Урок русского языка в 3 классе по теме: "Сочинение по пословице"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Русский язык. Урок по развитию рече.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 16.61 КБ |
urok_rus._yaz.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
русского языка
в 3 классе.
Учитель: Климова Марина Евгеньевна
МБОУ «Средняя школа №5»
2013 г.
Тема урока: Сочинение по пословице.
Цели: Формировать умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.
Развивать наблюдательность, мышление.
Обогащать словарный запас учеников.
Развивать устную и письменную связную речь учащихся.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка темы и целей урока.
Сегодня нам предстоит познакомиться с новым видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения и потренируемся в его написании. Уверена, что вам это удастся.
Актуализация знаний.
«Пословица- мудрость народная. Пословица недаром молвится».
- Как вы понимаете эти выражения?
- Что такое пословица?
- Какие пословицы вы знаете? Объясните их смысл.
Все пословицы можно разделить на группы: о труде, о дружбе, о матери, о Родине, о человеке и его качествах, об учении и другие.
Великий русский писатель Владимир Иванович Даль занимался сбором пословиц. Он их собирал 53 года и позже издал книгу «Пословицы русского народа».
Знакомство с новым материалом.
На уроках литературного чтения мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот К.Ушинский и Л. Толстой создавали литературные произведения по пословицам.
А что вы знаете об этих авторах?
Великий русский писатель Л.Н.Толстой был графом. В то время школ было мало, а в деревнях их вообще не было. И Лев Николаевич открыл школу в своей усадьбе в Ясной Поляне. В назначенный день дети робко вошли в школу, они очень волновались. Но вот граф улыбнулся, заговорил и робость прошла. Ребятишки с удовольствием стали учиться. Но книг для детей было мало. И Л.Н.Толстой создаёт «Новую азбуку» и «Русские книги для чтения». В школе он учил детей и писать сочинения по пословицам. Сам писатель признавался, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.
Замечательный русский писатель, педагог К.Ушинский создал для детей своеобразную энциклопедию об окружающем мире, о космических планетах и материках, об истории страны, о растениях и животных. Эта книга называлась «Детский мир».
Работа в группах.
-Каждая группа получит карточку с текстом. Ваша задача прочитать, обсудить, попробовать самим придумать небольшой рассказ по данной пословице.
Карточка 1.
«Не ладно скроен, да крепко сшит».
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
- Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье! - Правда,- отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул. К. Ушинский.
Карточка 2.
«Худо тому, кто добра не делает никому».
«Гришенька! Одолжи на минуточку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен». «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам и укладывай».
К.Ушинский
«Тайное всегда становится явным».
Купила мама слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:- «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : - «Нет, я не ел» . Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: - «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л. Толстой
Карточка 4.
«Как глядишь, так и видишь».
Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: - «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: - «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».
Л.Толстой
Обсуждение рассказов авторов и собственных сочинений.
- Мы с вами убедились, что писатели раскрыли смысл пословиц конкретным примером. Вы тоже коллективно попытались это сделать и у вас неплохо получилось. А сейчас каждый из вас самостоятельно придумает рассказ к пословице «Тише едешь – дальше будешь».
Устное составление рассказа.
- Объясните смысл пословицы. - Кто, по - вашему, будут герои рассказа?
- О чём будут ваши истории? - Сколько частей будет в вашем рассказе?
Итак, обдумайте сначала историю, сделайте на черновик наброски. Важно, чтобы идея вашего рассказа совпала со смыслом пословицы.
Написание сочинения, самопроверка.
Предварительный просмотр:
Урок
русского языка
в 3 классе.
Учитель: Климова Марина Евгеньевна
МБОУ «Средняя школа №5»
2013 г.
Тема урока: Сочинение по пословице.
Цели: Формировать умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.
Развивать наблюдательность, мышление.
Обогащать словарный запас учеников.
Развивать устную и письменную связную речь учащихся.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка темы и целей урока.
Сегодня нам предстоит познакомиться с новым видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения и потренируемся в его написании. Уверена, что вам это удастся.
Актуализация знаний.
«Пословица- мудрость народная. Пословица недаром молвится».
- Как вы понимаете эти выражения?
- Что такое пословица?
- Какие пословицы вы знаете? Объясните их смысл.
Все пословицы можно разделить на группы: о труде, о дружбе, о матери, о Родине, о человеке и его качествах, об учении и другие.
Великий русский писатель Владимир Иванович Даль занимался сбором пословиц. Он их собирал 53 года и позже издал книгу «Пословицы русского народа».
Знакомство с новым материалом.
На уроках литературного чтения мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот К.Ушинский и Л. Толстой создавали литературные произведения по пословицам.
А что вы знаете об этих авторах?
Великий русский писатель Л.Н.Толстой был графом. В то время школ было мало, а в деревнях их вообще не было. И Лев Николаевич открыл школу в своей усадьбе в Ясной Поляне. В назначенный день дети робко вошли в школу, они очень волновались. Но вот граф улыбнулся, заговорил и робость прошла. Ребятишки с удовольствием стали учиться. Но книг для детей было мало. И Л.Н.Толстой создаёт «Новую азбуку» и «Русские книги для чтения». В школе он учил детей и писать сочинения по пословицам. Сам писатель признавался, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.
Замечательный русский писатель, педагог К.Ушинский создал для детей своеобразную энциклопедию об окружающем мире, о космических планетах и материках, об истории страны, о растениях и животных. Эта книга называлась «Детский мир».
Работа в группах.
-Каждая группа получит карточку с текстом. Ваша задача прочитать, обсудить, попробовать самим придумать небольшой рассказ по данной пословице.
Карточка 1.
«Не ладно скроен, да крепко сшит».
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
- Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье! - Правда,- отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул. К. Ушинский.
Карточка 2.
«Худо тому, кто добра не делает никому».
«Гришенька! Одолжи на минуточку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен». «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам и укладывай».
К.Ушинский
«Тайное всегда становится явным».
Купила мама слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:- «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : - «Нет, я не ел» . Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: - «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л. Толстой
Карточка 4.
«Как глядишь, так и видишь».
Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: - «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: - «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».
Л.Толстой
Обсуждение рассказов авторов и собственных сочинений.
- Мы с вами убедились, что писатели раскрыли смысл пословиц конкретным примером. Вы тоже коллективно попытались это сделать и у вас неплохо получилось. А сейчас каждый из вас самостоятельно придумает рассказ к пословице «Тише едешь – дальше будешь».
Устное составление рассказа.
- Объясните смысл пословицы. - Кто, по - вашему, будут герои рассказа?
- О чём будут ваши истории? - Сколько частей будет в вашем рассказе?
Итак, обдумайте сначала историю, сделайте на черновик наброски. Важно, чтобы идея вашего рассказа совпала со смыслом пословицы.
Написание сочинения, самопроверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"
Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....
Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение - описание по картине художника В.Д. Поленова "Золотая осень". Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный...
Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")
Данный материал содержит технологическую карту, конспект с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"
В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему сочинение по картине И.И. Левитана " Золотая осень"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....
презентация к уроку русского языка 2 кл по теме Сочинение по картине С.А.тутунова .Зима пришла.Детство.
презентация .Зима пришла .детство....