Урок русского языка в 3 классе по теме: "Сочинение по пословице"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Русский язык. Урок  по развитию рече.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка16.61 КБ
Файл urok_rus._yaz.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

русского языка

в 3 классе.

Учитель: Климова Марина Евгеньевна

                                                          МБОУ «Средняя школа №5»

2013 г.

Тема урока: Сочинение по пословице.

Цели: Формировать умения составлять  текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.

Развивать наблюдательность, мышление.

Обогащать словарный запас учеников.

Развивать устную и письменную связную речь учащихся.

Ход урока:

Организационный момент

Постановка  темы и целей урока.

Сегодня нам предстоит  познакомиться  с новым видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения и потренируемся в его написании.  Уверена, что вам это удастся.

Актуализация знаний.

«Пословица- мудрость народная.  Пословица недаром  молвится».

    - Как вы понимаете эти выражения?

   - Что такое пословица?  

  -    Какие пословицы вы знаете? Объясните их смысл.  

Все пословицы можно разделить на группы: о труде, о дружбе, о матери, о Родине, о человеке и его качествах, об учении и другие.

Великий русский писатель Владимир Иванович Даль занимался сбором пословиц. Он их собирал 53 года и позже издал книгу «Пословицы русского народа».

Знакомство с новым материалом.

На уроках литературного чтения мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам.     А вот К.Ушинский и Л. Толстой создавали литературные произведения по пословицам.

А что вы знаете об этих авторах?

Великий русский писатель Л.Н.Толстой был графом. В то время  школ было мало, а в деревнях их вообще не было.  И Лев Николаевич открыл школу в своей усадьбе в Ясной Поляне. В назначенный день дети робко вошли в школу, они очень волновались. Но  вот граф улыбнулся,  заговорил и робость прошла. Ребятишки с удовольствием стали учиться. Но книг для детей было мало.  И  Л.Н.Толстой создаёт «Новую азбуку» и «Русские  книги для чтения». В школе он учил детей и писать сочинения по пословицам. Сам писатель признавался, что  дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

Замечательный  русский писатель, педагог К.Ушинский создал для детей своеобразную энциклопедию об окружающем мире, о космических планетах и материках, об истории страны, о растениях и животных. Эта книга называлась «Детский мир».

Работа в группах.

-Каждая группа получит карточку с текстом. Ваша задача прочитать, обсудить, попробовать самим придумать небольшой рассказ по данной пословице.

Карточка 1.

«Не ладно скроен, да крепко сшит».

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье!                                                            - Правда,- отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.                                                                                                                          К. Ушинский.

Карточка 2.

«Худо тому, кто добра не делает никому».

«Гришенька! Одолжи на минуточку карандаш». А Гриша  в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен».                                                                                                                «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам и укладывай».                                                                                                                                                                            

     К.Ушинский                                                                                            

«Тайное  всегда становится явным».

Купила мама слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив Когда никого не было в  горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.     За обедом отец и говорит:                                                               - А что, дети,  не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:- «Нет».                              Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : - «Нет, я не ел» .                                                   Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».                                                               Ваня побледнел и сказал: - «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.                                                                                                                                                                                                   Л. Толстой          

Карточка 4.

«Как глядишь, так и видишь».

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: - «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: - «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

Л.Толстой        

Обсуждение рассказов авторов и собственных сочинений.

- Мы с вами убедились, что писатели раскрыли смысл пословиц конкретным примером. Вы тоже коллективно попытались это сделать и у вас неплохо получилось. А сейчас каждый из вас самостоятельно придумает рассказ к  пословице «Тише едешь – дальше будешь».

Устное составление рассказа.  

-       Объясните смысл пословицы. - Кто, по - вашему, будут герои рассказа?

- О чём будут ваши истории? - Сколько частей будет в вашем рассказе?

Итак, обдумайте сначала историю, сделайте на черновик наброски. Важно, чтобы идея вашего рассказа совпала со смыслом пословицы.

