрадь, учебник Климановой, проектор, карточки, сигнальные карточки.
Ход урока:
- Организационный этап.
–Здравствуйте ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь и поздоровайтесь.
(создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).
Слайд 2. ( перечень всего необходимого к уроку)
-Проверьте готовность к уроку.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности (на экран проецируется изображение сказочного государства).
-Что это за государство?
-Что изучает морфология?
-Какова цель нашего урока?
-Чем на уроке мы будем сегодня заниматься? ( будем закреплять знания о существительном).
-
- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными, это поможет вам достигнуть цели урока.
3. Актуализация знаний учащихся
-Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- Словарно-орфографическая работа
-Игра «Гласные сбежали»
-Из слов сбежали гласные, догадайтесь какие. Запишите слова с непроверяемыми написаниями.
М..рк..вь, м..р..з, н..р..д, ..пр..ль, х..кк..й, ф..тб..л, д..в..чк..,..г..р..д, к..ньк.., г..р..й, б..р..з.., ..с..н…
(Морковь, мороз, народ, апрель, хоккей, футбол, девочка, огород, коньки, герой, береза, осина) .
-Выберите и запишите 5 любых слов.
-Сравните слова, что вы можете о них сказать? (это все имена существительные…)
-Докажите и обобщите.
-Правильное написание на экране, самопроверка.
-В это время на доске выполняют звукобуквенный разбор слов (морози осина) 2 ученика.
-Проверка сильными учениками.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- В ходе выполнения заданий в тетради я прошу каждого из вас, ребята, на полях фиксировать особыми знаками свои достижения и недочёты:
+ я дал правильный ответ,
? я сомневаюсь,
- мне не удалось верно ответить
Такая работа поможет вам в конце урока проанализировать эти знаки, оценить свои знания по данной теме.
- Творческая работа в группах.
Прием: Диктант для «шпиона»
В феврале прошли олимпийские игры в городе Сочи. Наши спортсмены завоевали 38 медалей.
Лучше всех выступили фигуристы, лыжники и конькобежцы. Они показали свое мастерство и стремление к победе.
Мы гордимся нашими великими спортсменами.
(Дети 3 ряда поделены на 2 группы , текст тоже делится на несколько частей, листы с текстом прикрепляют к стенам подальше от команд. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту столько раз, сколько нужно, читает его, запоминает, возвращается и записывает текст. Побеждает тот, кто закончит работу раньше и не сделает ошибок (или допустит их меньшее количество).
-Проверка после выполнения с дополнительными теоретическими вопросами.
- Прием: «Светофор». (Блицопрос)
-Дети 1 и 2 ряда задают друг другу по изученным темам, при помощи светофора показывая готовность к работе и знание ответа на вопрос.
3) Прием: «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
-Сравните, на какие 2 группы можно разделить имена существительные?
(Футбол, футболист, шахматы, шахматист, теннисист, теннис, гимнастка, гимнастика, гимнаст, лыжи, лыжник, хоккеист, хоккей).
-Какое грандиозное спортивное событие совсем недавно произошло в нашей стране? (зимняя олимпиада).
-Проверка диктантов, роль существительного в предложении.
Физминутка.
4) Игра « Четвертый лишний»
-Найди «лишнее» слово в каждой строке и докажи правильность своего выбора.
1. Картина, морозы, пенал, деревня.
2. Пальто, облако, дорога, платок.
3.Месяцы, ученики, язык, снегири.
4.Очки, города, народы, отцы.
5) Игра - Вставь пропущенное слово.
-Вставь пропущенные имена существительные, спиши словосочетания.
кошка ________, мальчик __________, река ___________, собака _________, город __________.
- Какие существительные помогают найти города, улицы, реки, озера, выбрать книгу. Какие это существительные? Чем они отличаются от нарицательных имён существительных?
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
На доске нужно в правильном порядке расположить карточки, чтобы получилось запись: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?, изменяется по числам, бывает мужского, женского или среднего рода, в предложении может быть подлежащим или второстепенным членом.
- Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю вам сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.
1. Речь должна быть….(понятной, связной, грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной).
2. Рисунок должен быть….(яркий, соответствующий теме, креативный, интересный).
-Сравните итог нашего урока и свои проекты.
Ребята защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы на основе требований к защите творческой работы, аргументируют ответы.
6.Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….
