Урок Русского языка в 3 классе по программе "Школа России" по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок Русского языка по теме "Местоимение" составлен на основании авторской программы "Русский язык" (автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) по программе УМК "Школа России"

Данный урок направлен на формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Основными формами обучения на данном уроке можно назвать проблемные вопросы, работа в парах, группах, диалогическое взаимодействие.

Чтобы повысить эффективность урока, использовались активные формы и методы обучения: элементы проблемного обучения, обучение через деятельность, работа в парах и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_moy_urok.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе                                                                                                   Карнеева Марина Юрьевна

Тема урока:  Общее представление о местоимении

Цель: формирование образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся через их включение в интерактивные формы деятельности в предметной области Русский язык по теме «Местоимение».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;

Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формирование умения работать с информацией;

Развивать умение учащихся выступать в диалоге;

Формировать познавательную рефлексию;

Работать в статических и мигрирующих группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование понятия «Местоимение»

Научиться определять местоимения в тексте;

Формировать умение определять место местоимения в предложении;

Употреблять местоимения вместо существительных;

Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук,  документ-камера, пульты голосования.

УМК «Школа России» учебник по Русскому языку Канакина В.П. 3 класс 2 часть, электронный учебник.

Этап урока

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

Вызов (Мотивация)

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

- Я желаю вам успешной и интересной работы на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Проверка готовности к уроку

Слушание

Пожелание удачи

Личностные УУД

- мотивация учения, позитивный настрой на урок

Осмысление учебной задачи.  

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.

- Ребята, у каждого из вас на столе  маршрутный лист жёлтого цвета. На этом листочке – таблица.

Сегодня вы все (каждый ) являетесь экспертами.

Слева в таблице отражены этапы урока, а справа в колонке – напротив каждого этапа вы сами будете ставить себе отметку(баллы) по шкале от 1 до 5. Т.е. – это самооценка. И в конце урока, подводя итог своей работы, проанализируете: над чем стоит поработать (со всеми ли заданиями вы справились)

1.Запись числа и классной работы.

2.Организация игры и работы в парах сменного состава.  Игра «Разведчик»

3 разведчика. Остальные ученики – агенты.

У разведчиков карточки: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У учеников карточки с признаками этих частей речи: обозначает предмет, обозначает действие предмета, обозначает признаки предметов, кто?, что? и т.д.

- Расскажите, что у вас получилось.

Работа с новой информацией

Работа в парах сменного состава.

Озвучивание полученных результатов.

Регулятивные и личностные УУД

-развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий, воспитание навыка самостоятельности.

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

- Работать в статических и мигрирующих группах.

Познавательные УУД.

- строить логическую цепь размышлений.

Актуализация знаний.

Погружение в деятельность.

Работа с интерактивной доской.

Организация выполнения задания.

Организация диалога.

- Прочитайте текст, который записан на доске.

Мышь – маленький зверёк. У мышки серенькая шубка и остренькие зубки.

- Какая ошибка тут допущена?

- Как исправить эту ошибку?

Контроль за выполнением задания.

- Спишите этот текст.

Организация диалога и работы с интерактивной доской.

- Давайте определим, какой частью речи выражены все слова в этом тексте.

Организация диалога, побуждающего к выдвижению гипотезы.

- Подпишите карандашом части речи.

Побуждение к формированию цели и задачи урока.

- Посмотрите, а у нас осталось одно слово, которое мы не смогли отнести к какой-либо части речи. И осталось еще одно название «м…». Давайте вместе подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. А для этого выберем нужные нам высказывания. Возникла проблемная ситуация. В чём мы должны разобраться сегодня на уроке?  

- Какие у вас есть версии решения проблемы?

Сейчас вы должны аргументировать, высказывать свою точку зрения, доказывать.

В сотворчестве с учащимися постановка цели урока

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

 

ИМЕНИ

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

Постановка целей урока

– Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

Уточнение понимания учащимися цели.

- Верно, мы познакомимся с новой частью речи.

Выполнение задания

Участие в диалоге

- Повтор слова.

- Заменить слово.

У неё серенькая шубка и остренькие зубки.

Выполнение задания

Работа с интерактивной доской.

Ученики выходят к доске и «перетаскивают» название нужной части речи, устанавливают его над словом и объясняют свой выбор.

Выполнение задания.

Участие в  проблеме.

Объяснение своего выбора.

Принятие цели урока.

 Познавательные УУД.

- классифицировать объекты по определенному признаку.

- Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.

Регулятивные УУД.

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

Открытие нового знания

Организация диалога.

- Посмотрите внимательно, какое слово мы заменили на «у неё»?

- Какая это часть речи?

Подведение к выводу о том, что часть речи, которая употребляется вместо существительного называется местоимением.

Работа с рисунками и правилом  в учебнике.

- Откройте учебник на стр.92 и прочитайте правило. Анализируя правило, с опорой на рисунки, расскажите соседу: что нового вы узнали?

- Что такое местоимение?

- Назовите несколько местоимений.

- Какую роль они выполняют?

Участие в диалоге

- мышка

- имя существительное

Работа с правилом индивидуально,

Рисунки – в парах

- Часть речи.

- Он, я, мы …

- употребляются вместо существительных.

Познавательные УУД.

- высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

КоммуникативныеУУД

-сотрудничество со сверстниками, бесконфликтный обмен мнениями, умение оформлять свои мысли в устной форме(диалог)

Гимнастика для глаз

Физкультминутка

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем на мосту мы большую букву У.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо, влево повернем.

Заниматься вновь начнем.

Осуществление деятельности.

Стадия осмысления

Закрепление знаний

Организация работы.

- Сейчас мы с вами сделаем памятку, которая поможет нам запомнить местоимения. Перед каждым из вас лежит файл в котором находится основа для памятки, клей и маленькие карточки со словами. Вам необходимо выбрать из этих слов местоимения и наклеить их на основу.

- Сравним эту памятку с образцом. (при помощи документ-камеры)

- Прочитайте местоимения, которые вы приклеили.

Работа по учебнику с.93   упр 157. Самостоятельная работа

Контроль за выполнением задания.

Контроль за взаимопроверкой. Проверка при помощи документ-камеры одной работы.

Работа с интерактивной доской. ЭОР Диск(Кирилла и Мефодия «Русский язык 3 класс»)

- Откройте программу «Русский язык».

Один ученик работает на интерактивной доске.

Работа в группах

Создание памятки.

Сравнение своей работы с эталоном.

Выполнение задания.

Взаимопроверка.

Дети контролируют выполнение задания сигнальными карточками

Познавательные УУД:

- умение находить ответ на вопрос, анализировать с целью выделения существенных признаков, обобщать.

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса, саморегуляция

 Рефлексия

Итог урока

 - А теперь возьмите в руки пульты голосования.

Проверим результативность решения проблемы на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания на уроке выполняли с удовольствием? Со всеми заданиями ли вы справились?

- За что могли бы себя похвалить?

САМООЦЕНКА. Сигналы пиктограммы – соответствие МАРШРУТНЫМ ЛИСТАМ.

- С какой частью речи мы познакомились?

- Какие части речи заменяет местоимение?

- Назовите несколько местоимений.

Работа с пультами.

Тесты.

Правило по памятке (Местоимение –это… )

Оценивание результатов работы на уроке.

Регулятивные УУД.

- оценивание своей работы и ее результата.

Познавательные УУД

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...