Самоанализ урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Части речи»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Урок новых знаний по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Части речи» проведен в 3 в классе, где большинство учащихся имеют довольно высокую познавательную активность в течение всего урока, достаточно легко усваивают новый материал, способны логически мыслить, анализиро¬вать. Есть в классе ребята, которые испытывают некоторые трудности при обучении, нуждаются в помощи, дополнительном объяснении, познавательный интерес у них невысок, их отличает замедленный темп работы, низкая самостоятельность, рассеянность внимания. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого ученика была возможность реализовать себя. Исходя из возможностей класса в основу данного учебного занятия в качестве методологического ориентира выступил системно-деятельностный подход и следующие дидактические принципы: Принцип деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности. Тип урока – урок получения новых знаний. Цель: дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов; формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Урок новых знаний по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Части речи» проведен в 3 в классе, где большинство учащихся имеют довольно высокую познавательную активность в течение всего урока, достаточно легко усваивают новый материал, способны логически мыслить, анализировать. Есть в классе ребята, которые испытывают некоторые трудности при обучении, нуждаются в помощи, дополнительном объяснении, познавательный интерес у них невысок, их отличает замедленный темп работы, низкая самостоятельность, рассеянность внимания. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого ученика была возможность реализовать себя.
Исходя из возможностей класса в основу данного учебного занятия в качестве методологического ориентира выступил системно-деятельностный подход и следующие дидактические принципы: Принцип деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности.
Тип урока – урок получения новых знаний.
Цель: дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов; формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
Личностные: развивать умение реализовывать свои интеллектуальные возможности и осознания смысла своих учебных действий на уроке; формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей, прививать патриотические чувства; развивать логическое мышление, внимание, память.
Познавательные: ввести понятие о одушевленных и неодушевленных предметах; учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение; формировать умение осознавать и формулировать проблему.
Регулятивные: формировать умение ставить цели, находить пути их достижения, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её достижения, делать выводы.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ; развивать доброжелательность и уважение к сопернику по игре.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, практический, проблемно-поисковый, репродуктивный, интерактивный.
Формы организации обучения: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа с материалом учебника (чтение определения, выполнение тренировочных упражнений), применялись ИКТ – технологии.
Практические задачи решались учащимися в роли активных наблюдателей, в работе с дополнительным фоновым материалом, возможностями интерактивной доски.
Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся.
На протяжении всего урока, используя подводящий диалог, я задавала вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников.
Дети самостоятельно определили тему урока. На уроке создавала атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Использовала разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся.
Исходя из целей урока, было запланировано три основных этапа урока:
- Мотивационно-ориентировочный с целью обеспечения мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Организационный момент включал в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность. Класс уже научен готовится к уроку заранее, достаточно дисциплинирован, быстро настраивается на урок.
Использовала игровую ситуацию, при помощи которой создала условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, и актуализировала требования к ученикам со стороны учебной деятельности.
После этого дети были готовы к самостоятельной работе с проверкой по эталону (используя при этом регулятивные УУД: взаимоконтроль и оценку). Далее, используя элементы гуманно-личностной технологии, создала ситуацию успеха для каждого ребёнка.
На этом этапе урока формировались навыки проверки и самопроверки. На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритму самооценивания. Домашнее задание включает в себя творческую часть и было прокомментировано детьми. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
- На этапе изучение нового материала мною были предусмотрены различные формы и методы деятельности учащихся, которые способствовали активизации познавательной деятельности, внимания, логического мышления. На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи дети проговаривали вслух выполненные шаги для выявления нового знания (регулятивные УУД: саморегуляция) и выполнили несколько типовых заданий (синтаксический разбор, фонетическое задание)
Это работа в учебнике с понятиями «одушевленные и неодушевленные имена существительные», их письменным обозначением, формирование умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, ознакомление с лексическими понятиями устаревших слов.
В процессе работы с карточками решалась задача умения реализовывать свои интеллектуальные возможности. Карточки были дифференцированного характера, ребятам были представлены предложения, из которых нужно было составить текст, найти существительные и обозначить грамматические задания. Т.о., все дети были поставлены в ситуацию успеха.
- Заключительный рефлексивно-оценочный
На заключительном этапе для оценки успешности каждого ребёнка мною был использован метод самооценки – объективное оценивание самого себя. Учащимся предлагалось продолжить фразы «Я узнал…», «Я научился…». Данный вид работы создаёт ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребёнка, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность, сделать выводы о приобретённых знаниях. Рефлексия урока показала, что большинство обучающихся получили положительное впечатление от урока, о чём свидетельствовал выбранный ими смайлик.
Главное, чему должен научиться каждый ученик на данном возрастном этапе – принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач; определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога; находить и формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им..
В данном направлении идет последовательная работа с первого урока русского языка в 1 классе, и я на всех этапах реализовала эту задачу.
Я считаю, что урок прошел успешно, задуманное и реализованное способствовало достижению целей и задач урока. Каждый ученик был включен в активную познавательную и творческую деятельность.
Методы: по степени взаимодействия учителя и учеников – эвристическая беседа.
- По характеру познавательной деятельности – проблемный (постановка проблемных вопросов, дискуссия) и исследовательский (работа с книгой).
- По принципу расчленения и соединения знаний – аналитический (анализ текста); сравнительный – сравнение настроения героя в начале и в конце произведения; классификационный – признаки рассказа как жанра.
- По характеру движения мысли от незнания к знанию – дедуктивный (эвристическая беседа, ведущая к выводу).
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка по теме урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. По системе РО Л.В.Занкова...
Конспект урока "Одушевленые и неодушевленные имена существительные"
Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.Тип урока: урок открытия новых знанийЦели для учителя: создать условия для знакомства с понятием одушевленности ...
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» + учебная презентация + доп. мат. к уроку) 2 класс
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Конспект урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:• формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...
Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Задание направлено на тренировку умения писать словарные слова и делить их на одушевленные и неодушевленные. В конце задания небольшой тест на 3 вопроса...
Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Материал данного урока можно использовать на всех уроках в начальной школе с использованием системно-деятельностного подхода....
Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...