Обмен опытом "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка" выступление на МО
материал на тему

Галина Анатольевна Решетникова

Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуще своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам во время не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи. Аналогично развивается восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логичесское. Данная проблема повлияла на выбор методической темы, над которой я работаю последние 3 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

  Стаж моей работы учителем начальных классов составляет 22 года. Передо мной всегда возникал вопрос, как организовать учебный труд детей, чтобы он не только был радостным, успешным, творческим, но и в полной мере происходило интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения.

   Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуще своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам во время не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи. Аналогично развивается восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логичесское. Данная проблема повлияла на выбор методической темы, над которой я работаю последние 3 года.

    Использование системы комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка  на каждом структурном этапе урока в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Работа над этой проблемой достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения.

    Изменение содержания осуществляется за счёт:

- введение дополнительной лексики во время словарно орфографической работы, закрепление, повторение и обобщение изученного;

- увеличение масштаба использование пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

- расширение объёма работы с понятиями и терминами;

- включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-позновательного характера.

Работая над выбранной методической проблемой, поставила перед собой следующие цели и задачи, которые реализовывала в учебно-воспитательном процессе:

- расширение кругозора учащихся, углубление знаний об окружающем мире;

- активизировать умственную деятельность детей, способствовать развитию ребёнка как личности;

- использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся;

- способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

   Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка использую традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учётно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов (минутки чистописания, словарно орфографической работы, физминутки). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в конце 1 класса вводится новый - мобилизирующий.

   Цель мобилизирующего этапа каждого урока – включение ребёнка в работу. В его содержание входят 3 группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами(графическое изображение, условные изображения, воображаемые образцы).Упражнения рассчитаны на две четыре минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребёнка; или наглядно-действенный, или наглядно- образный, или словесно-логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На каждом уроке использую одну группу упражнений.

         В заданиях, направленных на развитие наглядно-действенного мышления, буквенный материал используется в виде графического изображения букв на специальных карточках, которые школьники могут переставлять, взаимозаменять. Со временем учащиеся переходят к выполнению заданий более сложного характера: увеличивается количество карточек с буквами и их перестановок. Наряду с этим учащиеся придумывают свои варианты заданий на каждом этапе усложнение.

   Выполняя задания на формирование наглядно-образного мышления, учащиеся мысленно совершают действия с буквами, не меняя положения в их фактическом изображении. Операции с идеальными образами букв способствуют развитию у школьников интеллектуальной гибкости, умению полемизировать с самим собой, действовать аргументировано, доказательно.

Задания, направленные на развитие словесно-логического мышления, не предусматривают непосредственных операций не с буквами, ни с их мысленными образами. Они заставляют ученика оперировать условными обозначениями букв. Такого рода задания формируют у детей умение чётко, последовательно, доказательно выражать свои мысли.

         На минутке чистописания изменилась структура и методика её проведения. В структуре выделяются две фазы: подготовительная и исполнительная. Подготовительная в свою очередь состоит из двух частей: определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.

На первой части подготовительной фазы учащиеся с помощью специально разработанных приёмов, разнящихся то урока к уроку. Самостоятельно определяют букву предназначенную для письма. Например, учитель даёт детям задание : «Внимательно посмотрите на данное изображение  и скажите, какую букву мы будем сегодня писать? Она встречаются чаще других. Сколько раз? Какая это буква?»

Учащиеся, мобилизируя внимание, наблюдательность, сообразительность, выявляют искомую букву и дают полный обоснованный ответ, одновременно формулируя тему минутки чистописания: «Сегодня мы будем писать букву р. Она изображена чаще других, а точнее – шесть раз».  Для проведения второй части подготовительной фазы учитель пишет на доске цепочку букв для каждого урока составленную по новому принципу, и предлагает детям очередное задание. Например: «Определите порядок написания букв в данном ряду:

Рра Рре Ррё Рр….»

Учащиеся объясняют вслух систему записи: «Заглавная Р, строчная р чередуются с гласными буквами по порядку их расположения в алфавите».На исполнительной фазе дети записывают в тетради начальный ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца ориентируясь на алфавит.

Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико – синтетические способности.

В словарно-орфографической работе также изменилась структура и методика проведения урока. К структурному изменению относится введение мини-мобилизирующей части. Она даётся перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С помощью специальных заданий развивающих интеллектуальные качества детей. Учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. Например учитель говорит: «Новое слово с которым вы сегодня познакомитесь, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы узнаете слово». Ознакомление с лексическим значением слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. В процессе задания идёт поиск, анализ, сопоставление, обобщение. После коллективного рассуждения учащиеся формулируют лексическое значение каждого слова. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова, изменяет методику ознакомления учащихся с написанием нового слова. Дети самостоятельно находят его в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные. Я считаю,этот структурный элемент словарно- орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счёт расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: низкий, средний, высокий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной учащимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя.

Для работы над решением проблемной ситуации я определяю группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая темы, раздаю карточки с написанной в неё проблемной задачей, каждой группе отдельную карточку. Учащиеся  работают с карточками, решают задачу, формулируют вывод. Проверка результатов их деятельности осуществляется  с группой, решавшей задачу на низком уровне, далее на среднем и высоком. После этого формируем правило в соответствии с учебником.

Ясно, что использование исследовательских методов требуют от учителя усилий для подготовки к уроку. Однако велика и отдача. Дети становятся активными участниками процесса, в них появляется уверенность в своих силах. Детям такие уроки нравятся. Поиск требует от них максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, умение правильно выражать свои мысли, активизируют познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико- синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.

Участвовала в работе методического объединения школы, где выступила с докладом по проблеме над которой работаю.

В сентябре 2007 года прошла дистанционные курсы повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» по образовательной программе «Современные подходы к обучению орфографии». В 2008 году принимала участие в школьном конкурсе « Учитель года». В настоящее время являюсь студенткой 4 курса специальности ПиМНО  Южного федерального университета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка

В статье рассказывается об интеллектаульно-речевом развитии младших школьников....

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

1. Почему я уделила место этому вопросу?        Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...