Занимательный русский язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению на основе курса Л.В. Мищенковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umka_russkiy_4.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» Л.В. Мищенковой. Данная программа рассчитана на 4 класс обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка материала, более полное его усвоение, а так же знакомство с понятиями, которые остаются за пределами изучения школьной программы.
Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
Личностные результаты:
- осознавать роль речи в жизни общества;
- уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
- понимать необходимость быть носителем правильной речи;
- проявлять интерес к изучению русского языка.
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- Находить и выделять необходимую информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждения;
- приводить доказательства;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);
- полно и точно выражать свои мысли;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- задавать четко сформулированные вопросы.
Предметные результаты:
- углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
- распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
- отличать признаки основных языковых единиц;
- различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
- иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
- знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
- знать виды словесных игр и головоломок;
- приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;
- творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на сменяются виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
- сказочные сюжеты уроков;
- сочинение своих сказок.
Методическое обеспечение
Методическое пособие. Занимательный русский язык. Л.В. Мищенкова. 4 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2013
Рабочая тетрадь. Занимательный русский язык. Л.В. Мищенкова. 4 класс. 2 части. – М.: Издательство РОСТ. 2013
Календарно-тематическое планирование и содержание программы
№ п/п | Тема | Содержание | Дата план | Дата факт |
И снова о русском языке… | Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство. | |||
Крылатые слова и афоризмы | Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы» | |||
Копилка занимательных заданий | Решение занимательных задач | |||
Игротека | Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки) | |||
Об именах | История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм. | |||
О русских фамилиях | История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий. | |||
В поисках сбежавших головоломок | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: история возникновения русских имен и фамилий | |||
Мы играем в логогрифы | Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы. | |||
Учимся распознавать речевые ошибки | Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение | |||
Коллекция заморочек | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: логогрифы, речевые ошибки | |||
Ох уж эти фразеологизмы!... | Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами | |||
Работаем над рифмами | Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме | |||
Словесные забавы | Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме» | |||
Игротека | Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами | |||
Продолжаем работу над фразеологизмами | История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов | |||
Русские пословицы и поговорки | Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы | |||
Ассорти для любителей русского языка | Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы | |||
И снова о фразеологизмах | Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица) | |||
Однородные члены предложения | Выделение однородных членов предложения | |||
Ошибочка вышла!... | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень» | |||
Про омонимы и их разновидности | Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. | |||
Еще немного фразеологизмов | Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами. | |||
В стране Перевертундии | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак» | |||
Что такое «паронимы» | Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов | |||
Запоминаем словарные слова | Игры со словарными словами | |||
31 июня | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: паронимы, словарные слова | |||
Повторяем… | Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы | |||
Повторяем… | Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
Час занимательного русского языка.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...