Написание сочинения, самопроверка. 



Предварительный просмотр:

Урок

русского языка

в 3 классе.

Учитель: Климова Марина Евгеньевна

                                                          МБОУ «Средняя школа №5»

2013 г.

Тема урока: Сочинение по пословице.

Цели: Формировать умения составлять  текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.

Развивать наблюдательность, мышление.

Обогащать словарный запас учеников.

Развивать устную и письменную связную речь учащихся.

Ход урока:

Организационный момент

Постановка  темы и целей урока.

Сегодня нам предстоит  познакомиться  с новым видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения и потренируемся в его написании.  Уверена, что вам это удастся.

Актуализация знаний.

«Пословица- мудрость народная.  Пословица недаром  молвится».

    - Как вы понимаете эти выражения?

   - Что такое пословица?  

  -    Какие пословицы вы знаете? Объясните их смысл.  

Все пословицы можно разделить на группы: о труде, о дружбе, о матери, о Родине, о человеке и его качествах, об учении и другие.

Великий русский писатель Владимир Иванович Даль занимался сбором пословиц. Он их собирал 53 года и позже издал книгу «Пословицы русского народа».

Знакомство с новым материалом.

На уроках литературного чтения мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам.     А вот К.Ушинский и Л. Толстой создавали литературные произведения по пословицам.

А что вы знаете об этих авторах?

Великий русский писатель Л.Н.Толстой был графом. В то время  школ было мало, а в деревнях их вообще не было.  И Лев Николаевич открыл школу в своей усадьбе в Ясной Поляне. В назначенный день дети робко вошли в школу, они очень волновались. Но  вот граф улыбнулся,  заговорил и робость прошла. Ребятишки с удовольствием стали учиться. Но книг для детей было мало.  И  Л.Н.Толстой создаёт «Новую азбуку» и «Русские  книги для чтения». В школе он учил детей и писать сочинения по пословицам. Сам писатель признавался, что  дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

Замечательный  русский писатель, педагог К.Ушинский создал для детей своеобразную энциклопедию об окружающем мире, о космических планетах и материках, об истории страны, о растениях и животных. Эта книга называлась «Детский мир».

Работа в группах.

-Каждая группа получит карточку с текстом. Ваша задача прочитать, обсудить, попробовать самим придумать небольшой рассказ по данной пословице.

Карточка 1.

«Не ладно скроен, да крепко сшит».

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье!                                                            - Правда,- отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.                                                                                                                          К. Ушинский.

Карточка 2.

«Худо тому, кто добра не делает никому».

«Гришенька! Одолжи на минуточку карандаш». А Гриша  в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен».                                                                                                                «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам и укладывай».                                                                                                                                                                            

     К.Ушинский                                                                                            

«Тайное  всегда становится явным».

Купила мама слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив Когда никого не было в  горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.     За обедом отец и говорит:                                                               - А что, дети,  не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:- «Нет».                              Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : - «Нет, я не ел» .                                                   Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».                                                               Ваня побледнел и сказал: - «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.                                                                                                                                                                                                   Л. Толстой          

Карточка 4.

«Как глядишь, так и видишь».

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: - «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: - «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

Л.Толстой        

Обсуждение рассказов авторов и собственных сочинений.

- Мы с вами убедились, что писатели раскрыли смысл пословиц конкретным примером. Вы тоже коллективно попытались это сделать и у вас неплохо получилось. А сейчас каждый из вас самостоятельно придумает рассказ к  пословице «Тише едешь – дальше будешь».

Устное составление рассказа.  

-       Объясните смысл пословицы. - Кто, по - вашему, будут герои рассказа?

- О чём будут ваши истории? - Сколько частей будет в вашем рассказе?

Итак, обдумайте сначала историю, сделайте на черновик наброски. Важно, чтобы идея вашего рассказа совпала со смыслом пословицы.

Написание сочинения, самопроверка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе  по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"

Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение - описание по картине художника В.Д. Поленова "Золотая осень". Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный...

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....