Я вспомнил(а) о том, что существительные…
Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен (довольна) своей работой на уроке, потому что…
Самый большой мой успех – это…
Я не умел, а теперь умею…
На следующем уроке я хочу…
7. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» (5-6 предложений).
Технологическая карта
урока русского языка во 2 классе
Этапы урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Приёмы, методы. | Универсальные действия |
1. Организационно-мотивационный этап (1 мин) | Создать эмоциональный настрой к совместной деятельности на уроке. | Демонстрирует доброжелательное отношение к детям. Проводит опрос настроения. Организует внимание, готовность к уроку. | Приветствуют друг друга улыбками. Слушают, настраиваются на работу. Показывают своё настроение с «светофоров». | Словесные, наглядные методы. Метод стимулирования познавательной деятельности. | Личностные: самоопределение, знание моральных норм, проявление этических норм поведения; регулятивные: самоконтроль подготовки к уроку, целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Результат: активация внимания обучающихся, собранность, включение в деловой ритм. |
2. Этап актуализации знаний. | Актуализация субъектного опыта обучающихся. | Организует работу со словарными словами, звуковым составом слова. | Проверяют слова ,вносят изменения в текст. Определяют часть речи. Задают вопросы к словам. | Индивидуальные формы работы, коллективные формы проверки заданий. Игровая мотивация заданий. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Закрепление и систематизация знаний . | Выявить понимание и осмысление темы. | Формирует умения получать знания самостоятельно через выполнение практических заданий. Проводит дидактические приемы: диктант для «шпиона», «докажи», «светофор», «четвертый лишний». | Проверяют текст, вносят изменения в текст. Определяют часть речи. Задают вопросы к словам. | Индивидуальные формы работы, коллективные формы проверки заданий. Игровая мотивация заданий. Межпредметные связи. Проблемно-поисковый, наглядный, словесный. Создание проблемной ситуации для творческого поиска. Самостоятельная работа, работа в парах. Самопроверка. Игровая мотивация заданий. | Личностные: самоопределение, умение общаться в паре, в группе; регулятивные: планирование, прогнозирование, целеполагание, высказывание своего предположения; познавательные: овладевать умением поиска и выделение необходимой информации, уметь сравнивать, объяснять выбор критериев для сравнения, делать предварительный отбор информации, находить ответы на вопросы, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Результат: повторение, закрепление и обобщение полученных ранее знаний. |
Физкультминутка. | . Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой. | Организует физкультминутку. | Выполняют упражнения. | Фронтальная работа. | Снятие напряжения, связанного с умственной и физической нагрузкой. |
Домашнее задание | Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму. | Организует коллективное обсуждение домашнего задания. | Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его. | Словесный. | Понимание домашнего задания. |
Итог урока, рефлексия. | Обобщить знания по теме урока. Оценить достижения учеников. Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности. |
Организует коллективное обсуждение домашнего задания. деятельность на уроке, свои чувства и настроение. | Анализирует свою деятельность, показывает своё отношение к уроку, чувства и настроение с помощью символов. | Словесный, аналитический. Самоанализ, самооценка. | Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Краткое описание:
Самоанализ урока русского во 2 классе УМК «Перспектива» Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по русскому языку для 2, класса начальной школы. Формы и методы: Работа в парах, группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.
Планируемые результаты: Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, обобщение. На всех этапах урока я использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей. Свой урок я старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос «почему?» И как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова «потому что», «поэтому» Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированы. Цель в течение урока была достигнута. Урок имел форму познавательной, самостоятельной, фронтальной деятельности и работу в парах и группах. При выполнении заданий ученики показывали и закрепляли свои знания по изученной теме, а также развивали новые знания. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся были активны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку в своих знаниях. Я считаю, что уроки такой формы удачны, т.к. учащиеся с интересом применяют, используют свои знания и компьютерную технологию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"
Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....
Имя существительное-часть речи (обобщение).
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе...
Предмет: русский язык. «Имя существительное – часть речи»
Первый этап урока: мотивационный. Необходимо настроить детей на плодотворную работу, высказать добрые пожелания. Придает уроку эмоциональную окраску.Второй этап: целевой(самоопределение через са...
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" по теме "Имя существительное.Части речи".
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" ...
Самоанализ урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Части речи»
Урок новых знаний по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Части речи» проведен в 3 в классе, где большинство учащихся имеют довольно высокую познавательную активность...
Конспект открытого урока русского языка. Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.
Конспект открытого урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме " Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного." Данный мате...